Направленность личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

В отечественной психологии многие авторы рассматривали направленность личности через понятие мотивации деятельности. Направленность личности у разных авторов при этом понимается по-разному:
- "динамическая тенденция" у С. Л. Рубинштейна,
- "смыслообразующий мотив" у А. Н. Леонтьева,
- "доминирующее отношение" у В. Н. Мясищева
- "основная жизненная направленность" у Б. Г. Ананьева,
- "динамическая организация сущностных сил человека" у А. С. Прангишвили.
Тем не менее, все авторы видят в направленности ту или иную совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Файлы: 1 файл

психология контрольная.docx

— 81.01 Кб (Скачать файл)

Первый -- это компонент эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для субъекта, это приводит к возникновению (или увеличению) возбужденности, общему изменению скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. Однако в отдельных случаях под влиянием таких событий возбужденность может, напротив, уменьшаться. Это зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей реагирования.

Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциональное событие имеет для субъекта -- позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная -- когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процесса заключается в побуждении действий, поддерживающих контакт с позитивным событием, отрицательного -- в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент эмоции связан со специфическими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции. В зависимости от этого компонента эмоциональные реакции или вызванные эмоциями особые формы поведения приобретают специфический характер. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называют стеническими, вторые -- астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств психологи связывают со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в так называемой лимбической системе, существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения» и «страдания». Эмоциональное состояние передается словами, способом построения фразы, характером интонации, тембром голоса и т. д. Но не только так. Эмоции хорошо передаются еще и мимикой, пантомимикой. Если человеку не удается выразить свои эмоции, то он испытывает чувство неудовлетворенности.

Иногда эмоции отождествляются с чувствами. Но правильнее называть эмоцией только форму протекания чувств. Кроме того, одно и то же чувство может обслуживаться разными эмоциями. Чувства -- еще более, чем эмоции, являются устойчивыми психическими состояниями. Они имеют четко выраженный предметный характер: выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувство вообще, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. В зависимости от направленности, чувства разделяют на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью), эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы), практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Особенно полно отражаются чувства в речи, которая содержит не только определённые мысли, но и отношение к ним говорящего. Большую роль здесь играет интонация. Даже слушая незнакомую иностранную речь, нетрудно понять, в каком настроении находится говорящий человек. При различных эмоциональных переживаниях изменяется скорость речи, нарушается её правильность.

Нельзя отрицать и социальной природы выразительных движений. Выразительные движения помогают нам передать окружающим наше эмоциональное состояние и тем самым облегчают общение. В настоящее время различия в выражении эмоции наблюдаются и у представителей разных социальных групп, разных наций и разных профессий. Из-за разности во внешнем проявлении мы не всегда можем оценить чувства иностранца правильно. У разных народов принято по-разному проявлять свои чувства. Люди, родившиеся в южных странах, эмоциональны, а северяне, наоборот, стараются меньше проявлять свои чувства. В зависимости от установленных неписанных правил, традиций, бытующих в разной социальной среде, по разному выражаются различные чувства. В каждом обществе существуют свои нормы выражения чувств, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. Например, в некоторых частях Африки смех - показатель изумления и даже замешательства и вовсе не обязательно признак веселья. Таким образом, форма и употребление выразительных движений определяются сложившейся системой отношений в обществе, которое контролирует их проявление.

По данным Барабанщикова В. А., Малковой Т. Н., в истории изучения восприятия экспрессии лица можно выделить четыре периода.

Первый период связан с работами Аристотеля, Белла, Дюшена, Пидерита. Эти ученые пытались описать некоторые эмпирически наблюдаемые связи между мимическими выражениями и теми или другими эмоциональными состояниями. Так, немецкий анатом Пидерит выдвинул предложение о том, что мимические выражения можно охарактеризовать при помощи нескольких элементарных движений. Он считал, что функционирование мышц лица осуществляется согласованно с органами чувств и облегчает или затрудняет восприятие стимула: например, открывание или закрывание рта, глаз и т.д.

Второй период связан с именем Чарльза Дарвина, выдвинувшим гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из полезных действий. Другими словами, то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определённое приспособительное значение.

Мимические движения, возникшие из преобразованных полезных движений, представляют собой ослабленную форму этих движений, либо их противоположность, либо прямое выражение эмоционального возбуждения. Дарвину принадлежит первое межкультурное исследование распознания мимических проявлений. Его работы являются первой попыткой объективного оценивания экспрессии.

Третий период характеризуется интенсивными экспериментальными исследованиями восприятия человеком различных мимических проявлений. В большинстве исследований этого направления была сделана попытка установить круг эмоциональных состояний, воспринимаемых человеком, а также определить те групп мышц, которые принимают участие в выражении определённой эмоции.

Четвертый период в изучении экспрессии лица опирается на исследования П. Экмана, К. Изарда и др. Усилия этих ученых были направлены на выявления мимических паттернов, характерных для так называемых основных эмоций. Так, П. Экман выделяет шесть фундаментальных эмоций: радость, горе, отвращение-презрение, удивление, страх, гнев. Предметом его исследований являлось описание мимических паттернов в терминах сокращения или растяжения определённых групп лицевых мышц.

Эмоции - это специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, процессом удовлетворения потребностей, окрашенные в приятные и неприятные тона. Эмоции - психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он физически и психологически чувствует себя в данный момент, а также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно идет процесс удовлетворения потребностей. Эмоции характеризуют жизнь в целом, все ее процессы, связанные с сохранением ее и развитием.

