Мультимедийные технологии в развитии познавательного интереса младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:54, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования состоит в том, что процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания.

Содержание работы

Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….…………........... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 6
1.1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по использованию мультимедийных технологий для развития интереса младшего школьника………………………………………. 6
1.2. Особенности познавательных интересов младшего школьника…. 8
1.3. Особенности применения мультимедийных технологий для развития познавательных интересов младшего школьника….……
11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1. Диагностика уровня сформированности знаний по предмету «Окружающий мир» у учащихся младших классов……………… 12
2.2. Опытно-экспериментальная работа по применению мультимедийных технологий как способа развития познавательного интереса младшего школьника………………….. 14
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по применению мультимедийных технологий как способа развития познавательного интереса младшего школьника………………….. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..……………………………………… 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 34

Файлы: 1 файл

Дипломная работа версия 5.05.12.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, познавательный интерес является важнейшим фактором качественного усвоения материала  учащимися и, следовательно, необходимой  составляющей эффективного обучения.

 

 

1.2.   Особенности познавательных интересов младшего школьника

 

 

Проблема формирования познавательных интересов младших школьников – одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя начальных классов насыщают свою деятельность приемами пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Они используют различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами использование которых в практической деятельности помогает успешному решение целей обучения и воспитания школьников. Однако обилие научной литературы неизбежно ставит учителя перед вопросами: с чего начинать? Какими критериями руководствоваться в процессе отбора и оценки нового? Как ориентироваться в огромном потоке педагогической информации? Какие научные идеи использовать в практической деятельности? Вот почему работая над проблемой, формирования познавательных интересов младших школьников в процессе обучения мы опирались на идеи и опыт тех педагогов и психологов, которые занимались исследованием этой проблемы: С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Е.И. Киричук, Л.И. Божович а так же Г.И. Щукиной, Н.Л. Погореловой, Н.Г.Морозовой, А.К. Маяковой, В.Б. Бондаревского, Г.К. Байдельдиновой, Н.Д. Хмель [9, 140].

Реалии сегодняшнего дня требуют ориентации образования младших школьников на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как в процессе начального обучения закладывается фундамент умения учиться, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Возрастание вариативности типов учебных заведений не однозначно сказывается на качестве формирования знаний, умений и навыков учащихся, в силу не разработанности организационных, методических и правовых основ их функционирования. На наш взгляд, научно не обоснованные попытки активизировать познавательную деятельность за счет увеличения объема изучаемого материала, интенсивности его подачи приводят не только к снижению качества образовательного процесса, но и к возрастанию его стрессогенности для всех субъектов образования. Несовершенство традиционной системы контроля и оценки знаний учащихся зачастую входит в противоречие с мотивационной сферой учебного процесса [5, 81].

Познавательный интерес, как и  творческая активность - сложные, многозначные явления, которые можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, они выступают как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, данные понятия являются ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника. Но для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Поэтому можно выделить внутренние и внешние проявления познавательного интереса и творческой активности, а, следовательно, условия, влияющие на их формирование также могут делиться на внутренние и внешние.

При формировании познавательного  интереса при выполнении разного  рода заданий важно учитывать  внутреннюю и внешнюю его стороны. Но так как учитель не может  в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия [12, 75].

Предметом познавательного интереса и творчества для школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также и обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Но далеко не все в учебном  материале может представлять для  учащихся какой-либо интерес. Поэтому  необходимо уделять внимание процессу деятельности учащихся, т.е. требуется  таким образом организовывать учебную деятельность, чтобы сам процесс учения привлекал школьников. Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов — внимания, памяти, мышления, способностей и личности ребенка. Однако в большинстве случаев именно сами знания и навыки рассматриваются как конечный итог успешного обучения. В результате на каждом новом, более высоком этапе обучения учащийся испытывает большие затруднения в усвоении и использовании нового учебного материала. Главная причина таких затруднений состоит не только в пробелах предшествующего этапа обучения, но и в неразвитости самих познавательных процессов, неподготовленности к постановке и решению более сложных проблем, пониманию нового учебного материала, обоснованию найденного решения, выражению собственной мысли. Для того чтобы способствовать на каждом возрастном этапе и в каждом учебном предмете успешному усвоению учебного материала, необходимо достичь на предшествующем этапе развития системы познавательных процессов, обеспечивающих возможность успешного усвоения. Это относится в равной степени к развитию внимания, памяти и мышления [5, 89].

