Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 05:40, контрольная работа
Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин "общение" не имеет точного аналога в традиционной социальной науке не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину "коммуникация", но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ……….4
1.1. Структура и функции общения………………………………………………...5
1.2.Цели делового общения…………………………………………………………7
2. ЭТАПЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ……………………………………………….9
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ…………………………………………………………..11
3.1. Деловая беседа…………………………………………………………………11
3.2. Деловые переговоры………………………………………………………......14
3.3. Деловая полемика……………………………………………………………...16
3.4. Телефонный разговор……………………………………………………….....18
4.БАРЬЕРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ………………………………………………………………………….20
5. ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ……………………………………………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…………....26
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Деловое общение:
понятие, структура, цели и функции……………………………………………………………
1.1. Структура и функции общения………………………………………………...5
1.2.Цели делового общения…………………………………………………………7
2. Этапы делового общения……………………………………………….9
3. Психологические основы и технология отдельных видов
делового общения………………………………………………………….
3.1. Деловая беседа…………………………………………
3.2. Деловые переговоры………………………………
3.3. Деловая полемика……………………………………
3.4. Телефонный разговор……………………………
4.Барьеры, возникающие
в процессе делового общения……………………………………………………………
5. Этика делового общения……………………………………………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованной литературы………………….…………....26
Анализ связи
общественных и межличностных отношений
позволяет расставить правильные акценты
в вопросе о месте общения во всей сложной
системе связей человека с внешним миром.
Однако прежде необходимо сказать несколько
слов о проблеме общения в целом. Решение
этой проблемы является весьма специфичным
в рамках отечественной социальной психологии.
Сам термин "общение" не имеет точного
аналога в традиционной социальной науке
не только потому, что не вполне эквивалентен
обычно употребляемому английскому термину
"коммуникация", но и потому, что содержание
его может быть рассмотрено лишь в понятийном
словаре особой психологической теории,
а именно теории деятельности. Конечно,
в структуре общения, которая будет рассмотрена
ниже, могут быть выделены такие его стороны,
которые описаны или исследованы в других
системах социально-психологического
знания.
На своем начальном (низшем) уровне взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее "физическое" влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения. Такое взаимодействие в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития, что неблагоприятно скажется на качестве делового общения.
Цель данной работы - рассмотреть психологию делового общения и взаимодействия.
Понятия делового общения
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере.
Деловой этикет включает в себя две группы правил:
нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).
Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.
Устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик. Общение как в заимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;
ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;
обсуждение интересующей проблемы;
решение проблемы.
завершение контакта (выход из него).
1.1.Структура и функции общения
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Вербальная коммуникация.
Использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Модель вербального коммуникативного процесса включает 5 элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
КАК? (осуществляется передача) – Канал
КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:
1) открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения);
2) отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения);
3) закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).
В современной коммуникации принято выделять 3 вида речевых актов, в зависимости от ожидаемой реакции адресата: вопросы, побуждения и сообщения.
Вопросы позволяют деловому человеку направить процесс передачи информации в нужное русло, перехватить и удержать инициативу, активизировать слушателя. На основе этих функций выделяют 5 типов вопросов.
«Закрытые» - это вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Доверие собеседника можно завоевать, задавая в начале контакта вопросы, требующие утверждения «да». «Закрытые» вопросы лишают другого высказать свое мнение, им нельзя злоупотреблять.
«Открытые» вопросы требуют какого-либо объяснения, задаются для получения дополнительных сведений, выяснения реальных мотивов. Они начинаются словами «Что, кто, как, сколько, почему, каково ваше мнение ...»
Риторические не требуют ответа, их цель - вызвать новые вопросы, указать на нерешенные проблемы, обеспечить поддержку позиции говорящего путем молчаливого одобрения.
Вопросы для обдумывания вынуждают размышлять, комментировать сказанное, вносить поправки в изложенное.
Переломные вопросы удерживают беседу в строго установленном направлении или поднимают новые проблемы, переключают на другое.
Выделяют четыре основные дистанции общения.
Интимная - от 0 до 0,5 метра. На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.
Межличностная - от 0,5 до 1,2 метра. На ней осуществляется общение между друзьями.
Официально-деловая или социальная - от 1,2 до 3,7 метра. Используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.
Публичная - более 3,7 метров. Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.
Визуальный контакт - визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.
Понимание невербального языка позволяет точно определить замыслы, позицию собеседника.
Общение может происходить на различных уровнях.
Манипулятивный - уровень, заключается в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.
Примитивный - уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).
Высший - это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.
1.2.Цели делового общения
Деловое общение приобретает первостепенное значение для людей, которые заняты в управлении. Как показывают исследования в области менеджмента, на коммуникацию и общение, по усреднённым данным, расходуется около 80-90% рабочего времени руководителей всех известных уровней.
Главной целью делового общения является организация плодотворного сотрудничества, а также создание оптимальных условий для успешного решения задач, стоящих перед организацией и её отдельными сотрудниками.
Другими словами, целью делового общения можно назвать организацию и оптимизацию определенного вида совместной деятельности.
Однако, помимо общей цели, в нём также можно выделить и личные цели, в той или иной степени реализуемые непосредственным участниками общения:
1)стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей, что часто проявляется в уходе от ответственности, возложенной на работника;
2)стремление к повышению своего жизненного уровня, улучшению своего материального положения;
3)стремление к власти, то есть стремление расширить круг имеющихся полномочий, продвигаться только вверх по служебной лестнице, избавиться от отягощающего бремени иерархического контроля;
4)стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремление укрепить престиж занимаемой должности и самой организации.
Но для того чтобы цель делового общения была успешно реализована, в современной психологической науке выделяют два основных этико-психологических принципа делового общения, к которым относятся:
1)принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности, на основе которого можно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации;
2)принцип полномочий и ответственности, регламентирующий деловое общение в рамках служебных прав и обязанностей в соответствии со служебным статусом сотрудника, оценку его деловых качеств и использование его прямой квалификации и полученного опыта.
2.ЭТАПЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Процесс общения всегда можно рассматривать как локальный акт: разговор с определенным собеседником, обсуждение конкретных вопросов группой людей и т.д.
В развернутом виде в общении можно выделить следующие этапы:
В деловом общении эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной.
Именно сознательным вычленением этих этапов и их регуляцией определяется во многом эффективность делового общения.
1. Установление контакта. Всякое общение начинается с контакта. Довольно часто неуспех делового общения предопределен с самого начала: неудавшийся контакт (точнее его отсутствие) ведет к дальнейшей цепочке неправильных действий.
Задача контактной фазы — побудить собеседника к общению и создать максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. При установлении контакта нужно, прежде всего, продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения.
2. Ориентация в ситуации. Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совместных интересов. На этом этапе надо сразу выяснить, каким по длительности будет разговор (свернутый, четкий, конкретный или подробный, развернутый) и в зависимости от этого строить свою тактику. Основные задачи этапа ориентации:
3. Обсуждение вопроса, проблемы. Принятие решения. Для этапов обсуждения проблемы и принятия решения с социально-психологической точки зрения характерны эффект контраста и эффект ассимиляции.
Действие эффекта контраста заключается в том, что, указывая на отличие нашей точки зрения на возможную совместную деятельность от точки зрения партнера, мы психологически удаляемся от него; подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнерами, в чем проявляется действие эффекта ассимиляции.