Научение и память. Виды и механизмы памяти. Физиология вкусового анализатора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

Память и обучение имеют общую особенность — необходимость повторения. Как научение основано на многократном сочетании одних и тех же стимулов, так и для образования следа памяти требуется повторение одной и той же информации.
В результате процесса научения возникают физические, химические и морфологические изменения в нервных структурах, которые сохраняются некоторое время и оказывают существенное влияние на осуществляемые организмом рефлекторные реакции. Совокупность таких структурно-функциональных изменений в нервных образованиях, известная под названием «энграмма» (след) действующих раздражителей становится важным фактором, определяющим все разнообразие приспособительного адаптивного поведения организма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Простые формы научения и их нейронная основа……………………4
Системы мозга и память………………………………………………….8
Функции мозжечка………………………………………………………..8
Фунции миндалины и гиппокампа……………………………………..9
Функции коры в организации научения и памяти…………………. 11
Мидиаторные системы………………………………………………… 12
Нейропептиды……………………………………………………………13
Белковый синтез……………………………………………………………15
Система памяти и ее основные виды……………………………………16
Консолидация следов памяти……………………………………………19
Пластичность мозга на воздействия окружающей среды………….20
Физиология вкусового анализатора…………………………………….22
Чувствительность рецепторов к различным видам вкусовых раздражителей……………………..……………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………………………27

Файлы: 1 файл

контрольная по физиологии.docx

— 51.82 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное

Бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Оренбургский государственный  университет»

 

Факультет вечернего и  заочного обучения

 

Кафедра: Общей психологии   

 

 

Контрольная работа

 

 

 По дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности»

Тема: Научение и память. Виды и механизмы памяти.

 Физиология  вкусового анализатора.

 

 

 

Руководитель работы

Вишняков  Александр Иванович

«         » ____________ 2013 г.

Исполнитель

Студент группы: З 12 ПС (б) ПЛ

Серова Лидия  Анатольевна

« ____ »  ____________ 2013 г.

 

 

Оренбург 2013 г.

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

  1. Простые формы научения и их нейронная основа……………………4
  2. Системы мозга и память………………………………………………….8
  3. Функции мозжечка………………………………………………………..8
  4. Фунции миндалины и гиппокампа……………………………………..9
  5. Функции коры в организации научения и памяти…………………. 11
  6. Мидиаторные системы………………………………………………… 12
  7. Нейропептиды……………………………………………………………13
  8. Белковый синтез……………………………………………………………15
  9. Система памяти и ее основные виды……………………………………16
  10. Консолидация следов памяти……………………………………………19
  11. Пластичность мозга на воздействия окружающей среды………….20
  12. Физиология вкусового анализатора…………………………………….22
  13. Чувствительность рецепторов к различным видам вкусовых раздражителей……………………..……………………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………………26

Список используемой литературы……………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В формировании и осуществлении  высших функций мозга очень важное значение имеет общебиологическое  свойство фиксации, хранения и воспроизведения  информации, объединяемое понятием память. Память как основа процессов обучения и мышления включает в себя четыре тесно связанных между собой  процесса: запоминание, хранение, узнавание, воспроизведение. На протяжении жизни  человека его память становится вместилищем  огромного количества информации: в  течение 60 лет активной творческой деятельности человек способен воспринять 1013— 10 бит информации, из которой  реально используется не более 5—10 %. Это указывает на значительную избыточность памяти и важное значение не только процессов памяти, но и  процесса забывания. Не все, что воспринимается, переживается или делается человеком, сохраняется в памяти, значительная часть воспринятой информации со временем забывается. Забывание проявляется  в невозможности узнать, припомнить что-либо или в виде ошибочного узнавания, припоминания. Причиной забывания могут  стать разные факторы, связанные  как с самим материалом, его  восприятием, так и с отрицательными влияниями других раздражителей, действующих  непосредственно вслед за заучиванием (феномен ретроактивного торможения, угнетения памяти). Процесс забывания  в значительной мере зависит от биологического значения воспринимаемой информации, вида и характера памяти. Забывание  в ряде случаев может носить положительный  характер, например память на отрицательные  сигналы, неприятные события.

