Необходимость психологического обеспечения экологического воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 20:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать необходимость психологического обеспечения экологического воспитания младших школьников. Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
Изучить литературу по данной проблеме исследования;
Раскрыть сущность экологического образования и воспитания;
Выявить и обосновать содержание психологического обеспечения экологического воспитания младших школьников;
Обобщить результаты исследования.

Содержание работы

Введение
Глава I. Экологическая проблема как одна из глобальных проблем современности.
1.1. Содержание экологического образования
1.2.Основные принципы экологического образования и воспитания учащихся.
1.3. Формирование основных экологических представлений и понятий при изучении курса природоведения
Выводы по 1 главе
Глава II. Организация и проведение экспериментальной работы.
2.1. Исследование развития экологического воспитания младших школьников.
2.2. Опыт формирования экологической воспитанности младших школьников средствами кружковой работы.
2.3. Методы и приемы экологического воспитания младших школьников.

Файлы: 1 файл

Диплом Айзиряк.doc

— 469.50 Кб (Скачать файл)

- изучить пути  реализации экологического воспитания  учащихся начальных классов;

- обеспечить  контроль за динамикой психологического  развития детей;

- дать возможность  учителю определить программу  дальнейшей работы с учащимися по экологическому воспитанию;

- установить  направления продуктивного развития  учащихся, проявляющих особые способности. 

 

Методика по выявлению уровней сформированности экологических знаний у учащихся.

 

 Экологические  знания являются основой экологического воспитания. Эта методика предназначена для выявления имеющихся экологических знаний у учащихся начальных классов.

Перечень вопросов:

1.Какие организмы  используют как показатели загрязнения?

А) животные;

Б) лишайники;

В) растения.

2.Почему человек создает сады и парки в городе?

А) чтобы растения обогащали кислородом воздух;

Б) чтобы люди отдыхали и гуляли;

В) чтобы было красиво.

3. Какие вещества  люди добывают из морской воды?

А) морскую соль;

Б) сахар;

В) рыбий жир.

4. В воды океана  можно сбрасывать все отходы деятельности человека, океан от этого не пострадает:

А) да;

Б) нет.

5. Какое морское  животное было истреблено уже  после нескольких лет его открытия?

А) морская свинка;

Б) морская корова;

В) морская собака.

6. Какая вода  встречается в озерах?

А) пресная;

Б) соленая;

В) в одних  пресная, в других соленая.

7. К чему приводят  загрязнения водоемов?

А) гибнет рыба;

Б) по берегам  чахнут растения;

 В) размножаются  водоросли.

8. Как служат  почве дождевые черви?

А) уничтожают вредителей;

Б) перерабатывают опавшие листья;

В) роют подземные  ходы.

9. Где больше  всего загрязнена и разрушена  почва?

А) в лесу;

Б) в городе;

В) на лугу.

10. Редкие растения  у нас выращивают:

А) в заповедниках;

Б) в садах  и парках города;

В) в ботаническом саду.

11. Букеты можно  составить:

А) из редких цветов;

Б) из растений выращенных человеком;

В) из красивых цветов.

12. Если в  лесу станет мало птиц, то:

А) деревья могут  погибнуть;

Б) ничего не случиться;

В) не услышим птичьих  песен.

13. Какое животное может  дольше других в состоянии  спячки без еды:

А) мышь;

Б) бобер;

В) еж;

Г) медведь.

14. Какая птица подкладывает  свои яйца в другие гнезда?

А) синица;

Б) кукушка; В) филин; Г) соловей.

15. Какое из перечисленных  животных запасают себе корм  на зиму?

А) лошадь;

Б) волк;

В) белка.

Ключ: 1-б, 2-аб, 3-а, 4-б, 5-б, 6-в, 7-абв, 8-б, 9-б, 10-ав, 11-б, 12-а, 13-г, 14-б, 15-в.

Обработка результатов: подсчитывается количество правильных ответов, их сумма  характеризует уровень имеющихся  экологических знаний у учащихся.

Низкий уровень - от 0 до 6 правильных ответов. Характеризуется отсутствием знаний или наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Не знают о существенных сторонах познаваемого объекта.

