Необходимость психологического обеспечения экологического воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 20:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать необходимость психологического обеспечения экологического воспитания младших школьников. Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
Изучить литературу по данной проблеме исследования;
Раскрыть сущность экологического образования и воспитания;
Выявить и обосновать содержание психологического обеспечения экологического воспитания младших школьников;
Обобщить результаты исследования.

Содержание работы

Введение
Глава I. Экологическая проблема как одна из глобальных проблем современности.
1.1. Содержание экологического образования
1.2.Основные принципы экологического образования и воспитания учащихся.
1.3. Формирование основных экологических представлений и понятий при изучении курса природоведения
Выводы по 1 главе
Глава II. Организация и проведение экспериментальной работы.
2.1. Исследование развития экологического воспитания младших школьников.
2.2. Опыт формирования экологической воспитанности младших школьников средствами кружковой работы.
2.3. Методы и приемы экологического воспитания младших школьников.

Файлы: 1 файл

Диплом Айзиряк.doc

— 469.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

   Актуальность экологических проблем носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого — тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

     Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все воздух, вода, почва. И это в свою очередь то не может не сказаться губительно на растениях, животных, а здоровье людей. Волга, Байкал, Ладога, Черное море — это только некоторое адреса '' кричащих '' экологических проблем.

      Загрязнение почв происходит из-за применения ядохимикатов. Растут и горы бытового уровня. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших соседях по планете — растениях и животных, которые испытывают двойной гнев:

 во-первых, разрушения  и загрязнения мест обитания, во-вторых, от непосредственного со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. И все-таки даже этот минимальный свод информации свидетельствуем о том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, и что решение ее   должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности учителей.

     Актуальность взаимодействия общество и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

   Детям младшего школьного возраста свойственного уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирование у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

     Актуальность обусловлена противоречием между все увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду и отсутствие эффективных экологических технологий экологического образования и воспитания.

   Объект исследования:   процесс экологического образования и воспитания школьников.                      

   Предмет исследования:    психологическое обеспечение экологические воспитание младших школьников в учебной деятельности.

    Цель исследования:    обосновать необходимость психологического обеспечения экологического воспитания младших школьников.

   Гипотеза исследования:    формирование экологически воспитанной личности младшего школьника, при изучении естествознания будет успешным, если использовать разнообразные формы внеклассной работы, которая должна обеспечить преемственность учебной программы, разнообразные формы учебной деятельности, а также учтены индивидуальные и возрастные особенности детей.

   Из поставленной  гипотезы вытекают следующие задачи:

  1. Изучить литературу по данной проблеме исследования;
  2. Раскрыть сущность экологического образования и воспитания;
  3. Выявить и обосновать содержание психологического обеспечения экологического воспитания младших школьников;
  4. Обобщить результаты исследования.

  Психологическое обеспечение экологического воспитания младших школьников будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:

  • при учёте особенностей развития экологического воспитания школьников;
  • использовании различных форм работы по обучению и воспитанию  по формирование экологического воспитания школьников.

    Научно-теоретическая база исследования:     В отечественной психолого-педагогической литературе экологическое воспитание рассматривается как познавательный процесс, имеющий очень важное значение для развития ребенка школьного возраста. Это нашло отражение в трудах Я. А. Каменского,  К. Д. Ушинского,  В. А. Сухомлинский и др.

         В исследовании использовались  следующие методы:

теоретические: анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования; конкретизация и обобщение, метод аналогий, метод мысленного эксперимента и др;

эмпирические:    изучение опыта работы младших школьников образовательных учреждений; психолого-педагогические методы сбора информации, диагностический эксперимент;

статистические:  статистический анализ и содержательная интерпретация результатов исследования, их математическая обработка, группировка и др.

          Практическая значимость исследования:  заключается в том, что её результаты направлены на совершенствование процесса развития экологического воспитания в младшем возрасте; вскрытые резервы развития экологического воспитания послужат реальной предпосылкой  обновления образовательного процесса детей младшего возраста.

 

        Научно-практическая база исследования:   Шурабашская СОШ Арского муниципального района.

       Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложений ( 9  ) , таблиц 8.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.   Экологическая проблема как одна из глобальных проблем современности.

 

 

1.1. Содержание экологического образования

 

Начальная школа  – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к  природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Зарождение  современных тенденций экологического образования в начальной школе  можно отнести к концу шестидесятых – началу семидесятых годов двадцатого века, когда она переживала целый ряд серьёзных преобразований, в частности, введение в учебный план нового предмета «Природоведения» (Симонова, 1998). Эти преобразования проходили в период актуализации проблемы охраны природы, поэтому, несмотря на замысел разработчиков курса – создать интегрированную дисциплину естественнонаучного цикла, в нём нашли отражение некоторые вопросы взаимоотношений человека с природным окружением.

Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в последние годы переживает значительное обновление. В связи с актуальностью данной проблемы единого подхода к её реализации нет. Существуют различные программы и методики преподавания природоведения, где учитываются вопросы экологического образования и воспитания. В «Программно-методических материалах начальной школы» (29) предлагаются программы нескольких авторов, где традиционный курс природоведения рассматривается под различными названиями. Проанализируем некоторые из них.

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Частью такого потенциала является курс «Природа и люди», разработанный З.А. Клепининой (1999). (10). В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса.

Первая задача заключается в том, чтобы дать учащимся общие знания о мире людей  и мире природы как ближайшем  окружении ребёнка и о взаимоотношениях в системах «человек – человек», «природа – природа», «природа – человек».

Вторая задача направлена на совершенствование познавательной и практической учебной деятельности детей.

Третья задача заключается в развитии личностных качеств ребёнка: научного миропонимания, экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, эмоций, творческих способностей, чувства патриотизма и так далее.

Ведущими принципами отбора содержания и конструирования  курса сохраняются общедидактические  принципы, а также специфические принципы, разработанные в классической методике естествознания. Реализация специфического принципа – экологической направленности – осуществляется по схеме: взаимосвязь «природа – человек», «человек – природа» – правила отношения человека к природе (общие правила охраны природы) – доступная природоохранительная деятельность детей данного возраста (выращивание растений, подкормка животных, сбор семян и растений, распространение их среди населения, уход за домашними насаждениями и тому подобное) – правовые нормы охраны природы. Эти идеи рассматривается как причина и следствие, и приводят к пониманию сущности науки экологии. Реализация принципа экологической направленности в представленной системе способствует формированию экологической культуры.

Программа «Окружающий  мир» авторов Н.В. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова (1999) – это  интегрированный курс, имеющий особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас  социальную и природную среду, места  человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Это позволяет выделить особенности предмета «Окружающий мир», которые определяют его соответствия современным требованиям дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Программа «Мир и человек» автора А.А. Вахрушева, А.С. Раутеан (1999) – новый интегративный  курс естествознания для начальной  школы, включающий изучение некоторых  основ жизни человека и человечества. Он предусмотрен для изучения предметов «Ознакомление с окружающим миром» и «Природоведение». Задача курса – научить младшего школьника понимать окружающий мир.

Основная идея первого класса – взаимосвязь  ученика со всем окружающим миром; второй класс посвящён языку географических карт, которые знакомят нас с нашим большим домом – планетой Земля; третий класс показывает роль жизни и живых организмов в поддержании порядка на нашей планете; четвёртый класс посвящён человеку и его месту на Земле. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир и человек» разработан с экологических позиций.

Система учебных  курсов под названием «Зелёный дом» разработана А.А. Плешаковым (1999). Эта  система учебных курсов с экологической  направленностью, разработка которой началась более десяти лет назад в Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации. Уже в те годы чётко определилась главная цель проекта – создание условий для формирования у младших школьников основ экологического сознания, необходимого современному человеку, находящемуся в крайне непростых взаимоотношениях с природной средой.

В настоящее  время «Зелёный дом» – целостная  система учебных курсов, обеспечивающая ознакомление младших школьников с  окружающим миром, их естественнонаучное и экологическое образование. Она включает курсы:

  • «Ознакомление с окружающим миром» (1-ые и 2-ые классы);
  • «Природоведение» (3-и и 4-ые классы);
  • «Мир вокруг нас» (1-ый класс трёхлетней начальной школы);
  • «Экология для младших школьников» (факультативный курс для 3 класса);
  • «Планета загадок» (факультативный курс для 4-го класса).

 

 

Особенности системы:

  • решает проблемы преемственности, связанные с переходом ребёнка от дошкольного к начальному образованию и от начального – к изучению естественных наук в среднем звене;
  • включает как основные, так и факультативные курсы, что позволяет полнее учитывать интересы и возможности детей.

На первом этапе  обучения младшие школьники знакомятся с окружающим миром. При этом элементы экологических знаний постоянно присутствует в курсе, однако они не обособлены, а органично вписаны в общее содержание, включающее природные и социальные аспекты. Такой подход, на мой взгляд, отвечает как познавательным потребностям детей, так и задачам экологического образования, поскольку направлен на осознание учащимися многообразия и единства мира, места и роли в нём человека. Учебный материал представлен содержательными линиями: природа, жизнь города и села, здоровье и безопасность, общение, первоначальные географические представления.

Информация о работе Необходимость психологического обеспечения экологического воспитания младших школьников