Научение и память считают  неотделимыми процессами, так как  научение является результатом совпадения двух сознательных или бессознательных  процессов в головном мозге. В  отличие от обучения процессы памяти ответственны не только за усвоение (фиксацию) информации, ее сохранение, но и включают механизм воспроизведения (извлечения) информации. Благодаря механизму  воспроизведения обеспечивается доступ и использование хранящейся информации. О механизме извлечения информации известно лишь то, что он основан на ассоциациях, подобных тем, какие образуются при научении.

Память и обучение имеют  общую особенность — необходимость  повторения. Как научение основано на многократном сочетании одних  и тех же стимулов, так и для  образования следа памяти требуется  повторение одной и той же информации.

В результате процесса научения возникают физические, химические и  морфологические изменения в  нервных структурах, которые сохраняются  некоторое время и оказывают  существенное влияние на осуществляемые организмом рефлекторные реакции. Совокупность таких структурно-функциональных изменений  в нервных образованиях, известная  под названием «энграмма» (след) действующих раздражителей становится важным фактором, определяющим все разнообразие приспособительного адаптивного поведения организма.

Жизненный опыт тоже может  вызывать в структурах мозга физические изменения, а они в свою очередь  могут видоизменять последующее  поведение.

 

 

    1. ПРОСТЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ И ИХ НЕЙРОННАЯ ОСНОВА

 

Научение представляет собой  относительно стойкое изменение  поведения, возникающее в результате приобретаемого опыта, или конечный результат опыта, образующий новую  форму поведения, которая позволяет  полнее приспосабливаться к условиям жизни.

Врожденные формы поведения (рефлексы, инстинкты) определяются специфическими связями между сенсорными и эфферентными нейронами, которые образуются в  процессе развития мозга в соответствии с генетической программой. Гены кодируют синтез белков, необходимый для сохранения, развития и регуляции переключений между нейронами, образующими рефлекторные дуги. Так, еще до рождения, к концу  перинатального периода формируются механизмы пищеварительных, защитных и ориентировочных рефлексов, которые сохраняются на протяжении всей жизни организма, несмотря на естественную гибель отдельных нейронов и регулярное обновление белковых молекул в сохраняющихся клетках.

К врожденным механизмам поведения  в результате индивидуального развития, приобретения жизненного опыта постепенно добавляются все новые формы  взаимодействия с окружающим миром. Вновь приобретенные образцы  поведения в дальнейшем сохраняются  благодаря пластичности центральной  нервной системы, то есть способности  нервных элементов к перестройке  своих функциональных свойств под  влиянием внешних воздействий. В  отличие от врожденных форм поведения, которые обеспечивают стабильный минимум  поведенческих реакций, программы  приобретаемых форм поведения мозг создает в соответствии с индивидуальным опытом, то есть в процессе непрерывного обучения. При этом молекулярно-генетические процессы, происходящие в синапсах во время научения, непосредственно  связаны с характером конкретной деятельности человека.

В настоящее время рассматривают  несколько подходов к классификации  научения. В частности, все виды научения принято подразделять на две группы:

  • неассоциативное научение, когда реакция возникает без какой-либо связи. Примером такого научения является привыкание, сенситация, импритинг и подражание.
  • Ассоциативное научение. Формируется связь (ассоциация) между сигналом и раздражителем (подкреплением).

Наряду с данным подходом, предлагается все виды научения объединять в четыре основные группы преимущественно  по критерию активности животного или человека в процессе научения.

Пассивное (реактивное) научение. Имеет место во всех случаях, когда организм не прилагая целенаправленных усилий, реагирует на какие-либо внешние факторы. Пассивным научением являются следующие его формы:

– привыкание – угасание ориентировочной реакции. Если раздражитель многократно повторяется и не имеет особого значения для организма, то организм прекращает на него реагировать. Привыкание – это не только самая простая, но, и самая распространенная форма научения как у животных, так и у человека. Согласно точки зрения Е.Н. Соколова, привыкание – это стимул -зависимое обучение, являющееся универсальной формой простейшего отрицательного условного рефлекса, в котором условным сигналом может быть любой раздражитель, а безусловным – биологическая безразличность. Подкреплением в данном случае выступает внутреннее состояние, соответствующее отсутствию раздражителя. Таким образом, привыкание формируется по механизму угасательного торможения условных рефлексов;

