Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 21:22, контрольная работа
В отечественной психологии многие авторы рассматривали направленность личности через понятие мотивации деятельности. Направленность личности у разных авторов при этом понимается по-разному:
- "динамическая тенденция" у С. Л. Рубинштейна,
- "смыслообразующий мотив" у А. Н. Леонтьева,
- "доминирующее отношение" у В. Н. Мясищева
- "основная жизненная направленность" у Б. Г. Ананьева,
- "динамическая организация сущностных сил человека" у А. С. Прангишвили.
Тем не менее, все авторы видят в направленности ту или иную совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования «Чувашская ГСХА»
Кафедра «Менеджмента и маркетинга»
Контрольная работа
По дисциплине «Психология и педагокика»
Выполнила студентка второго курса
факультета заочного обучения
по специальности «экономика»
Чебоксары – 2013
Содержание:
Тема: Направленность личности.
1.Форма направленности личности.
2. Характеристики мотивационной сферы.
3. Влияние направленности на мотивацию деятельности
В отечественной психологии
многие авторы рассматривали
направленность личности через
понятие мотивации
- "динамическая тенденция" у С. Л.
Рубинштейна,
- "смыслообразующий мотив" у А. Н.
Леонтьева,
- "доминирующее отношение" у В. Н.
Мясищева
- "основная жизненная направленность"
у Б. Г. Ананьева,
- "динамическая организация сущностных
сил человека" у А. С. Прангишвили.
Тем не менее, все авторы видят в направленности
ту или иную совокупность устойчивых мотивов,
ориентирующих деятельность личности
и относительно независимых от наличной
ситуации.
1.Формы направленности личности
Направленность личности
всегда социально обусловлена
и формируется в процессе
В основе всех форм направленности личности
лежат мотивы деятельности.
Влечение — наиболее примитивная и - по своей сути - биологическая форма направленности. С психологической точки зрения влечение является психическим состоянием, выражающим недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Обычно влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознаётся, превращаясь в желание.
Желание — осознанная
потребность и влечение к чему-либо вполне
определённому. Желание, будучи достаточно
осознанным, имеет побуждающую силу. Оно
проясняет цели будущего действия и построение
плана этого действия.
Желание как форма направленности характеризуется
осознанием не только своей потребности,
но и возможных путей её удовлетворения.
Стремление - желание, подкреплённое волей. Стремление - вполне определённое побуждение к деятельности.
Интерес - специфическая форма проявления
познавательной потребности человека.
Интерес обеспечивает направленность
личности на осознание смысла и целей
деятельности, тем самым способствующая
ориентировке личности в окружающей действительности.
Наличие интереса во многом объясняет
наличие у человека специальной способности
- разума.
Субъективно интерес обнаруживается
в эмоциональном тоне, сопровождающем
процесс познания или внимание к определённому
объекту. Одной из наиболее существенных
характеристик интереса является то, что
при его удовлетворении он не угасает.
Как правило, интерес развивается, эволюционирует,
порождает новые интересы, соответствующие
более высокому уровню познавательной
деятельности.
Интерес - важнейшая побудительная сила
к познанию окружающей действительности.
Различают:
- непосредственный интерес, вызываемый
наглядной привлекательностью объекта,
- опосредованный интерес к объекту как
средству достижения целей деятельности.
Устойчивость, широта, содержание интересов
- важнейшая черта личности, один из краеугольных
камней личности человека. Сказав об интересах
человека, мы тем самым рисуем уже довольно
точный его психологический портрет.
Склонность. В динамике интерес порождает
склонность. Интерес - это сравнительно
пассивное созерцание объекта интереса,
склонность - активное созерцание, стремление
связать свою деятельность и свою жизнь
с этим объектом.
Во многом интерес развивается в склонность
благодаря включению волевого компонента.
Склонность - направленность индивида
на определённую деятельность. Основой
склонности является глубокая устойчивая
потребность индивида в той или иной деятельности.
В каком-то смысле можно сказать, что склонность
это интерес к деятельности.
Интерес и склонности - фактор бурного
развития способностей индивида.
Идеал - конкретизируемая в образе
или представлении предметная цель склонности
индивида. Идеал - то, к чему человек стремится,
на что ориентируется в отдалённой перспективе.
Идеалы - основа, "кирпичики" мировоззрения
человека. По собственным идеалам человек
судит о других людях.
Идеал - один из аргументов в функции самооценки
человека.
Мировоззрение
- модель (картина) мира. Если, например,
интересы, склонности или идеалы могут
быть не связаны друг с другом, то важнейшая
черта мировоззрения - его целостность.
Целостное мировоззрение позволяет человеку
жить "плавно": переезжая, например,
в новую местность, он знает, что там будут
действовать такие же законы физики или
химии, люди в этой местности могут немного
отличаться, но они всё равно будут людьми
(они разговаривают, имеют физиологические
потребности и т.д.). Целостное мировоззрение
позволяет рассматривать мир как сложную
систему причинно-следственных связей.
Мировоззрение позволяет человеку планировать
свою деятельность на многие годы вперёд:
он знает, что многое может поменяться
за годы, но основные законы, по которым
мир существует, останутся незыблемыми.