Все познавательные процессы составляют единую систему, которую можно назвать интеллектуальной системой и которая одновременно обеспечивает и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала.

Для исследования познавательных процессов  можно использовать психологические  методики, направленные на изучение памяти, внимания и т.д.                                                     

Таким образом, формирование и развитие познавательных интересов часть  широкой проблемы воспитания всесторонне  развитой личности. Поэтому необходимость  формирования познавательных интересов в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

 

 

1.3. Особенности применения мультимедийных технологий

для развития познавательного интереса младшего школьника

 

 

Впервые термин «мультимедиа»  появился в 1965 году и активно использовался вплоть до конца семидесятых годов для описания театрализованных шоу, использующих разные виды и формы представления информации: слайды, кино, видео, аудио фрагменты, световые эффекты и живую музыку. В конце 70 и начале 80-х годов под мультимедиа понимали представления, основанные на статических или динамических изображениях от нескольких проекторов, сопровождавшихся звуком или живой музыкой.

Термин «мультимедиа» (лат. Multum + Medium) можно перевести на русский язык как «много сред» (иногда переводят как много носителей).

Наиболее полным и соответствующим  реалиям сегодняшнего дня описанием  понятия  «мультимедиа»  представляется  перечисление, данное отечественными учеными в книге «Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании»: «Мультимедиа – это:

  • технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
  • информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
  • компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
  • компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
  • особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр       информационных      технологий,       использующих      различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем), в частности, учащегося.

Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа  получила в сфере образования, поскольку  средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность  обучения. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при "подключении" органов зрения до 100 тысяч таких единиц [1, 209].

Существует несколько понятий, связанных с мультимедиа и использованием соответствующих средств информатизации. В частности, при использовании средств мультимедиа существенно возрастает роль иллюстраций.

Иллюстрация также является многозначным термином. Существует два основных толкования этого термина.

Иллюстрация (иллюстрирование) – это введение в текст поясняющей или дополняющей информации другого типа (изображения и звука), приведение примеров (возможно и без использования информации других типов) для наглядного и убедительного объяснения.

В мультимедиа-средствах иллюстрации  могут быть представлены в виде примеров (в том числе и текстовых), двухмерных и трехмерных графических изображений (рисунков, фотографий, схем, графиков, диаграмм), звуковых фрагментов, анимации, видео фрагментов.

В настоящее время созданы мультимедийные энциклопедии по многим школьным дисциплинам  и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие  системы, позволяющие организовать учебный процесс [1, 112].

Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

Предоставление интерактивности  является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа-средств. Интерактивность  позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: пользователь может индивидуально  менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях, устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий.

Технологии мультимедиа позволяют  осмысленно и гармонично интегрировать  многие виды информации. Это позволяет  с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, таких  как:

  • изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;
  • звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
  • видео, сложные видеоэффекты;
  • анимации и анимационное имитирование.

Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности  мультимедиа, которые активно используются в представлении информации:

  • возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим "лупа") при сохранении качества изображения. Это особенно важно для   презентации   произведений   искусства   и   уникальных   исторических документов;
  • возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными        средствами        с       научно-исследовательскими       или познавательными целями;
  • возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном, материале "горячих слов", по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);
  • возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;
  • возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции "стоп-кадра", покадрового "пролистывания" видеозаписи;
  • возможность подключения к глобальной сети Internet;
  • возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией);
  • возможность создания собственных "галерей" (выборок) из представляемой в продукте информации;
  • возможность автоматического просмотра всего содержания продукта ("слайд-шоу") или создания анимированного и озвученного "путеводителя-гида" по продукту ("говорящей и показывающей инструкции пользователя"); включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;
  • возможность "свободной" навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта.

Информация о работе Мультимедийные технологии в развитии познавательного интереса младшего школьника