Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:54, дипломная работа
Актуальность исследования состоит в том, что процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания.
Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….…………........... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 6
1.1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по использованию мультимедийных технологий для развития интереса младшего школьника………………………………………. 6
1.2. Особенности познавательных интересов младшего школьника…. 8
1.3. Особенности применения мультимедийных технологий для развития познавательных интересов младшего школьника….……
11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1. Диагностика уровня сформированности знаний по предмету «Окружающий мир» у учащихся младших классов……………… 12
2.2. Опытно-экспериментальная работа по применению мультимедийных технологий как способа развития познавательного интереса младшего школьника………………….. 14
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по применению мультимедийных технологий как способа развития познавательного интереса младшего школьника………………….. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..……………………………………… 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 34
Мультимедийные средства обучения должны соответствовать указанным выше критериям. При применении их в процессе обучения учитель должен следовать следующим требованиям:
Спектр использования возможностей мультимедийных технологий достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!»
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, применение мультимедийных технологий должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. Мультимедийные технологии должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием таких технологий должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение мультимедийных технологий на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ их использования.
Уроки, проводимые с использованием мультимедийных технологий в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала, что развивает познавательный интерес учащихся начальной школы.
Как уже отмечалось выше, мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука [1, 34].
Учеников младших классов
Мы имеем два основных преимущества мультимедийных технологий – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа-среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.
Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся и развитию познавательного интереса, тем самым повышая качество обучения.
Выводы по Главе I
Познавательный интерес
Формирование и развитие познавательных
интересов часть широкой
Использование мультимедийных технологий в образовании оправданно. Как мы определили, их применение в обучении младших школьников может способствовать развитию познавательного интереса школьников, тем самым повысив качество обучения.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Диагностика уровня сформированности знаний по предмету «Окружающий мир» у учащихся младших классов
Анализ психолого-
На основе определения ключевого понятия познавательный интерес – это потребность в знаниях, ориентирующая человека в окружающей действительности, заставляющая его активно стремится к познанию, к поиску способов и средств удовлетворения, имеющейся у него «жажды знаний»; мы разработали критерии, показатели, уровни. За основу взяли такие критерии: наличие интереса к учебной деятельности у учащихся 2 класса; наличие мотива, требующего заниматься этой деятельностью, качество знаний.
Таблица 2
Критерии, показатели, уровни развития познавательного интереса
у учащихся 2 класса
Критерии |
Уровни
Показатели |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Наличие интереса |
1. Отношение к определенному виду деятельности |
Положительное |
Нейтральное |
Отрицательное |
2. Широта знаний |
Полная |
Частичная |
Отсутствует | |
3. Устойчивость |
Долговременная |
Кратковременная |
Отсутствует | |
Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности |
1. Потребность заниматься этой деятельностью |
Сознательный |
Произвольный |
Безотчетный |
2. Способность переносить нагрузки |
На все занятия |
На одно занятие |
Менее чем на занятие | |
3. Способность активно побуждать себя к практическим действиям |
Всегда самим собой |
Иногда самим собой |
Побуждаются извне | |
Качество знаний |
||||
Чтобы проверить нашу гипотезу о том, что применение мультимедийных технологий будет способствовать развитию познавательного интереса младшего школьника, нами было проведено исследование на базе МОБУ Калтасинской СОШ №1 с учащимися 2б класса. Классный руководитель, выпускница Бирского филиала Башкирского государственного университета с большим стажем работы – 25 лет. В классе обучается 18 детей, из них 9 мальчиков и 9 девочек. Есть дети из многодетных (3), неполных (3). Образовательный и социальный уровень семей высок.
Класс можно разделить на три группы: отличники, хорошисты, троечники. Отличники – Изибаева Полина, Павлов Роман, Шарипов Рустам, Хаматканова Динара. 8 хорошистов – Зайникаев Эмиль, Александров Никита, Вострецова Анна, Чижакова Виктория, Кутлубаева Анастасия, Шамсутдинова Оксана, Закиров Артур, Раюллина Тамара. К группе троечников можно отнести 6 учащихся (Маязова Анастасия, Васильев Александр, Васина Екатерина, Илтубаев Александр, Шарафуллин Радмир, Михайлов Валентин).
Мы применяли мультимедийные технологии на уроках по предмету «Окружающий мир».
Исследование проходило в 3 этапа:
Прежде чем проводить уроки с использованием мультимедийных технологий, необходимо было выявить, какой уровень познавательного интереса у учащихся.
Мы диагностировали интерес учащихся к предмету, качество знаний, мотивацию.
В нашей работе мы использовали следующие методы исследования: диагностические контрольные работы, тестирование, опрос, беседа, наблюдение.
Для того чтобы провести диагностику качества знаний, мы провели контрольную работу (прил. 2).
Критерии оценивания (одно задание – один балл):
«отлично» – 9-10 баллов;
«хорошо» – 8-7 баллов;
«удовлетворительно» – 5-6 баллов;
«неудовлетворительно» – ниже 5 баллов.
Результаты представлены на рис. 1.
Рис. 5. Результаты тестирования (%)
Из рис. 1 видно, что 22% учащихся выполнили тестовые задания на «отлично», 45% – на оценку «хорошо», 33% – на оценку «удовлетворительно». Следовательно, качественная успеваемость класса равна 67%.
Также был проведен анализ журнала для определения качества успеваемости (считали количество оценок и нашли средний балл для каждого учащегося).
Для выявления уровня мотивации нами был использован метод незаконченных предложений (прил.3). Дети должны были продолжить предложение «Я люблю предмет «Окружающий мир», потому что…».
На констатирующем этапе эксперимента мы получили такие ответы, как «Потому что он интересный», «Потому что есть картинки», «Потому что я хорошо отвечаю», «Потому что мы узнаем об окружающей среде».
Для выявления уровня знаний учащихся по предмету «Окружающий мир» была проведена диагностика. Диагностика проводилась в форме тестирования и написание диктанта. По результатам теста легче определить уровень знаний учащихся. Тесты позволяют активизировать деятельность учащихся на уроках, разнообразить процесс обучения, получить наглядную картину успеваемости, экономить время, отводимое на опрос и контроль. Содержания тестовых задании было определено темами, которые изучали дети. Это знание алфавита, фонетика, орфография.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качество усвоения материала является важнейшей составляющей повышении качества знаний учащихся. А одним из основных факторов, позволяющих повысить качество усвоения материала, является познавательный интерес.
В данной работе изучается влияние мультимедийных технологий на развитие познавательных интересов младших школьников.
При работе над проектом было изучено много литературы по данной теме, раскрыта сущность понятия «познавательный интерес», «мультимедия», уточнены основные методы развития познавательного интереса с учетом возрастных особенностей младшего школьника, выявлены требования и методы применения мультимедийных технологий как способа развития познавательного интереса младшего школьника; также нами собран материал для мультимедийного сборника «Мир прекрасен» по предмету «Окружающий мир».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что задачи, поставленные на I этапе исследования, реализованы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Мультимедийные технологии в развитии познавательного интереса младшего школьника