Средний уровень – от 7 до 11 верных ответов. Характеризуется усвоением закономерных связей, объектов, явлений. Появляется и развивается обобщенность знаний об особенностях природного мира.

Высокий уровень – от 12 до 15 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ.

Таким образом, при количественном анализе видно, что в 3 «А» классе из учащихся 2 человека имеют низкий уровень; 11 человек – средний  уровень; 1 человек – высокий уровень (Таблица №1).

В 3 «Б» классе из 13 учащихся: 2 человека – низкий уровень; 9 человек – средний уровень; 2 человека – высокий уровень (Таблица  №2).

На основании  полученных результатов можно сделать  вывод, что преобладает средний  уровень имеющихся экологических  знаний. Проведя сравнительный анализ, мы пришли к выводу о том, что уровень знаний в двух классах примерно одинаковый.

 

Диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у  учащихся к окружающему миру.

 

За основу была взята методика Н.С.Жестовой с введением дополнительных вопросов на выявление у учащихся отношения к природе, знания и желания общаться с ней. Процедура эксперимента: учащимся третьих классов предлагается бланк вопросов, на котором расчерчены три графы «умения», «отношения», «желания» и даются вопросы, на которые они должны ответить.

Умения Отношения  Желания

2 - Сделаю хорошо; - нравится; - хочу заниматься;

1 - Сделаю средне; - безразлично; - безразлично;

0 - Не сделаю - не нравится - не хочу заниматься

 Перечень  вопросов:

  1. ухаживать за животными.
  2. помогать больным животным.
  3. выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
  4. помогать и защищать бездомных животных.
  5. рисовать рисунки с изображением природы.
  6. разъяснять людям нужные им сведения о природе.
  7. охранять природу.
  8. вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса.
  9. следить за состоянием развития растений.
  10. распространение детенышей животных (щенят, котят и т.д.).

11. распространять  растения.

12. наблюдать  и изучать природу и природные  явления.

13. помогать  пернатым друзьям.

14. смотреть  телепередачи о животных.

Обработка результатов:

Подсчитывается  количество набранных баллов по вертикали, сумма характеризует отношения, знания, умения.

Низкий уровень – от 0 до 9 баллов – не проявляют желания заботится о животных и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям. Но интереса к данному содержанию не проявляют.

Средний уровень  – от 9 до 19 – не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение.

Высокий уровень – от 20 до 28 баллов – проявляют желание, заботу, бережное отношение к растительному и животному миру, понимая их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру.

Таким образом, при количественном анализе видно, что в 3 «А» классе из 14 учащихся: 4 человека – низкий уровень (28,5%); 7 человек  – средний уровень (50%); 3 человека – высокий уровень (21,4%) (Таблица №3)

В 3 «Б» из 13 человек: 1 ученик – низкий уровень (7,6%); 9 учеников – средний уровень (69,2%); 3 ученика  – высокий уровень (23,07%) (Таблица  №4)

 На формирующем  этапе эксперимента была проведена  работа по организации кружка  «Мой край родной». Конспекты некоторых занятий приведены в Приложении. Наблюдения показали, что уже после нескольких занятий, учащиеся стали более реально воспринимать природу и произведения искусства о природе. Все дети приняли активное участие в празднике «Золотая осень», несколько раз выходили на очистку берега речки, территории школы, оказывали помощь по уборке двора пенсионерам и ветеранам. В ходе эксперимента у детей возрос интерес к растениям и животным, они с большим удовольствием ухаживают за комнатными растениями и домашними животными.

 По окончанию  этого этапа эксперимента мы  проведен контрольный этап. На  нем детям в 3 «А» и 3 «Б»  также были даны тестовые задания  и по их результатам были  снова определены уровни экологической  воспитанности по тем же диагностикам (Таблицы № 4-8).

