Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:55, контрольная работа
Память и обучение имеют общую особенность — необходимость повторения. Как научение основано на многократном сочетании одних и тех же стимулов, так и для образования следа памяти требуется повторение одной и той же информации.
В результате процесса научения возникают физические, химические и морфологические изменения в нервных структурах, которые сохраняются некоторое время и оказывают существенное влияние на осуществляемые организмом рефлекторные реакции. Совокупность таких структурно-функциональных изменений в нервных образованиях, известная под названием «энграмма» (след) действующих раздражителей становится важным фактором, определяющим все разнообразие приспособительного адаптивного поведения организма.
Введение……………………………………………………………………………..3
Простые формы научения и их нейронная основа……………………4
Системы мозга и память………………………………………………….8
Функции мозжечка………………………………………………………..8
Фунции миндалины и гиппокампа……………………………………..9
Функции коры в организации научения и памяти…………………. 11
Мидиаторные системы………………………………………………… 12
Нейропептиды……………………………………………………………13
Белковый синтез……………………………………………………………15
Система памяти и ее основные виды……………………………………16
Консолидация следов памяти……………………………………………19
Пластичность мозга на воздействия окружающей среды………….20
Физиология вкусового анализатора…………………………………….22
Чувствительность рецепторов к различным видам вкусовых раздражителей……………………..……………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………………………27
Приобретение индивидуального жизненного опыта основано на моникулярных, биологических и структурных изменениях в синапсах, соединяющих определенные популяции нейронов. В результате таких изменений эффективной работы синапсов повышается. Память представляет собой ступенчатый процесс, при котором новый опыт поначалу связан с циркуляцией возбуждения через кольцеобразные соединения нейронов, затем следы этого опыта фиксируются как стойкие преобразования синоптической передачи, возникающей на основе специально для этого извлеченной генетической информации. Эксплицитная имплицитная формы памяти сохраняются в разных областях мозга, они заключены в топографической схеме связей между нейтронами. Для облегчения памяти необходимы динамические процессы, проходящие в различных областях мозга.
Дональд Хебб ввел понятия кратковременной и долговременной памяти. Он считал, что кратковременная память – это активный процесс ограниченной деятельности, не оставляющая никаких следов, а долговременная память обусловлена структурными изменениями в нервной системе. Эти изменения, по мнению Хебба, происходят в синапсах в результате каких-то процессов роста или метаболических изменений, усиливающих воздействие каждого нейрона на следующий нейрон. После установления таких связей эти нейроны образуют клеточный ансамбль, и любое возбуждение относящихся к нему нейронов будет активировать весь ансамбль.
В теории клеточных ансамблей особое значение придавалось тому, что след памяти – это не статическая «запись», не просто продукт изменения в структуре одной нервной клетки или молекулы мозга, а процесс, включающий взаимодействие многих нейронов.
Мы усваиваем и запоминаем
не просто отдельные элементы информации;
мы конструируем систему знаний, которая
помогает нам приобретать, хранить
и использовать обширный запас сведений.
Кроме того, память – это активный
процесс; накопленные знания непрерывно
изменяются, проверяются и
У человека существует не менее трех различных типов памяти: «непосредственный отпечаток» сенсорной информации – иконическая память, кратковременная и долговременная память. В зависимости от рецепторов, воспринимающих раздражения, выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую и другие виды памяти.
Иконическая память удерживает
точную и полную картину, воспринимаемую
органами чувств, т.е. образ предмета.
Длительность хранения образа 0,1 - 0,5 с.
Емкость ее ограничена 3 - 5 элементами.
Этот тип связывают с чисто
сенсорными процессами - последействием
в периферических и центральных
звеньях, связанным с инерционностью
периферического процесса, например
разложением зрительного
Кратковременная память
Долговременная память
Один из наиболее авторитетных исследователей нейробиологических основ памяти – С. Роуз подчеркивает, что при усвоении нового опыта, происходят изменения в определенных клетках нервной системы. Эти изменения, представляют собой стойкие модификации структуры нейронов и их синаптических связей.
Установлено, что повторная импульсация в нейроне, связанная с процессом запоминания, сопровождается значительными изменениями в мембране синапса нейрона, принимающего сигнал, которые обеспечивают состояние повышенной проводимости синапса при повторном проведении сигнала. Одновременно увеличиваются число и величина синапсов. Таким образом, экспериментально показаны морфологические изменения нейронов и их контактов, сопровождающие формирование следа памяти - энграммы (фиксированный, т.е. имеющий определенную морфологическую основу в виде модификаций межнейронных синоптических контактов информационный след в долговременной памяти.)
Переход от кратковременной к
долговременной памяти - это преобразование
процесса получения информации
в процессе ее сохранения. Одна
из систем мозга,
Помимо фаз кратковременной и долговременной памяти, характерных для процесса запоминания, у человека существует два разных способа усвоения и запоминания информации в зависимости от того, что именно нужно усвоить.
