Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 21:22, контрольная работа
В отечественной психологии многие авторы рассматривали направленность личности через понятие мотивации деятельности. Направленность личности у разных авторов при этом понимается по-разному:
- "динамическая тенденция" у С. Л. Рубинштейна,
- "смыслообразующий мотив" у А. Н. Леонтьева,
- "доминирующее отношение" у В. Н. Мясищева
- "основная жизненная направленность" у Б. Г. Ананьева,
- "динамическая организация сущностных сил человека" у А. С. Прангишвили.
Тем не менее, все авторы видят в направленности ту или иную совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.
4. Неотвратимость (страх обреченных). Давно известно, что страх в малых дозах стимулирует, а в больших -- парализует. Любой страх может выдержать человек, но только в том случает, если он видит выход из создавшегося положения. Если же просвета впереди нет, то вслед за страхом приходит отчаяние, а это самая разрушительная смесь на свете. Людям свойственно бояться того, что им непонятно, с чем они не могут справиться. Страх перед неотвратимой гибелью не только эту гибель приближает, но и убивает сам по себе. Французский врач Ален Бомбар утверждал, что большинство людей, потерпевших крушение в открытом море, погибают не от голода и обезвоживания организма, а от отчаяния и чувства обреченности перед стихией. Чтобы доказать свою правоту, он почти без еды и воды переплыл океан в маленькой резиновой лодке.
5. Страх непредсказуемости. Если попытаться перечислить все, что вызывает страх, то не на последнем месте в этом списке будет стоять страх перед непредсказуемыми поступками других людей. Люди, чьи действия невозможно прогнозировать заранее, чьи действия нелепы, хаотичны и не укладываются в привычную логику, как правило, вызывают опасение и тревогу окружающих, а если такие люди облечены еще и властью, то страх непредсказуемости может достичь силы ужаса. В русской истории было немало правителей, отличавшихся буйным нравом и жестокостью, но двоих из них подданные боялись больше всего. Речь идет об Иване Грозном и Сталине -- двух умных и коварных психопатах, чьи поступки зачастую были совершенно непонятны приближенным, а потому внушали особый ужас.
6. Амбивалентный страх. Смех и слезы, радость и страх -- устойчивое сочетание несочетаемого. Возможность совершения некоторых действий одновременно и пугает людей и привлекает их. В основе контрастных явлений лежат два отличных друг от друга психических механизма. К первой группе можно отнести ситуации, когда человек не испытывает потребности совершать то или иное действие, мысль о котором вызывает страх (например, броситься с балкона), а лишь неправомерно завышает в своем сознании вероятность совершения такого действия. Вторая группа имеет другой механизм своего развития. В этом случае у человека есть реальная (чаще скрытая в глубинах подсознания) потребность, которая проявляется в виде навязчивого влечения. Тогда, с одной стороны, человек хочет совершить то или иное действие, а с другой -- боится его. Чаще всего это происходит, когда общество длительно навязывает личности какой-то определенный тип поведения, вызывающий внутренний протест подсознания -- например, описанный в литературе страх совершить что-то непристойное, «грязное».
Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).
Жизнь только для себя, только своими интересами ведет к появлению такого свойства личности, как жесткость. Такие люди не понимают, что означает сочувствие другому, безразличны к окружающим. Отзывчивыми считают людей, которые эмоционально откликаются на события в жизни других людей как на свои собственные.
Весьма важны также различия в направленности и содержании чувств. У разных людей можно заметить преобладание того лил иного настроения, склонность к определённым чувствам, что позволяет говорить о них как о ведущих. Эта особенность обычно связана с мировоззрением, жизненными интересами, убеждениями личности.
У человека имеются основные виды эмоций:
1. Настроение - относительно слабое, но долгое время, существующее эмоциональное переживание, определяющее психологическое состояние человека в течение достаточно длительного времени, обычно несколько часов или дней. Настроение человека определяется его общим настроем или отражает его настрой в данный момент времени. Оно представляет собой эмоцию, которую человек обычно плохо осознает как по ее источникам, так и по характерным переживаниям. Далеко не всегда человек может определить, какое у него в данный момент настроение. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желёз внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Именно этот вид настроения называют самочувствием. Плохое самочувствие может говорить о развивающейся болезни или о других нарушениях в организме. На настроение влияют окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди. Другие люди, их отношение, их внимание, забота, даже просто выражение лица формируют наше настроение. Все это позволяет отметить различную степень осознанности настроения.
Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Часто повторяясь, настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают некоторые люди, деля окружающих на оптимистов и пессимистов. Настроение накладывает существенный отпечаток на поведение. Настроение может как стимулировать, усиливать, так и подавлять, расстраивать деятельность человека. Поэтому человек должен управлять своим настроением. При господстве положительного, жизнерадостного настроения человек легко переживает и временные неудачи, и огорчения.
2. Простейшие биологические эмоции - это эмоциональные переживания, которые человек как живой организм испытывает в связи с удовлетворением своих потребностей. Обычно это состояние типа удовольствия или неудовольствия, удовлетворения или неудовлетворения, приятного или неприятного. Простейшие биологические эмоции порождают сравнительно простые, однозначно окрашенные эмоциональные переживания. Такая эмоция может быть приятной или неприятной, но одновременно тем и другим быть не может. Они связаны с удовлетворением биологических потребностей, в пище, кислороде, сексуальная потребность и ряд других. Эмоции бывают как у человека, так и у животных. Часто имеют циклический характер.
