Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:55, контрольная работа
Память и обучение имеют общую особенность — необходимость повторения. Как научение основано на многократном сочетании одних и тех же стимулов, так и для образования следа памяти требуется повторение одной и той же информации.
В результате процесса научения возникают физические, химические и морфологические изменения в нервных структурах, которые сохраняются некоторое время и оказывают существенное влияние на осуществляемые организмом рефлекторные реакции. Совокупность таких структурно-функциональных изменений в нервных образованиях, известная под названием «энграмма» (след) действующих раздражителей становится важным фактором, определяющим все разнообразие приспособительного адаптивного поведения организма.
Введение……………………………………………………………………………..3
Простые формы научения и их нейронная основа……………………4
Системы мозга и память………………………………………………….8
Функции мозжечка………………………………………………………..8
Фунции миндалины и гиппокампа……………………………………..9
Функции коры в организации научения и памяти…………………. 11
Мидиаторные системы………………………………………………… 12
Нейропептиды……………………………………………………………13
Белковый синтез……………………………………………………………15
Система памяти и ее основные виды……………………………………16
Консолидация следов памяти……………………………………………19
Пластичность мозга на воздействия окружающей среды………….20
Физиология вкусового анализатора…………………………………….22
Чувствительность рецепторов к различным видам вкусовых раздражителей……………………..……………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………………………27
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
Бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Факультет вечернего и заочного обучения
Кафедра: Общей психологии
Контрольная работа
По дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности»
Тема: Научение и память. Виды и механизмы памяти.
Физиология вкусового анализатора.
Руководитель работы
Вишняков Александр Иванович
« » ____________ 2013 г.
Исполнитель
Студент группы: З 12 ПС (б) ПЛ
Серова Лидия Анатольевна
« ____ » ____________ 2013 г.
Оренбург 2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………27
В формировании и осуществлении высших функций мозга очень важное значение имеет общебиологическое свойство фиксации, хранения и воспроизведения информации, объединяемое понятием память. Память как основа процессов обучения и мышления включает в себя четыре тесно связанных между собой процесса: запоминание, хранение, узнавание, воспроизведение. На протяжении жизни человека его память становится вместилищем огромного количества информации: в течение 60 лет активной творческой деятельности человек способен воспринять 1013— 10 бит информации, из которой реально используется не более 5—10 %. Это указывает на значительную избыточность памяти и важное значение не только процессов памяти, но и процесса забывания. Не все, что воспринимается, переживается или делается человеком, сохраняется в памяти, значительная часть воспринятой информации со временем забывается. Забывание проявляется в невозможности узнать, припомнить что-либо или в виде ошибочного узнавания, припоминания. Причиной забывания могут стать разные факторы, связанные как с самим материалом, его восприятием, так и с отрицательными влияниями других раздражителей, действующих непосредственно вслед за заучиванием (феномен ретроактивного торможения, угнетения памяти). Процесс забывания в значительной мере зависит от биологического значения воспринимаемой информации, вида и характера памяти. Забывание в ряде случаев может носить положительный характер, например память на отрицательные сигналы, неприятные события.
Научение и память считают неотделимыми процессами, так как научение является результатом совпадения двух сознательных или бессознательных процессов в головном мозге. В отличие от обучения процессы памяти ответственны не только за усвоение (фиксацию) информации, ее сохранение, но и включают механизм воспроизведения (извлечения) информации. Благодаря механизму воспроизведения обеспечивается доступ и использование хранящейся информации. О механизме извлечения информации известно лишь то, что он основан на ассоциациях, подобных тем, какие образуются при научении.
Память и обучение имеют
общую особенность —
В результате процесса научения
возникают физические, химические и
морфологические изменения в
нервных структурах, которые сохраняются
некоторое время и оказывают
существенное влияние на осуществляемые
организмом рефлекторные реакции. Совокупность
таких структурно-
Жизненный опыт тоже может вызывать в структурах мозга физические изменения, а они в свою очередь могут видоизменять последующее поведение.
Научение представляет собой относительно стойкое изменение поведения, возникающее в результате приобретаемого опыта, или конечный результат опыта, образующий новую форму поведения, которая позволяет полнее приспосабливаться к условиям жизни.
Врожденные формы поведения (рефлексы, инстинкты) определяются специфическими связями между сенсорными и эфферентными нейронами, которые образуются в процессе развития мозга в соответствии с генетической программой. Гены кодируют синтез белков, необходимый для сохранения, развития и регуляции переключений между нейронами, образующими рефлекторные дуги. Так, еще до рождения, к концу перинатального периода формируются механизмы пищеварительных, защитных и ориентировочных рефлексов, которые сохраняются на протяжении всей жизни организма, несмотря на естественную гибель отдельных нейронов и регулярное обновление белковых молекул в сохраняющихся клетках.
К врожденным механизмам поведения
в результате индивидуального развития,
приобретения жизненного опыта постепенно
добавляются все новые формы
взаимодействия с окружающим миром.
