Неформальное лидерство, как фактор влияния на формирование системы власти в трудовом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть влияние неформального лидерства на формирование системы власти в трудовом коллективе. Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия лидерства и руководства
2. Изучить феномен неформального лидерства
3. Рассмотрет методы исследования неформального лидерства
4. Выявить неформального лидерста в организации «Эксперт»
Предмет исследования: неформальное лидерство в организации

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Неформальное лидерство в организации 4
1.1. Лидерство и руководство 4
1.2. Неформальное лидерство и система власти в организации 13
Глава 2. Влияние неформального лидерства на систему власти в трудовом коллективе 16
2.1. Метод выявления неформальных лидеров в трудовом коллективе 16
2.2. Методы исследования 20
2.3. Результаты исследования и их интерпретация 26
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Elkina_T_V.docx

— 181.53 Кб (Скачать файл)

Патерналист – самый опасный конкурент в борьбе за контроль над коллективом. Именно на него проецируются эмоции и ожидания команды, которые должны быть в идеале адресованы руководителю.

Привлечь его на свою сторону  можно либо разделив с ним сферы  влияния, либо, ослабив его позиции.

Абсолютно невозможно привлечь на свою сторону тирана, поскольку в этом случае его имиджу «самого сильного» будет нанесён сокрушительный удар [13, с.16].

Независимо от типа неформального  лидерства, руководителю рекомендуется  придерживаться следующих правил:

1. Политика «кнута и пряника»  в случае неформального лидера  неприменима – увольнение такого человека будет принято коллективом резко негативно. Повышать же его в должности можно лишь тогда, когда есть уверенность в его лояльности компании.

2. Как правило, неформальный  лидер озвучивает проблемы коллектива, если общаться с ним не как с конкурентом, а как с экспертом, можно выявить и исправить многие ошибки в управлении персоналом.

3. В любом случае у неформального  лидера не должно складываться  впечатление, что инициатором решений является он, если такое произойдет, то он поставит под сомнение авторитет формального руководителя.

4. Уместно использовать деловые  игры, в которых действия каждого  сотрудника обсуждаются всем коллективом, таким образом неформальный лидер приравнивается к рядовому члену команды.

5. Последнее слово в любом  совещании должно оставаться  за руководителем, если дать высказаться всем, а потом озвучить свое решение, можно достичь сразу несколько важных целей:

- каждый сотрудник убеждается  в том, что его мнение ценно  для руководителя;

- начальник получает возможность  оценить позицию неформального  лидера и понять степень его  под-

держки со стороны команды;

- точка зрения руководителя  будет воспринята командой как  совпадающая с точкой зрения  лидера, но при этом учитывающая интересы всего коллектива.

6. Необходимо постоянно поддерживать  лояльность неформального лидера. В противном случае он может счесть, что им пренебрегают и начать действовать в соответствии с этим убеждением.) Ты даешь теоретическую часть в практической, такого быть не должно, в практической части должна быть только теория связанная непосредственно с теми методиками, которые ты собираешься проводить, либо объединяй с теоретической частью, либо добавляй как дополнительную главу. Что касается практических советов, здесь этого вообще быть не должно, максимум в заключении.

2.2.  Методы исследования

Референтометрия — методика, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу, выявить, с одной стороны, тех, на чье мнение в данной общности ориентировано большинство ее членов, а с другой — тех, чья позиция по тому или иному вопросу практически всем безразлична. Таким образом, референтометрическая методика так же, как и социометрия, направлена на анализ специфических межличностных предпочтений. В то же время слой межличностных отношений, характер которых выявляется с помощью референтометрической процедуры, качественно отличается от того, который является предметом анализа социометрической методики. Так, если, используя последнюю, мы обращаемся к системе отношений типа "-симпатия — антипатия"-, то совокупность референтометрических выборов по группе позволяет нам анализировать значительно более глубинный слой межличностных отношений(чем «симпатия-антипатия»), опосредствованных целями, задачами и содержанием групповой деятельности межиндивидуального общения, т. -е. явно ценностными факторами.

Описание методической процедуры. Референтометрическая процедура предполагает последовательное проведение двух собственно экспериментальных этапов.

