Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:55, контрольная работа
Память и обучение имеют общую особенность — необходимость повторения. Как научение основано на многократном сочетании одних и тех же стимулов, так и для образования следа памяти требуется повторение одной и той же информации.
В результате процесса научения возникают физические, химические и морфологические изменения в нервных структурах, которые сохраняются некоторое время и оказывают существенное влияние на осуществляемые организмом рефлекторные реакции. Совокупность таких структурно-функциональных изменений в нервных образованиях, известная под названием «энграмма» (след) действующих раздражителей становится важным фактором, определяющим все разнообразие приспособительного адаптивного поведения организма.
Введение……………………………………………………………………………..3
Простые формы научения и их нейронная основа……………………4
Системы мозга и память………………………………………………….8
Функции мозжечка………………………………………………………..8
Фунции миндалины и гиппокампа……………………………………..9
Функции коры в организации научения и памяти…………………. 11
Мидиаторные системы………………………………………………… 12
Нейропептиды……………………………………………………………13
Белковый синтез……………………………………………………………15
Система памяти и ее основные виды……………………………………16
Консолидация следов памяти……………………………………………19
Пластичность мозга на воздействия окружающей среды………….20
Физиология вкусового анализатора…………………………………….22
Чувствительность рецепторов к различным видам вкусовых раздражителей……………………..……………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………………………27
Центральный отдел. Отростки нейронов таламуса идут в кору больших полушарий (четвертый нейрон). Центральный, или корковый, отдел вкусового анализатора локализуется в нижней части соматосенсорной зоны коры в области представительства языка. Большая часть нейронов этой области мультимодальна, и реагирует не только на вкусовые, но и на температурные, механические и ноцицептивные раздражители. Для вкусовой сенсорной системы. Каждая вкусовая почка имеет не только афферентные, но и эфферентные нервные волокна, которые подходят к вкусовым клеткам из ЦНС, благодаря чему обеспечивается включение вкусового анализатора в целостную деятельность организма.
Механизм вкусового восприятия. Чтобы возникло вкусовое ощущение, раздражающее вещество должно находиться в растворенном состоянии. Сладкое или горькое вкусовое вещество, растворяющееся в слюне до молекул, проникает в поры вкусовых луковиц, вступает во взаимодействие с гликокаликсом и адсорбируется на клеточной мембране микроворсинки, в которую встроены «сладкочувствующие» или «горькочувствующие» рецепторные белки. При воздействии соленых или кислых вкусовых веществ изменяется концентрация электролитов около вкусовой клетки. Во всех случаях повышается проницаемость клеточной мембраны микроворсинок, возникает движение ионов натрия внутрь клетки, происходят деполяризация мембраны и образование рецепторного потенциала, который распространяется и по мембране, и по микротубулярной системе вкусовой клетки к ее основанию. В это время во вкусовой клетке образуется медиатор (ацетилхолин, серотонин, а также, возможно, гормоноподобные вещества белковой природы), который в рецепторно-афферентном синапсе ведет к возникновению генераторного потенциала, а затем потенциала действия во внесинаптических отделах афферентного нервного волокна.
Восприятие вкусовых раздражителей.
Микроворсинки вкусовых клеток являются
образованиями, непосредственно
Различные вкусовые клетки обладают разной чувствительностью к различным вкусовым веществам, которые делятся на четыре группы: кислое, соленое, сладкое, горькое. Каждая клетка отвечает всегда более чем на одно вкусовое вещество, иногда даже на все четыре, но наибольшей чувствительностью обладает к одному из них. Соответственно в зависимости от расположения клеток с особо высокой чувствительностью к тому или иному вкусовому раздражителю разные участки языка обладают также разной чувствительностью.
Установлено, что кончик языка и передняя его треть наиболее чувствительны к сладкому, где расположены грибовидные сосочки, боковые поверхности — к кислому и соленому (листовидные сосочки), а корень языка — к горькому (желобоватые сосочки, или вкусовые сосочки, окруженные валом).
Появление рецепторных потенциалов зависит от действия катионов солей, Н + и других раздражителей. Степень чувствительности для разных веществ не одинакова: для NaCI и сахара - 0,01 М раствор для НСl -0,007 М раствор, а для хинина - лишь 0,000008 М раствор. Это связано с одной из основных функций вкусового анализатора - дифференциацией пищевых и непищевых раздражителей. Последние часто бывают горьки на вкус.
Вкусовая чувствительность также зависит от возраста (она повышается до 20-25 лет, а затем снижается) и даже от температуры блюда. Оптимальной является температура 35 ° С. На вкусовую чувствительность влияют также эмоциональное состояние человека, индивидуальные его особенности (далеко не каждый может работать дегустатором). Вкусовая чувствительность может изменяется при различных заболеваниях и во время беременности.
Заключение.
В данной контрольной работе были кратко рассмотрены основные структуры головного мозга принимающие участие в организации научения и памяти в аспекте психофизиологии: определения процессов научения и функций памяти, их основные черты и характеристики, основные виды и механизмы процессов памяти, а также кратко рассмотрены основные аспекты вкусового анализатора. Представленный материал позволяет сформировать основное представление о всех психических функциях в системе головного мозга влияющих и воздействующих на отражение человеком объективной действительности.
Знание этих механизмов, осуществляющих те или иные функции организма, а именно физиологию высшей нервной деятельности вовлеченную «уравновешивание» организма со средой, а также законы работы нервной ткани, лежащие в основе возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замыкаются нервные связи, совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучивший основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются и как протекают.
Список используемой литературы:
Информация о работе Научение и память. Виды и механизмы памяти. Физиология вкусового анализатора