Процедурное знание – это знание того, как нужно действовать. Декларативное знание – обеспечивает ясный и доступный отчет о прошлом индивидуальном опыте, чувство близкого знакомства с этим опытом. Именно это второе знание требует переработки информации в височных долях мозга и таламусе, тогда как первое, по-видимому, с ними не связано.
Процедурное знание, вероятно, раньше развивается в ходе эволюции, чем декларативное. Привыкание, сенситизация и классическое обусловливание, при которых нет осознания того факта, что произошло научение, - это примеры приобретения процедурного знания. Процедурная память основана на биохимических или биофизических изменениях, происходящих только в тех нервных сетях, которые непосредственно участвуют в усвоенных действиях. Примером процедурного усвоения знаний служит сенсомоторный период познавательного развития ребенка (до 2 лет).
Различие между процедурной
и декларативной памятью
Консолидация памяти - это процесс образования следа в долговременной памяти. Долговременная память переводит след памяти в устойчивое состояние, он обладает большой устойчивостью и может иногда сохраняться сколь угодно долго. Фиксация же следа в памяти осуществляется в три этапа. Сначала на основе деятельности анализаторов возникает сенсорный след (зрительный, слуховой, тактильный и др.). На втором этапе сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга, где происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации. Гиппокамп как одна из структур подкорки в совокупности с определенной частью височной доли коры больших полушарий играет особую роль в процессе закрепления (консолидации) следов памяти, в нервной ткани при образовании энграмм. Гиппокамп, по-видимому, выполняет роль селективного входного фильтра, обеспечивающего избирательность. Он классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные, способствуя оптимальной организации сенсорных следов в долговременной памяти, участвует в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивационного возбуждения. Роль медиальной части височной доли предположительно состоит в том, что она устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других отделах мозга, в первую очередь, в коре больших полушарий то есть отвечает за реорганизацию нервных сетей в процессе усвоения новых знаний, когда реорганизация закончена, височная область в дальнейшем процессе хранения участия не принимает. На третьем этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти.
Говоря о пластичности
мозга, чаще всего подразумевают
его способность изменяться под
влиянием обучения или повреждения.
Механизмы, ответственные за пластичность,
различны, и наиболее совершенное
её проявление при повреждении мозга
— регенерация. Мозг представляет собой
чрезвычайно сложную сеть нейронов,
которые контактируют друг с другом
посредством специальных
Существуют три простых сценария пластичности мозга. При первом происходит повреждение самого мозга: например, инсульт моторной коры, в результате которого мышцы туловища и конечностей лишаются контроля со стороны коры и оказываются парализованными. Второй сценарий противоположен первому: мозг цел, но повреждён орган или отдел нервной системы на периферии: сенсорный орган — ухо или глаз, спинной мозг, ампутирована конечность. В том и другом сценарии мозг реорганизуется, пытаясь восполнить функцию повреждённых областей с помощью неповреждённых либо вовлечь незадействованные области в обслуживание других функций. Третий сценарий, связан с психическими расстройствами, вызванными различными факторами.
Мозг обладает удивительной способностью изменять нейронные пути, создавать новых соединения, а в некоторых случаях даже новые нейроны.
Выделяют четыре основных аспекта пластичности мозга:
И так любое изменение
глиально-нейронной
Чувство вкуса связано
с раздражением не только химических,
но и механических, температурных
и даже болевых рецепторов слизистой
оболочки полости рта, а также
обонятельных рецепторов. Вкусовой анализатор
определяет формирование вкусовых ощущений,
является рефлексогенной зоной. С помощью
вкусового анализатора
Периферический отдел вкусового анализатора состоит из рецепторов вкуса (вкусовых клеток с микроворсинками) — это вторичные рецепторы, они являются элементом вкусовых почек, в состав которых входят также опорные и базальные клетки. Во вкусовых почках обнаружены клетки, содержащие серотонин, и клетки, образующие гистамин. Эти и другие вещества играют определенную роль в формировании чувства вкуса. Отдельные вкусовые почки являются полимодальными образованиями, так как могут воспринимать различные виды вкусовых раздражителей. Вкусовые почки в виде отдельных включений находятся на задней стенке глотки, мягком нёбе, миндалинах, гортани, надгортаннике и входят также в состав вкусовых сосочков языка как органа вкуса.
Периферический отдел
вкусового анализатора
Вкусовые клетки непрерывно делятся и непрерывно гибнут. Особенно быстро происходит замещение клеток, расположенных в передней части языка, где они лежат более поверхностно. Замена клеток вкусовой почки сопровождается образованием новых синаптических структур.
Внутрь вкусовой почки
входят нервные волокна, которые
образуют рецепторно-афферентные
Информация о работе Научение и память. Виды и механизмы памяти. Физиология вкусового анализатора