На первом этапе, являющемся предварительным по отношению к основной экспериментальной серии, осуществляется практически любая процедура, позволяющая выявить мнение, отношение, позицию каждого члена группы по поводу того или иного события, явления, значимого для общности, или оценить, сравнить партнеров по взаимодействию. Характер процедуры и ее содержательная направленность определяются тем, какова задача предпринимаемого обследования. Так, если целью данного конкретного эксперимента является определение референтных лиц в группе, то на первом этапе может быть использован социометрический опрос. В любом случае итогом первого экспериментального этапа является набор мнений и суждений всех без исключения членов группы по поводу какого-то значимого для них объекта оценивания.

На этом этапе экспериментатор  может работать с группой в  целом.

Необходимо указать два основных требования к проведению такой процедуры. Во-первых, как уже указывалось выше, и объект оценивания, и сама процедура должны быть достаточно высоко значимы для испытуемых. Во-вторых, эксперимент должен быть организован таким образом, чтобы ни одному испытуемому не были известны ответы его товарищей по группе.

Собственно референтометрический опрос начинается на втором этапе экспериментальной работы, либо немного погодя, либо непосредственно вслед за завершением первого ее этапа. Как мы уже указывали выше, основная цель этой процедуры — выявление тех лиц, позиция которых (т. -е. мнения и оценки, высказанные ими на предварительном этапе) в наибольшей степени интересует испытуемого, а следовательно, и является особенно значимой для него.

В традиционной форме референтометрический опрос проводится индивидуально. В этом случае, начиная работать с каждым испытуемым, экспериментатор, прежде всего, выясняет, согласен ли он, чтобы заполненный им на предыдущем этапе бланк был показан тем членам группы, которые этим заинтересуются. Факт согласия или несогласия с такой перспективой фиксируется экспериментатором в своих записях. Затем до сведения испытуемого доводится, что большинство его товарищей не возражают против того, чтобы с их опросными листами ознакомились остальные члены группы. При этом самому испытуемому предлагается назвать тех, с чьими опросными листами ему хотелось бы ознакомиться. С тем, чтобы максимально повысить избирательность такого выбора, испытуемого сначала предупреждают, что он получит возможность "-заглянуть"- только в один бланк. После того, как испытуемый называет фамилию его хозяина, экспериментатор, сославшись на то, что последний может не согласиться обнародовать свои ответы, предлагает назвать другого члена группы, чей экспериментальный бланк хотел бы увидеть испытуемый. Когда осуществляется и этот, второй, выбор, в качестве "-исключения"- опрашиваемому разрешается назвать еще одного человека, ответы которого на предварительном этапе представляют интерес для испытуемого. Как показали специальные исследования, количество таких выборов не должно превышать трех, так как в противном случае резко снижается избирательность демонстрируемых межиндивидуальных предпочтений, а следовательно, и характер отношений межличностной значимости предстает перед экспериментатором не только в явно усеченном, но и в явно искаженном виде.

Понятно, что референтометрия, проводимая в форме индивидуального опроса, позволяет получить большой массив дополнительных данных, которые могут служить ценным фоновым материалом по отношению к самим референтометрическим выборам. В то же время совершенно понятно, что далеко не всегда работающий с этой методикой экспериментатор располагает достаточным запасом времени для многократного (по числу членов группы) тиражирования индивидуального опроса.

В связи с этим ему приходится применять в своей работе, как  правило, групповую форму референтометрии. В этом случае информация, получаемая в результате осуществляемого параллельно с референтометрией целенаправленного наблюдения, оказывается, конечно, значительно более скудной, чем в итоге индивидуального опроса, но время, затрачиваемое на проведение самой референтометрической процедуры, существенно сокращается. В этом варианте референтометрии предполагается, что сразу же вслед за проведением первого экспериментального этапа (напомним, что эта фаза эксперимента в любом случае предусматривает работу с группой в целом) начинается собственно референтометрический опрос всей обследуемой общности.

Так, если на первом этапе, например, была проведена социометрическая процедура, экспериментатор просит каждого  испытуемого на оборотной стороне  своего заполненного социометрического  бланка поставить либо знак "-+"-, либо знак "-—"- в зависимости  от того, согласен он или не согласен обнародовать свои ответы. Затем, аналогично тому, как это делается и при  индивидуальной форме опроса, экспериментатор  предоставляет возможность каждому  члену группы последовательно обозначить не более трех своих товарищей, чьи  бланки интересуют его больше всего. Особенность этой процедуры заключается  лишь в том, что эти фамилии  фиксирует не экспериментатор, как  это происходит в условиях индивидуального  обследования, а сам испытуемый, записывая их в столбик на оборотной  стороне своего социометрического  опросного листа.

