Необходимость психологического обеспечения экологического воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 20:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать необходимость психологического обеспечения экологического воспитания младших школьников. Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
Изучить литературу по данной проблеме исследования;
Раскрыть сущность экологического образования и воспитания;
Выявить и обосновать содержание психологического обеспечения экологического воспитания младших школьников;
Обобщить результаты исследования.

Содержание работы

Введение
Глава I. Экологическая проблема как одна из глобальных проблем современности.
1.1. Содержание экологического образования
1.2.Основные принципы экологического образования и воспитания учащихся.
1.3. Формирование основных экологических представлений и понятий при изучении курса природоведения
Выводы по 1 главе
Глава II. Организация и проведение экспериментальной работы.
2.1. Исследование развития экологического воспитания младших школьников.
2.2. Опыт формирования экологической воспитанности младших школьников средствами кружковой работы.
2.3. Методы и приемы экологического воспитания младших школьников.

Файлы: 1 файл

Диплом Айзиряк.doc

— 469.50 Кб (Скачать файл)

        

  Выводы по 1 главе

Исходя из темы нашего исследования, можно сделать  следующие выводы: проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти проблемы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.

Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще  в  XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения.

Теоретическая основа экологического  воспитания основывается на решении задач в  их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного  отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

  Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических  связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Существуют  основные правила поведения в  природе, которые могут усвоить  учащиеся начальных классах. Нельзя навязывать детям эти правила, нужна  целенаправленная, продуманная работа для того, чтобы знания перешли  в убеждения. Вопросами экологического воспитания и образования младших школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.

Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  II.   Организация и проведение экспериментальной работы.    

                2.1. Исследование развития экологического воспитания       младших   школьников.

 

 

Как же рассказать ребёнку о природе? Как поведать о её тайнах, передать огромные пласты знаний, которые человечество накопило в течение тысячелетий и к  которым продолжает идти и идти? Сделать это очень не просто, ведь ребёнок живёт ещё не столько разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе взрослым, подчас научным языком бесполезно. Здесь хочется вспомнить слова В.А. Сухомлинского, который считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

 Для начала  сформулируем задачи экологического воспитания:

  1. Понимание само ценности природы.
  2. Осознание себя, как части природы.
  3. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
  4. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
  5. Воспитание активной жизненной позиции.
  6. Обучение азам безопасности.
  7. Формирование умения рационально использовать природные  

               богатства.

  1. Формирование морального сознания.
  2. Подведение к пониманию неповторимости красоты окружающего мира.

 Одним из  эффективных способов экологического  воспитания младших школьников  являются занятия по естествознанию  и ознакомлению с окружающим  миром. В качестве программного  обеспечения данной работы была  взята программа А.А. Плешакова  «Зеленый дом». В разделе данной программы «Мир вокруг нас» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (отдельными объектами и явлениями). Последующие разделы «Живая природа» и «Неживая природа» получают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматривались во взаимосвязи.

Раздел «Планета – наш дом, а мы хозяева в  нём» явился обобщающим по отношению  к предшествующим. Необходимо что  бы каждый день пребывания детей в  школе интересным и насыщенным, поэтому  реализация методики предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические знания, умения и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, в том числе и во время работы кружка.

 Например, изучая  тему «Что такое природа» дается  представление и проводится беседа  об объектах природы и предметах,  созданных руками человека («не  природа»). Во время экскурсии  проводится наблюдение: предлагается  детям как можно больше найти объектов природы и «не природы». Ещё раз обращается их внимание на то, чем они отличаются.

Вносится соревновательный элемент: одна группа детей ищет природные  объекты, другая – предметы, сделанные  руками человека. При подведении итогов учитывается количество найденных предметов, правильность определения и время, затраченное на поиски.

 В становлении  экологически воспитанной личности  особое место принадлежит игровой  деятельности. Именно в ней формируются  у детей моральные нормы и  правила поведения детей в природе.

 Сюжетно-ролевые  игры помогают отображать разнообразные  бытовые сюжеты, дают новые впечатления  о жизни и труде людей, о  состоянии природы и её изменениях. Игры для детей – способ  познания окружающего, путь к  познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить. В играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует, они воплощают свои мечты и желания. Тематика сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Мои домашние животные», «Приготовим обед для семьи из полезных продуктов».

 Дидактические  игры являются эффективным средством  экологического воспитания. Процесс  игровой деятельности, в которой  младшие школьники ощущают повышенную  потребность, позволяет: обеспечить  возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.

Интересным  в работе с детьми является такой  игровой приём, как получение  писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода. Дети задумывались над содержанием писем, обговаривали различные экологические ситуации, решали, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты.

