Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 20:29, дипломная работа
Цель исследования: обосновать необходимость психологического обеспечения экологического воспитания младших школьников. Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
Изучить литературу по данной проблеме исследования;
Раскрыть сущность экологического образования и воспитания;
Выявить и обосновать содержание психологического обеспечения экологического воспитания младших школьников;
Обобщить результаты исследования.
Введение
Глава I. Экологическая проблема как одна из глобальных проблем современности.
1.1. Содержание экологического образования
1.2.Основные принципы экологического образования и воспитания учащихся.
1.3. Формирование основных экологических представлений и понятий при изучении курса природоведения
Выводы по 1 главе
Глава II. Организация и проведение экспериментальной работы.
2.1. Исследование развития экологического воспитания младших школьников.
2.2. Опыт формирования экологической воспитанности младших школьников средствами кружковой работы.
2.3. Методы и приемы экологического воспитания младших школьников.
- изучить пути
реализации экологического
- обеспечить
контроль за динамикой
- дать возможность учителю определить программу дальнейшей работы с учащимися по экологическому воспитанию;
- установить
направления продуктивного
Методика по
выявлению уровней
Экологические
знания являются основой эколог
Перечень вопросов:
1.Какие организмы
используют как показатели
А) животные;
Б) лишайники;
В) растения.
2.Почему человек создает сады и парки в городе?
А) чтобы растения обогащали кислородом воздух;
Б) чтобы люди отдыхали и гуляли;
В) чтобы было красиво.
3. Какие вещества люди добывают из морской воды?
А) морскую соль;
Б) сахар;
В) рыбий жир.
4. В воды океана можно сбрасывать все отходы деятельности человека, океан от этого не пострадает:
А) да;
Б) нет.
5. Какое морское
животное было истреблено уже
после нескольких лет его
А) морская свинка;
Б) морская корова;
В) морская собака.
6. Какая вода встречается в озерах?
А) пресная;
Б) соленая;
В) в одних пресная, в других соленая.
7. К чему приводят загрязнения водоемов?
А) гибнет рыба;
Б) по берегам чахнут растения;
В) размножаются водоросли.
8. Как служат почве дождевые черви?
А) уничтожают вредителей;
Б) перерабатывают опавшие листья;
В) роют подземные ходы.
9. Где больше всего загрязнена и разрушена почва?
А) в лесу;
Б) в городе;
В) на лугу.
10. Редкие растения у нас выращивают:
А) в заповедниках;
Б) в садах и парках города;
В) в ботаническом саду.
11. Букеты можно составить:
А) из редких цветов;
Б) из растений выращенных человеком;
В) из красивых цветов.
12. Если в лесу станет мало птиц, то:
А) деревья могут погибнуть;
Б) ничего не случиться;
В) не услышим птичьих песен.
13. Какое животное может дольше других в состоянии спячки без еды:
А) мышь;
Б) бобер;
В) еж;
Г) медведь.
14. Какая птица подкладывает свои яйца в другие гнезда?
А) синица;
Б) кукушка; В) филин; Г) соловей.
15. Какое из перечисленных животных запасают себе корм на зиму?
А) лошадь;
Б) волк;
В) белка.
Ключ: 1-б, 2-аб, 3-а, 4-б, 5-б, 6-в, 7-абв, 8-б, 9-б, 10-ав, 11-б, 12-а, 13-г, 14-б, 15-в.
Обработка результатов: подсчитывается
количество правильных ответов, их сумма
характеризует уровень
Низкий уровень - от 0 до 6 правильных ответов. Характеризуется отсутствием знаний или наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Не знают о существенных сторонах познаваемого объекта.
Средний уровень – от 7 до 11 верных ответов. Характеризуется усвоением закономерных связей, объектов, явлений. Появляется и развивается обобщенность знаний об особенностях природного мира.
Высокий уровень – от 12 до 15 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ.
Таким образом, при количественном анализе видно, что в 3 «А» классе из учащихся 2 человека имеют низкий уровень; 11 человек – средний уровень; 1 человек – высокий уровень (Таблица №1).
В 3 «Б» классе из 13 учащихся: 2 человека – низкий уровень; 9 человек – средний уровень; 2 человека – высокий уровень (Таблица №2).
На основании
полученных результатов можно сделать
вывод, что преобладает средний
уровень имеющихся
Диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру.
За основу была взята методика Н.С.Жестовой с введением дополнительных вопросов на выявление у учащихся отношения к природе, знания и желания общаться с ней. Процедура эксперимента: учащимся третьих классов предлагается бланк вопросов, на котором расчерчены три графы «умения», «отношения», «желания» и даются вопросы, на которые они должны ответить.