3. Аффекты - это наиболее мощная эмоциональная реакция; проявляется как сильное, бурное и относительно эмоциональное кратковременное переживание. Аффект полностью захватывает всю психику человека и предопределяет реакцию на ситуацию в целом (чаще всего и эта реакция, и воздействующие раздражители осознаются недостаточно, что является одной из причин практической неуправляемости этим состоянием). При анализе аффекта учитывают соответствие силы стимула и результата, находящихся в обратной пропорции: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты, как правило, искажают нормальную организацию поведения. Оно становится не вполне разумным. К тому же аффекты оставляют сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. Собственно эмоции, в отличие от аффектов, -- более длительные состояния. Они -- реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека. Хотя некоторые эмоции могут определяться и завершающими аспектами поведения. Обычно эмоция сопровождает и в целом способствует целенаправленному поведению. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым -- приводит к отрицательным эмоциям. Потребностный подход к определению знака эмоции был предложен отечественным психофизиологом П. Симоновым. Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, или как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия.
4. Чувства - это сложный комплекс разнообразных эмоциональных переживаний, связанных у человека с людьми, предметами, событиями. Чувства почти всегда можно анализировать, разделяя на ряд простейших переживаний, из которых они состоят. В чувства могут входить определенные ощущения, полученные в результате восприятия предметов. Простейшие эмоциональные переживания, входящие в структуру чувств, могут быть одинаковыми по признаку. Например, положительными или отрицательными, приятными и неприятными, разными или противоречивыми. Чувства, в состав которых входят одинаковые по знаку эмоциональные переживания, называют гармоничными, а чувства, включающие разные эмоциональные переживания называют амбивалентными. Чувства, испытываемые одним человеком, могут быть возвышенными и низменными одновременно.
Низменными называют чувства, которые порождены отрицательным отношением к человеку и связаны с желанием сделать ему что-либо неприятное, нанести вред. Такие чувства обычно не соответствуют нормам морали, принятым в человеческом, культурном, цивилизованном обществе. Ним относятся ненависть, зависть, вражда.
Возвышенные чувства, напротив, исходят из стремления делать людям добро, и основываются на принятых в человеческом обществе высоких нормах морали: любовь, доброта, сопереживание, сочувствие.
Чувства делятся на группы в соответствии предметами, к которым они относятся. Так выделяют эстетические чувства, интеллектуальные чувства, правовые чувства.
Эстетические - связаны с восприятием и переживаниями прекрасного, например, произведений искусства, культуры.
Интеллектуальные - связаны с переживанием идей, мыслей людей, оригинальных, талантливых решений сложных задач.
Моральные чувства люди испытывают, когда им приходится оценивать свое собственное поведение или поступки других людей с точки зрения существующих норм морали, чувство стыда, чувство справедливости.
5. Страсти - сильные, стойкие, длительные чувства человека, явно преобладающие над его остальными чувствами, настолько сильными, что не человек управляет ими, а они управляют человеком. Страсти играют ту же роль, что и акцентируемые черты характера. В страсти ярко выражен волевой элемент стремления, она представляет собой единство эмоциональных и волевых мотивов. Характерно сочетание элементов активности и пассивности.
Для Христианской концепции всякая страсть - фатальная, темная сила, ослепляющая человека. В ней сказывается роковая страсть низшей телесной природы человека над высшими духовными проявлениями. В противоположность Христианской концепции, для Рене Декарта разум и страсть перестают быть взаимоисключающими категориями. Его идеал - страстный человек. Страсть и любовь у Декарта не могут быть слишком большой, в великом человеке все велико. Как и всякие чувства, страсти могут быть положительными и отрицательными, возвышенными и низменными.
Положительные - побуждающие человека к достижению высоких целей, приносящим пользу ему и людям.
Отрицательные (низменные) - те, в результате которых человек наносит вред себе и окружающим.
6. Стресс - это очень стойкое, чрезмерно сильное отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает у человека в результате сильной и невыносимой физической или психологической нагрузки. Стресс - это особое психофизиологическое состояние организма, при котором нарушаются происходящие в нем процессы, резко снижается работоспособность, происходят нарушения в социальном поведении. Стресс - единственное из всех эмоциональных состояний человека, играющее исключительно отрицательную роль в управлении психикой и поведением человека.
Можно сказать, что стрессы составляют естественную часть человеческой жизни. Если их нет по естественной причине, то мы сами организуем их влияние на нас. Примером сказанному может служить то, как люди сами загоняют себя в стресс, оставляя дела до последнего момента. Причем они неторопятся не только с неприятными, но и с приятными делами, даже если от их выполнения получают удовольствие или материальные блага.
Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый «стресс льва». Опасность как бы подстёгивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызывать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение «стресс кролика».
Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.
7. Фрустрация - состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Состояние фрустрации может быть вызвано множеством причин, начиная от смерти близкого человека до незаслуженной оценки на уроке. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности.
Одной из отличительных черт фрустрации является неожиданность. Иногда наш мозг не успевает обрабатывать происходящее - настолько сильны изменения планов - возникает информационная перезагрузка. Этому способствует непроизвольное повторение произошедшего в воображении с тем, чтобы переосмыслить происходящее. Таким образом, наш разум напряженно работает, пытаясь усвоить все случившееся и объединить это с предшествующим опытом.
Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. Наиболее частым результатом фрустрации являются депрессия и гнев.
Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.