- сенситизация – усиление реакции организма на повторяющийся стимул при условии, что он каждый раз вызывает неприятные ощущения. Например, капание воды из крана постепенно становятся неприятными, непереносимыми - носит негативный характер и выражается в соответствующих поведенческих реакциях типа стимул-ответ. В основе механизма данного вида научения лежит механизм синаптического облегчения. Длительность синаптического облегчения зависит от свойств синапса и характера раздражения. После одиночных стимулов она выражена слабо. По мере повторения стимулов повышается фоновая активность нейронов, что приводит к возбуждению в соответствующих нервных центрах;

- импринтинг – запечатление в памяти предметов, объектов окружающей действительности. Это особая форма неассоциативного научения, основанная на врожденной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей и возникающих ответных реакций уже на ранних стадиях развития организма.

Различают несколько разновидностей импринтинга: 1) запечатление образов и объектов (вид пищи), 2) усвоение поведенческих актов (повторение детьми действий взрослых), так называемое имитационное поведение, 3) реакция следования (примером здесь может быть появление у младенца комплекса оживления при виде близкого взрослого). Как полагают ученые, импринтинг имеет определенное сходство с безусловным и условным рефлексами: а) подобно безусловным рефлексам эти реакции сохраняются, как правило, на протяжении всей жизни; б) реакции являются врожденными, однако для их проявления необходимы определенные условия. Вместе с тем импринтинг имеет и определенные отличительные особенности относительно рефлексов: а) импринтинг проявляется в определенные критические периоды (как правило, сразу после рождения): б) запечатление происходит очень быстро, иногда с первого раза.

Следует обратить внимание на такое понятие, как оперантное научение. Это научение, в ходе которого организм добивается полезного результата с помощью активного поведения.  Выделяют два основных вида оперантного  научения:

– метод проб и ошибок. Американский ученый Э.Торндайк проводил экспериментальные исследования с животными, помещая их в так называемую «проблемную клетку». Например, животное помещалось в клетку. Для того чтобы выйти из клетки и получить пищу, клетку необходимо было животному открыть (потянуть за шнурок, поднять лапой крючок и пр.). По мере повторения процедуры выхода из клетки (увеличения числа проб и ошибок) скорость выполнения задачи возрастала.

– инструментальный условный рефлекс – научение действию с  помощью вознаграждения (подкрепления). Примером инструментального научения у человека является овладение речью  в детском возрасте. Дети быстро научаются правильно говорить в  том случае, если получают от родителей  определенное подкрепление. В случае неправильного произнесения слова  этого подкрепления не происходит, в результате слова постепенно исчезают из употребления.

Научение с помощью  мышления (когнитивное, рассудочное). Здесь  также выделяются разновидности:

– научение путем наблюдения, которое может происходить в  результате простого подражания, а  также в результате викарного  научения, когда результат действия оценивается. Викарное научение свойственно  только человеку;

– научение как следствие  психонервной деятельности. И.С. Берштейн выдвинул концепцию, согласно которой у высших позвоночных животных и у человека имеется особая форма деятельности мозга – психонервная деятельность то есть образная память. Ее сущность в возникновении определенного образа при однократном восприятии конкретных явлений окружающей действительности внешней среды, которые имеют какую-либо связь с биологически важным состоянием. Данный тип поведения включает в себя информационный (образ) и мотивационно-эмоциональный компоненты. Таким образом, научение с помощью мышления осуществляется, во-первых, путем наблюдения, во-вторых, путем решения задачи в условиях, в которых организм оказывается впервые и эмоциональное состояние.

Научение путем инсайда (озарения). При инсайде определенная информация, разбросанная в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации. С творчеством инсайд сходен в том отношении, что задача, возникшая в такой ситуации, решается оригинально и решение приходит спонтанно. Необходимо отметить, что в конкретных ситуациях для достижения того или иного полезного приспособительного результата индивид чаще всего пользуется не одним, а сразу несколькими видами научения.

Информация о работе Научение и память. Виды и механизмы памяти. Физиология вкусового анализатора