Необходимость психологического обеспечения экологического воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 20:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать необходимость психологического обеспечения экологического воспитания младших школьников. Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
Изучить литературу по данной проблеме исследования;
Раскрыть сущность экологического образования и воспитания;
Выявить и обосновать содержание психологического обеспечения экологического воспитания младших школьников;
Обобщить результаты исследования.

Содержание работы

Введение
Глава I. Экологическая проблема как одна из глобальных проблем современности.
1.1. Содержание экологического образования
1.2.Основные принципы экологического образования и воспитания учащихся.
1.3. Формирование основных экологических представлений и понятий при изучении курса природоведения
Выводы по 1 главе
Глава II. Организация и проведение экспериментальной работы.
2.1. Исследование развития экологического воспитания младших школьников.
2.2. Опыт формирования экологической воспитанности младших школьников средствами кружковой работы.
2.3. Методы и приемы экологического воспитания младших школьников.

Файлы: 1 файл

Диплом Айзиряк.doc

— 469.50 Кб (Скачать файл)

 

         Анализируя результаты двух анкет,  хочется  сказать,  что результаты в

основном одинаковые в обоих классах. Они любуются природой, не разводят

костры, не ломают ветви на шалаш, но все-таки позволяют  себе рвать цветы.

В дальнейшей работе мы постараемся внушить им, что  этого делать нельзя. По остальным вопросам анкеты результаты почти одинаковы. И отсюда следует вывод, что представление учащихся  о бережном отношении к природе и ее богатстве,  о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся.

 

Формирующий эксперимент.

 

Перед занятием была проведена беседа на тему "Охрана природы"

( по Плешакову А.А.).

На формирующем  этапе была проведена игра "Мир  вокруг нас"

Первый корреспондент. — Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.

Через нос проходит в грудь

 И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же –

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

— Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. (Учитель может прикрепить на доске заранее написанное на листе бумаги слово.) Мы привыкли воздушный океан звать небом. Кто знает стихи или загадки о небе?

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и  надо мной,

То он серый, то он синий,

то он ярко-голубой.

— Все живое  дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы — очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты,

микробов может  накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы

микробов было меньше?

                            (Ответы младших школьников.)

— Проветрили комнату, стерли   пыль влажной тряпкой — убрали микробов с голубого поля!   (Ученик убирает аппликации микробов.) Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик.

Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

Учитель.

— Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое. Если мы сумеем очистить все поля  наш человечек будет улыбаться.

— Теперь следующая  страничка нашей газеты — посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.

 Второй корреспондент.  — Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова:

Непременно  каждым утром Я включаю телевизор,

 И, конечно, репродуктор, И еще магнитофон.

— Весело?

-Да.

- А почему же соседи ей говорят:

-Эй, гражданка у окна,

Вы же в доме не одна.

 Почему же  целый дом 

Должен слушать этот гром?

                  

           (Ответы младших школьников.)

— Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины — грузовики, самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить — громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно — резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите,

 сколько  звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями)— звуки вокруг нас. Одни стрелки — резкие, громкие. Другие — волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.

— Что могут  сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт?

                  (Ответы младших школьников.)

—   Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.

Учитель.

— Ну вот уже  два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.

Третий корреспондент.

Не умыться, ни напиться

Без воды,

Листику не распуститься

 Без воды,

Без воды прожить  не могут 

Птица, зверь  и человек,

 И поэтому всегда

 Всем везде  нужна вода!

— Эта страничка  о воде. Где больше всего воды на Земле? (В океане).

-А еще где находится вода? (В морях, в реках, в ручьях).

- Снег — это вода и облака — это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? (Соленая). А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится: Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтоб щечки  краснели,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб смеялся  роток,

Чтоб кусался  зубок?

— Конечно, это  о чистой воде. Грязной водой умыться  нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей.)

— Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна — это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера

различный мусор, моют в них машины, а еще много  грязи попадает в воду от

заводов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что надо сделать?

                                           (Ответы детей.)

 — Надо  экономить воду, не выбрасывать  в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна) (Убирает.)

Учитель.

— Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле — чистая вода! А теперь, зеленая страничка нашей газеты.

Четвертый корреспондент. — Зеленая страничка нашей газеты — страничка жизни. А почему она зеленая?

                                 (Ответы детей.)

— Она зеленая  потому, что основу живой природы  составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

Жить в зеленом  мире этом

 Хорошо зимой  и летом.

 Жизнь летает  мотыльком, 

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.

Человек природе друг.

— Только всегда ли человек относится к природе  как к другу? (Ответы детей.)

- Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом?

                                           (Ответы детей.)

— Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки.

Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

— Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (Убирает круги, под ними яркие рисунки растений.)

— Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения — природу. Но поле портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как

убрать черные квадраты?   (Ответы детей.)

— Главное правило — не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное — не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомним это правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле!

(Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы — орла или ястреба и лягушки или жабы).

Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки

из-за своей  красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли

хищников в  природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их

внешний вид.)

Учитель.

— Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете. Человечек улыбается — ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо). Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье

человека —  это тоже богатство природы и  его надо беречь.

Результатом занятия  является следующие:

Формирование  экологического сознания - важнейшая  задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво.  И в этом нам могут помочь уроки не

традиционной  формы: например игры. На таких уроках можно добиться того,  чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия учеников в подготовке урока,  заинтересованности в том, чтобы урок прошел хорошо. Нетрадиционные уроки,  как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для формирования экологического сознания у школьников.

1. Целью исследования  взаимодействия экологического  и нравственного

воспитания  является  формирование  человека  с высоким уровнем эколого-

нравственной  культуры,  сочетающего в себе эколого-нравственные знания и

убеждения,  устойчивую линию поведения и  действий, мотивируемых эколого- нравственными ценностями.

2. В целях  формирования эколого-нравственной  культуры  учащихся необходим комплекс мер:  продолжить работу по совершенствованию содержания учебных программ с учетом эколого-нравственных вопросов в соответствии с содержанием образования.

3. Расширять  и углублять все  виды  внеурочной  деятельности эколого-

нравственного воспитания   -   познавательную,  трудовую, опытническую,

краеведческую. Внедрять в учебный процесс различные  спецкурсы и факультативы эколого-нравственного аспекта.

 

4. Систематически  изучать, обобщать и распространять передовой опыт учителей по эколого-нравственному воспитанию, не обходимо вести спецкурсы экологического направления.

5. Активизировать  участие  подростков в разнообразной  опытно-

исследовательской, природоохранной  деятельности,  организовывать различные экологические клубы,  кружки, экологические лагеря и т.д.

 

 

 

6. Отразить вопросы  эколого-нравственного воспитания  в документах по

воспитанию  учащихся школ и гимназий (в уставах  и в  положениях школы-гимназии, планах учебно-воспитательной работы).

 

                       Контрольный эксперимент.

 

На этом этапе  мы провели анкету. Анкета проводилась в тех же классах.

Экспериментальный класс.

 

Вопросы

Ответы

1.

Нужно ли защищать природу?

Да - (13)

2.

Хорошо охотиться  на диких

зверей ?       



Информация о работе Необходимость психологического обеспечения экологического воспитания младших школьников