К эмоциям относятся переживания голода, жажды, удовольствия, неудовольствия, страха, гнева, печали, радости, многочисленные и разнообразные чувства, которые может испытывать человек по разным поводам и в разных жизненных ситуациях. Эмоциональные состояния динамичны, они меняются, время от времени, переходят одно в другое, иногда в свою прямую противоположность. Радость сменяется печалью, страх - гневом, удовольствие - неудовольствием. Динамика эмоциональных состояний зависит от динамики потребностей и интересов, с которыми эти состояния связаны.

Эмоции в строгом значении слова - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Поэтому понятие «эмоция» уже, чем понятие «чувство». Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками на трибуне стадиона, чувство любви к футболу, хоккею, теннису и спорту вообще, то их нельзя называть эмоцией. Эмоции будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые переживает, испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру высококлассных спортсменов.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжения сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Нам становится трудно промолчать, остаться бездействующим. В этом случае человек готов «горы свернуть». И, наоборот, иногда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность, тогда говорят об астенических эмоциях. Мы говорим, что «чувства расслабляют человека», «всё валится из рук». Иногда даже при сильном чувстве, человек уходит в себя, замыкается. В зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение.

К. Изард выделил следующие основные, "фундаментальные эмоции".

Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.

Удивление - не имеющая точно выраженного положительного или отрицательного знака, эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит предыдущие реакции, направляя внимание на объект, его вызвавший и может вызывать интерес.

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся такой информацией о невозможности удовлетворения жизненных потребностей, которое раннее представлялось более вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением препятствия на пути к цели для удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, предметами, людьми, обстоятельствами, соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в сознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличии от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза). Страх может достигнуть такой силы, что нервная система не выдерживает и человек умирает. Однажды пережитый страх может закрепиться и стать хроническим.

 

Ю. Щербатых выделил несколько видов страха:

1. Страх непонятного. Необъяснимое издавна пугало людей. Страх -- это эмоция, а эмоции включаются там, где отказывает логика или где наличной информации слишком мало. Американский психолог Н. Коупред в книге «Психология и солдат» писал, что страх перед неизвестным всегда изнурительнее, чем страх перед известным. По мнению психологов, внезапное изменение в ранее хорошо известном объекте порождает страх. Сильные реакции ужаса наблюдали немецкие психологи у младенцев, если мать, голос которой они хорошо знали, начинала говорить высоким фальцетом. Таким образом, если напугать человека, достаточно в его привычную картину мира добавить всего лишь «один мазок», но в корне отличающийся от того, что он видел до этого. Причем, желательно, чтобы эта деталь не объяснялась при помощи логики и разума. В этом случае забастовка разума тут же откроет шлюзы потоку эмоций, причем страх будет прямо пропорционален степени рассогласования между привычностью окружения о необычностью этой детали.

2. Страх неизвестности. «Страх хуже наказания. В наказании есть нечто определенное. Велико ли оно или мало, все лучше, чем неопределенность, чем нескончаемый ужас ожидания», -- писал С. Цвейг. Пытка неизвестностью считается одной из самых действенных, поэтому ее применяют, когда хотят сломить волю человека. История знает немало случаев, когда ожидание смерти оказывалось страшнее ее самой. Нацистский преступник Геринг за три часа до казни покончил с собой, т. к. не смог вынести ожидания казни. Анализируя достаточно парадоксальную реакцию облегчения страха при встрече с давно ожидаемой опасностью, психиатр А. Кемпински отмечал, что если человек непосредственно столкнулся с данной ситуацией, то чувство страха внезапно слабеет, а это состояние молено объяснить разрядкой эмоционального напряжения в действии.

3. Страх, питающий  сам себя. Часто бывает так, что страх, словно снежный ком, быстро увеличивается в размерах, разрастаясь от маленького опасения до полного ужаса. При этом сознание, изначально нацеленное на страх, избирательно выделяет из окружающего мира именно то, что подтверждает первоначальные опасения. Это еще больше усиливает отрицательную эмоцию, которая в конце концов «отключает» возможность логического анализа. Примером такого сценария развертывания событий является страх, охватывающий человека в пустынном и темном месте, в парке или лесу. Стоит только зародиться зернышку страха и не подавить его вовремя, как за считанные минуты из него может вырасти ядовитый куст темного липкого ужаса. При нечетком видении из двух равновероятных вариантов сознание выберет самый неблагоприятный. Виднеющийся вдали силуэт, который может быть и колодцем, и деревом, становится притаившимся (естественно, с недобрыми намерениями) человеком, а упавшая за спиной ветка -- звуком подкрадывающихся врагов. Особенно опасно лавинообразное усиление страха в местах массового скопления людей, что приводит к возникновению и бесконтрольному разрастанию паники. Согласно определению, паника представляет собой «крайнюю степень страха, охватывающего группы людей и проявляющегося в инстинктивной реакции бегства». При этом в массе людей наблюдается особое изменение состояния сознания, когда появляется повышенная внушаемость и возрастает индуктивность эмоций. Как показывает опыт, панику можно остановить только с помощью столь же сильного эмоционального порыва, сопряженного с угрозой применения силы, причем, желательно хотя бы раз эту угрозу подтвердить.

Информация о работе Направленность личности