Умения Отношения Желания
2 - Сделаю хорошо; - нравится; - хочу заниматься;
1 - Сделаю средне; - безразлично; - безразлично;
0 - Не сделаю - не нравится - не хочу заниматься
Перечень вопросов:
11. распространять растения.
12. наблюдать и изучать природу и природные явления.
13. помогать пернатым друзьям.
14. смотреть телепередачи о животных.
Обработка результатов:
Подсчитывается количество набранных баллов по вертикали, сумма характеризует отношения, знания, умения.
Низкий уровень – от 0 до 9 баллов – не проявляют желания заботится о животных и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям. Но интереса к данному содержанию не проявляют.
Средний уровень – от 9 до 19 – не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение.
Высокий уровень – от 20 до 28 баллов – проявляют желание, заботу, бережное отношение к растительному и животному миру, понимая их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру.
Таким образом, при количественном анализе видно, что в 3 «А» классе из 14 учащихся: 4 человека – низкий уровень (28,5%); 7 человек – средний уровень (50%); 3 человека – высокий уровень (21,4%) (Таблица №3)
В 3 «Б» из 13 человек: 1 ученик – низкий уровень (7,6%); 9 учеников – средний уровень (69,2%); 3 ученика – высокий уровень (23,07%) (Таблица №4)
На формирующем
этапе эксперимента была
По окончанию
этого этапа эксперимента мы
проведен контрольный этап. На
нем детям в 3 «А» и 3 «Б»
также были даны тестовые
Данные повторного
среза показали, что после занятий
в 3 «Б» экспериментальном заметно
повысились результаты
Сводная таблица уровня экологической воспитанности детей в контрольном и экспериментальном классе (констатирующий и контрольный этап)
Уровень |
Уровень экологической воспитанности | |||
Констатирующий |
Контрольный | |||
Контрольный класс |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
Экспериментальный класс | |
Низкий |
28,5% |
7,6% |
14,2% |
0% |
Средний |
50% |
69,2% |
57,14% |
23,07% |
Высокий |
21% |
23,07% |
21,4% |
76,9% |
На этой таблице мы видим, что в контрольном 3 «А» классе 21,4% ответов показали высокий уровень, однако экспериментальный 3 «Б» класс показал 76,9%, что свидетельствует о более высоком уровне сформированности экологической воспитанности.
2.3. Методы
и приемы экологического
Занятие проводилось во время констатирующего, формирующего,
контрольного экспериментов.
На констатирующем этапе была проведена анкета с целью: проверить
первоначальные умения, навыки вести себя в природе.
Констатирующий эксперимент.
Мы провели анкету в экспериментальном и контрольном классах.
Далее приводятся ответы учащихся экспериментального и контрольного класса на вопросы анкеты.
Экспериментальный класс (3Б)
Вопросы |
Ответы | |
1. |
Нравится ли тебе бывать на природе? |
Нравится (14 человек). |
2. |
Что ты больше всего
любишь делать, приходя в природу? |
1.Слушать птиц, любоваться природой, гулять (4 ) 2.Загорать, купаться (3) 3.Играть в подвижные игры (3) 4.Собирать ягоды, грибы (2 ) 5.Рвать цветы (2) |
3. |
Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям? |
1.Нет, не приходилось (3) 2.Подбираю бездомных животных и ухаживаю за ними (1) 3.Лечил собаке глаз (1 ) 4.Отогревал зимой птиц (2) 5.Лечил раненную птицу (1 человек). 6.Подкармливаю зимой птиц (6). |
4. |
В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие? |
1.Не принимал участие (5). 2.Делал с папой скворечник (2человека). 3.Принимал участие в озеленении класса, школьного двора (6) |
5. |
Какие книги о природе ты читал? |
1.Не люблю книги о природе (2) 2.Читаю книги В.Бианки, Е.Чарушина и др. (12) |
Контрольный класс (3А)
Вопросы |
Ответы | |
1. |
Нравится ли тебе бывать на природе? |
Нравится (12) Не нравится (1) |
2. |
Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу? |
1.Слушать птиц, любоваться природой, гулять (2) 2.Загорать, купаться (5 чел.). 3.Собирать ягоды, грибы (3) 5.Рвать цветы (3) |
3. |
Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям? |
1.Нет, не приходилось (5) 2.Подбираю бездомных животных и ухаживаю за ними (1 ) 3. Отогревал зимой птиц (4 человека). 4.Подкармливаю зимой птиц (4) |
4. |
В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие? |
1.Не принимал участие (6) 2.Делал с папой скворечник (2человека). 3.Принимал участие в озеленении класса, школьного двора (5 ) |
5. |
Какие книги о природе ты читал? |
1.Не люблю книги о природе (6 ) 2.Читаю книги В.Бианки, Е.Чарушина и др. (7) |