Вновь приобретенные образцы
поведения в дальнейшем сохраняются
благодаря пластичности центральной
нервной системы, то есть способности
нервных элементов к
В настоящее время рассматривают несколько подходов к классификации научения. В частности, все виды научения принято подразделять на две группы:
Наряду с данным подходом, предлагается все виды научения объединять в четыре основные группы преимущественно по критерию активности животного или человека в процессе научения.
Пассивное (реактивное) научение. Имеет место во всех случаях, когда организм не прилагая целенаправленных усилий, реагирует на какие-либо внешние факторы. Пассивным научением являются следующие его формы:
– привыкание – угасание ориентировочной реакции. Если раздражитель многократно повторяется и не имеет особого значения для организма, то организм прекращает на него реагировать. Привыкание – это не только самая простая, но, и самая распространенная форма научения как у животных, так и у человека. Согласно точки зрения Е.Н. Соколова, привыкание – это стимул -зависимое обучение, являющееся универсальной формой простейшего отрицательного условного рефлекса, в котором условным сигналом может быть любой раздражитель, а безусловным – биологическая безразличность. Подкреплением в данном случае выступает внутреннее состояние, соответствующее отсутствию раздражителя. Таким образом, привыкание формируется по механизму угасательного торможения условных рефлексов;
- сенситизация – усиление реакции организма на повторяющийся стимул при условии, что он каждый раз вызывает неприятные ощущения. Например, капание воды из крана постепенно становятся неприятными, непереносимыми - носит негативный характер и выражается в соответствующих поведенческих реакциях типа стимул-ответ. В основе механизма данного вида научения лежит механизм синаптического облегчения. Длительность синаптического облегчения зависит от свойств синапса и характера раздражения. После одиночных стимулов она выражена слабо. По мере повторения стимулов повышается фоновая активность нейронов, что приводит к возбуждению в соответствующих нервных центрах;
- импринтинг – запечатление в памяти предметов, объектов окружающей действительности. Это особая форма неассоциативного научения, основанная на врожденной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей и возникающих ответных реакций уже на ранних стадиях развития организма.
Различают несколько разновидностей импринтинга: 1) запечатление образов и объектов (вид пищи), 2) усвоение поведенческих актов (повторение детьми действий взрослых), так называемое имитационное поведение, 3) реакция следования (примером здесь может быть появление у младенца комплекса оживления при виде близкого взрослого). Как полагают ученые, импринтинг имеет определенное сходство с безусловным и условным рефлексами: а) подобно безусловным рефлексам эти реакции сохраняются, как правило, на протяжении всей жизни; б) реакции являются врожденными, однако для их проявления необходимы определенные условия. Вместе с тем импринтинг имеет и определенные отличительные особенности относительно рефлексов: а) импринтинг проявляется в определенные критические периоды (как правило, сразу после рождения): б) запечатление происходит очень быстро, иногда с первого раза.
Следует обратить внимание
на такое понятие, как оперантное
научение. Это научение, в ходе которого
организм добивается полезного результата
с помощью активного поведения.
– метод проб и ошибок. Американский ученый Э.Торндайк проводил экспериментальные исследования с животными, помещая их в так называемую «проблемную клетку». Например, животное помещалось в клетку. Для того чтобы выйти из клетки и получить пищу, клетку необходимо было животному открыть (потянуть за шнурок, поднять лапой крючок и пр.). По мере повторения процедуры выхода из клетки (увеличения числа проб и ошибок) скорость выполнения задачи возрастала.
– инструментальный условный рефлекс – научение действию с помощью вознаграждения (подкрепления). Примером инструментального научения у человека является овладение речью в детском возрасте. Дети быстро научаются правильно говорить в том случае, если получают от родителей определенное подкрепление. В случае неправильного произнесения слова этого подкрепления не происходит, в результате слова постепенно исчезают из употребления.
Научение с помощью мышления (когнитивное, рассудочное). Здесь также выделяются разновидности:
– научение путем наблюдения, которое может происходить в результате простого подражания, а также в результате викарного научения, когда результат действия оценивается. Викарное научение свойственно только человеку;
– научение как следствие психонервной деятельности. И.С. Берштейн выдвинул концепцию, согласно которой у высших позвоночных животных и у человека имеется особая форма деятельности мозга – психонервная деятельность то есть образная память. Ее сущность в возникновении определенного образа при однократном восприятии конкретных явлений окружающей действительности внешней среды, которые имеют какую-либо связь с биологически важным состоянием. Данный тип поведения включает в себя информационный (образ) и мотивационно-эмоциональный компоненты. Таким образом, научение с помощью мышления осуществляется, во-первых, путем наблюдения, во-вторых, путем решения задачи в условиях, в которых организм оказывается впервые и эмоциональное состояние.
Научение путем инсайда (озарения). При инсайде определенная информация, разбросанная в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации. С творчеством инсайд сходен в том отношении, что задача, возникшая в такой ситуации, решается оригинально и решение приходит спонтанно. Необходимо отметить, что в конкретных ситуациях для достижения того или иного полезного приспособительного результата индивид чаще всего пользуется не одним, а сразу несколькими видами научения.
Информация о работе Научение и память. Виды и механизмы памяти. Физиология вкусового анализатора