Убеждение - система мотивов личности,
побуждающих её поступать в соответствии
со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
В основе убеждений лежат осознанные потребности,
которые побуждают личность действовать,
формируют её мотивацию к деятельности.
2.Характеристики мотивационной сферы
Мотив — побуждение
к деятельности, связанное с удовлетворением
потребности субъекта. Мотив - причина,
лежащая в основе выбора
Мотив является основополагающим "кирпичиком"
такого сложного процесса как мотивация.
Мотивация - обозначение системы факторов,
детерминирующих поведение:
- потребности,
- мотивы,
- цели,
- намерения,
- стремления и др.
Мотивация - это и характеристика процесса,
который стимулирует и поддерживает поведенческую
активность на определённом уровне. Обычно
мотивация рассматривается как совокупность
причин психологического характера, объясняющих
поведение человека, его начало, направленность
и активность.
3.Влияние направленности на мотивацию деятельности
Внутренняя и внешняя мотивация
Внутренняя (диспозиционная)
и внешняя (ситуационная) мотивации
взаимосвязаны. Диспозиции могут
актуализироваться под
В зависимости от склонностей человека,
его мировоззрения и других форм направленности
он может быть или более склонным к внутренней
мотивации, или к внешней.
Осознанность-неосознанность мотивов
Мотив в отличие
от мотивации — это то, что
принадлежит самому субъекту
поведения, является его устойчивым
личностным свойством, изнутри побуждающим
к совершению определённых
- осознанными,
- неосознаваемыми.
Люди с развитыми идеалами, мировоззрением,
адекватными убеждениями как правило
в своих действиях двигаются осознанными
мотивами. Запутанность внутреннего мира,
обилие психологических защит может привести
к тому, что основными двигателями будут
неосознаваемые мотивы.
Количество и качество потребностей, интересов, склонностей
Меньше всего потребностей
у растений, которые имеют нужду
только в определённых
Социальные потребности:
- стремление человека жить в обществе,
- стремление взаимодействовать с другими
людьми,
- стремление приносить пользу людям,
участвовать в разделении труда,
- стремление понимать других людей и
общественные процессы.
Чем больше качественно разных потребностей
у человека, интересов, склонностей, тем
разностороннее и гибче его деятельность.
Чисто человеческое качество - умение
сочетать в своей деятельности сразу несколько
разных интересов.
Умение ставить цель
Цель - это то, с чего
начинается деятельность. Чем разностороннее
человек, чем более развит он
как личность, тем точнее и
оригинальнее у него получается ставить
свои цели.
Наличие ярких идеалов может побудить
человека ставить сложные, далеко идущие
цели.
Цель является основным объектом внимания,
который занимает определённый объём
кратковременной и оперативной памяти;
с ней связаны разворачивающийся в данный
момент времени мыслительный процесс
и большая часть всевозможных эмоциональных
переживаний.
Наличие идеала достижения
Если у человека
есть идеал достижения, у него
будет развита мотивация на
достижение результата, он будет
любить ставить цели, будет стремиться
к достижению поставленных
Наличие идеала смелости
Смелый человек или
хотя бы стремящийся быть
Гибкость
Разные аспекты
Уверенность
Ощущение уверенность
при выполнении деятельности
рождается из чёткости
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
Тема. Эмоциональные процессы и управление эмоциями.
Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие - печалят, третьи - возмущают и т. д. Радость, печаль, восхищение, гнев, страх и др. - всё это различные виды субъективного отношения человека к действительности. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему его миру.
В обыденной жизни люди давно интересуются тем, как определить эмоциональное состояние человека. В этом отношении важную роль играет лицо, так как большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнёров, и больше всего - на глазах.
Об эмоциональных состояниях других людей человек судит по особым, выразительным движениям, мимике, изменению голоса, походки и т.п. Определённым чувствам соответствуют свои специфические формы выражения. Например, страх выражается в расширении зрачков, в дрожи, в бледности; для ужаса характерно широко открытые глаза, бледность кожи, заторможенность движений, дрожащий голос. При скуке человек ищет себе какое-нибудь занятие, зевает, его глаза не блестят и кажутся усталыми. Радость проявляется в блеске глаз, в покраснении лица, в ускорении движений и т.д.
Наиболее ярко выражает чувства человеческое лицо. Мышцы лица очень подвижны и могут передавать самые различные чувства, в зависимости от внутреннего состояния человека. Переживаемые человеком чувства выражаются также в пантомимике и в непроизвольных мышечных движениях. При положительных чувствах эти движения обычно направлены в сторону объекта чувств, а при отрицательных - в сторону от него. Выразителем наших чувств также являются глаза, которые бывают радостные и весёлые, печальные и грустные, испуганные и удивлённые. Тесно связано с нашими чувствами выражение рта. Чем выше загнуты уголки губ вверх, чем шире улыбка, тем более хорошее у нас настроение. Если же уголки губ опущены вниз, а губы сжаты, то это верный признак обиды.
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека. Поскольку всё то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Эмоции определяются психологами как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Ч. Дарвин утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей. При этом самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний -- это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Эмоции являются специфической реакцией организма на изменения во внутренней или внешней среде. Я. Рейковский в связи с этим выделил три основных компонента эмоционального процесса.