 Данные повторного  среза показали, что после занятий  в 3 «Б» экспериментальном заметно  повысились результаты проводимых  диагностик. Если до формирующего  эксперимента уровень экологических  знаний в 3 «Б» экспериментальном  классе составлял 8,9, а в контрольном 3 «А» - 8, то после проведения занятий кружка уровень экологических знаний в 3 «Б» значительно повысился до 13,5 (Таблица № 6). В 3 «А» классе уровень знаний тоже превышает прежний, он составляет 12,7 (Таблица №5), но дети отвечали правильно на те вопросы, которые и были раскрыты на уроках природоведения. Знания учащихся 3 «Б» класса стали более широкими, разнообразными и качественными, чем у 3 «А» контрольного класса. Так же дети 3 «А» класса отвечали на вопросы недостаточно полно и точно.

 

Сводная таблица уровня экологической воспитанности детей в контрольном и экспериментальном классе (констатирующий и контрольный этап)

 

Уровень

Уровень экологической  воспитанности

Констатирующий

Контрольный

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Низкий

28,5%

7,6%

14,2%

0%

Средний

50%

69,2%

57,14%

23,07%

Высокий

21%

23,07%

21,4%

76,9%


 

 

         На этой таблице мы видим, что в контрольном 3 «А» классе 21,4% ответов показали высокий уровень, однако экспериментальный 3 «Б» класс показал 76,9%, что свидетельствует о более высоком уровне сформированности экологической воспитанности.

 

2.3. Методы  и приемы экологического воспитания  младших школьников.

                                                   

Занятие проводилось во время констатирующего, формирующего,

контрольного экспериментов.

На констатирующем этапе была проведена анкета с  целью: проверить

первоначальные  умения, навыки вести себя в природе.

                        Констатирующий эксперимент.

Мы провели  анкету в экспериментальном и контрольном классах.

 

Далее приводятся ответы учащихся экспериментального  и контрольного класса  на  вопросы анкеты.

 

 

Экспериментальный класс (3Б)

 

Вопросы

Ответы

1.

Нравится ли тебе бывать  на природе?             

Нравится (14 человек).

2.

Что ты больше всего  любишь  делать, приходя в природу?                

1.Слушать птиц, любоваться природой, гулять (4 )

2.Загорать, купаться 

(3)

3.Играть  в  подвижные  игры  (3)

4.Собирать  ягоды, грибы (2 )

5.Рвать цветы  (2)

3.

Приходилось ли тебе оказывать помощь  животным, растениям?

1.Нет, не приходилось  (3)

2.Подбираю бездомных  животных и   ухаживаю за ними (1)

3.Лечил  собаке  глаз  (1 )

4.Отогревал  зимой птиц (2)

5.Лечил  раненную  птицу (1 человек). 6.Подкармливаю  зимой  птиц  (6).

4.

В каких  делах  по охране природы ты и твои    друзья принимали участие? 

1.Не принимал  участие  (5).

2.Делал с  папой  скворечник  (2человека).

3.Принимал участие  в озеленении класса, школьного   двора (6)

5.

Какие  книги  о природе  ты читал?               

1.Не люблю   книги  о природе (2)

2.Читаю книги  В.Бианки, Е.Чарушина и др.

 (12)


 

 

 

 

 

 

Контрольный класс (3А)

 

 

Вопросы

Ответы

1.

Нравится ли тебе бывать  на природе?             

Нравится (12)

Не нравится (1)

2.

Что ты больше всего любишь  делать, приходя в природу?                

1.Слушать птиц, любоваться природой, гулять (2)

2.Загорать, купаться 

(5 чел.).

  3.Собирать  ягоды, грибы (3)

5.Рвать цветы  (3)

3.

Приходилось ли тебе оказывать помощь  животным, растениям?

1.Нет, не приходилось  (5)

2.Подбираю бездомных  животных и   ухаживаю за ними (1 )

3. Отогревал  зимой птиц (4 человека).

 4.Подкармливаю  зимой птиц  (4)

4.

В каких  делах  по охране природы ты и твои    друзья принимали участие? 

1.Не принимал  участие  (6)

2.Делал с  папой  скворечник  (2человека).

3.Принимал участие  в озеленении класса, школьного   двора 

(5 )

5.

Какие  книги  о природе  ты читал?               

1.Не люблю   книги  о природе (6 )

2.Читаю книги  В.Бианки, Е.Чарушина и др. (7)

Информация о работе Необходимость психологического обеспечения экологического воспитания младших школьников