Здесь следует еще раз  специально подчеркнуть, что референтометрическая методика в процедурном плане носит ярко выраженный косвенный характер. Другими словами, при выявлении референтных лиц ни в коем случае недопустимо задавать испытуемому прямой вопрос о том, кто из членов группы для него наиболее значим, с чьим мнением и оценкой он склонен считаться в первую очередь. Дело в том, что при прямой постановке такого вопроса было бы попросту наивно рассчитывать на получение данных, адекватно раскрывающих реальное положение дел. С одной стороны, далеко не все и далеко не всегда могут успешно справиться со столь "-лобовым"- заданием, так как сами не до конца осознают характер межличностных отношений в группе своего членства и свое собственное положение в этом сообществе, с другой стороны, нередко, даже вполне осознавая значимость для себя того или иного партнера по взаимодействию и общению, испытуемые не хотят признаваться кому бы то ни было, что они в личностном плане испытывают определенную зависимость от мнения, оценки, отношения какого-то конкретного человека. Все это и диктует необходимость использования для выявления степени значимости каждого члена группы для его товарищей косвенного опроса, примером которого и является такая методика, как референтометрия.

Обработка данных. При обработке материала, полученного в результате проведения референтометрии, анализу подвергаются эмпирические данные только собственно референтометрического опроса, т. -е. второго этапа эксперимента. Все референтометрические выборы фиксируются в специальной матрице, которую строит экспериментатор, опираясь на совокупность ответов испытуемых. Принципы ее построения, по сути дела, ничем не отличаются от принципов построения матрицы социометрических выборов в группе.

Мы проводили референтометрию в трациционной форме.

3 балла начислялось за 1 место.

2- за второе.

1 – за третье (для удобства  подсчета).

( не осилила все… действительно  необходимо так много информации  об одной методике? Пиши только то, что будешь исследовать конкретно, доп. Информация, конечно, хорошо, но надо ли?)

Как отмечалось в пункте 2.1, социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной  или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая  структура неофициального или неформального  порядка, формирующаяся как система  межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой  структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура  неформального характера, хотим  мы этого или нет, всегда в тех  или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

Наиболее общей задачей  социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической  атмосферы.

Респондентам предлагалось отметить, кого бы они хотели видеть своим бригадиром и наоборот –  не хотели бы. Можно было сделать 2 выбора исходя из численности нашей выборки.

2.3. Результаты  исследования и их интерпретация

Таблица 3. Результаты референтометрии

Кого выбирает

 

Кто выбирает

МИ

АС

ЕН

СБ

ФА

МД

ИЛ

ДЛ

СМ

АК

МИ

 

3

     

2

 

1

   

АС

2

       

3

     

1

ЕН

1

   

2

 

3

   

2

 

СБ

   

1

       

3

   

ФА

         

3

1

   

2

МД

2

1

             

3

ИЛ

 

1

2

   

3

       

ДЛ

3

             

1

2

СМ

         

3

2

   

1

АК

     

3

 

2

 

1

   

Суммарный балл

8

5

3

5

0

19

3

5

3

9


 

Рисунок 2. Рнзультаты референтометрии

Интерпретация

Таким образом, мы получили, что неформальным лидером данной группы является Марк Дегойс (он набрал максимальное количество баллов из всей группы). Данный результат можно объяснить тем, что Марк – это руководитель отдела, а каждый подчиненный хотел бы узнать ответы своего руководителя. Но в то же время мы получили, что руководитель и является неформальным лидером.

Ни одного выбора не получил  Алексей Федорых. Он выполняет обязанности системного администратора, чаще всего сидит в своем кабинете и редко с кем общается. (слишком грубая формулировка, лучше что-то в ситле, не контактный, не коммуникабельный) Следовательно, такой результат не является неожиданным.

 

Таблица 4. Результаты социометрии - Кого бы хотели видеть бригадиром

Информация о работе Неформальное лидерство, как фактор влияния на формирование системы власти в трудовом коллективе