Эффективным методом  расширения знаний по экологии, является использование жемчужин народной мудрости – сказок, легенд, преданий, загадок на экологическую тематику, т.к. они ум обогащают, и волнуют душу: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Не поднимай природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.

 В процессе  работе с детьми практикуется  использование принципа научности.  Это разнообразные иллюстрации,  гербарии, альбомы («животные Красной  книги», «животные и растения  различных природных зон»); таблицы,  схемы («Круговорот воды в природе», «Строение растений» и другие); карты, макеты, фотографии, натуральные природные объекты (растения, грунт, вода и другие).

 Во время  работы с натуральными природными  объектами обращается внимание  детей на то, нельзя наносить  животному вреда, а после проведения наблюдения необходимо отпустить его на волю.

 Творческое  общение с природой – действенный  метод экологического воспитания  и развития лучших человеческих  качеств. Поэтому можно проводить  занятия любования природой, занятия  – путешествия, экскурсии в природу.

 

    1. Опыт формирования экологической воспитанности младших школьников средствами кружковой работы.

 

Как известно, прекрасное знание теории не всегда подтверждается желанием работать в интересуемой области  знаний. Для этого мы задействовали на практике некоторые знания, полученные в ходе работы над данной проблемой. По мнению Л.А. Мишариной и В.А. Горбуновой – «то, как ребенок относится к природе и ее богатствам, помогает животным и растениям, охраняет природу и знает правило поведения в природе, понимает доступные и родственные связи между живыми организмами – все это называется экологической воспитанностью ребенка и характеризует его внутренний мир».Экологическое воспитание рассматривается как интересное образование, регулирующее знания, умения и отношения.

 

Опытно –  экспериментальная работа проводилась  в Шурабашской средней школе. В исследовании участвовали учащиеся третьих классов: контрольный 3 «А» (14 человек) классный руководитель Валиева Р.М. и

экспериментальный 3 «Б» (13 человек) классный руководитель Юсупова Г.Г.

На первом этапе  работы был проведен констатирующий эксперимент, были выявлены уровни и  критерии экологической воспитанности  учащихся двух классов при помощи тестов и опросников.

 Целью констатирующего  эксперимента было выявление показателей воспитания экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.

На констатирующем этапе использовались следующие  методики:

- методика по  выявлению уровня сформированности  экологических знаний учащихся 

- диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру.

За основу определения  качественных характеристик уровней  взяты теории, предложенные Л.П.Симоновой:

- научно-познавательный;

- ценностный;

- нормативный;

- практически-деятельностный.

На основе двух этих методик были определены уровни и критерии экологической воспитанности (Л.П. Симоновой):

Низкий уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных, растений леса, луга, поля, водоема, вычленяя их некоторые особенности. Умеют определять состояние растений в зависимости от среды обитания, с помощью педагога классифицируют растения. Познавательное отношение к животным и растениям не устойчиво.

Средний уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных и растений разных сообществ по представлению и небольшой опорой на наглядность. С помощью педагога классифицируют животных и растения. В течении длительного времени наблюдают за ростом и развитием растений, их изменениями в разные сезоны, знают потребности животных. Устанавливают некоторые общие связи, сравнивая растения. Используют известные способы наблюдений. Недостаточно владеют обобщенными представлениями и не владеют понятиями рода и вида при классификации растений. Не всегда способны прогнозировать последствия неадекватных воздействий на природу, но при этом проявляют бережное и заботливое отношение к животным и растениям. Знают о существовании Красной книги Сибири, называют некоторые растения и животных, занесенных в нее. Эмоционально откликаются на яркие растения, проявляя внимательность, устойчивый интерес. В процессе наблюдений вспоминают стихи, песни, пословицы.

Высокий уровень – у детей этого уровня многообразны знания о животных и растениях разных сообществ. Самостоятельно устанавливают связи между развитием растений и средой обитания. Знания сформированы на уровне представлений, понятий, рода и вида. Дети способны устанавливать общие и частные связи с помощью наглядно – схематических пособий. Используют разные виды наблюдений за ростом и развитием растений и животных в разных сообществах и в соответствии с сезоном. Воспитательное отношение к природе устойчивое. Часто задают поисковые вопросы. Появляются эвристические суждения. Бережно относятся к растениям и животным, нетерпимы к людям в случае нарушения правил поведения в лесу, поле, на лугу. Эмоционально откликаются на красоту природы, используют песни, стихи, загадки о растениях и животных. Проявляют бережное отношение к дарам природы, понимая самоценность исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу. Знают лекарственные свойства некоторых растений. Методика диагностики была одинаковой для всех детей. Это позволило сравнивать результаты согласно критериям и устанавливать уровни экологической воспитанности. Данные психодиагностик необходимы для того, чтобы:

Информация о работе Необходимость психологического обеспечения экологического воспитания младших школьников