Невербальное общение в бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 05:40, контрольная работа

Описание работы

Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин "общение" не имеет точного аналога в традиционной социальной науке не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину "коммуникация", но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ……….4
1.1. Структура и функции общения………………………………………………...5
1.2.Цели делового общения…………………………………………………………7
2. ЭТАПЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ……………………………………………….9
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ…………………………………………………………..11
3.1. Деловая беседа…………………………………………………………………11
3.2. Деловые переговоры………………………………………………………......14
3.3. Деловая полемика……………………………………………………………...16
3.4. Телефонный разговор……………………………………………………….....18
4.БАРЬЕРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ………………………………………………………………………….20
5. ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ……………………………………………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…………....26

Файлы: 1 файл

контрольная по психологии.docx

— 180.54 Кб (Скачать файл)

В целях повышения культуры телефонного общения полезно заняться самотренингом. Попробуйте понаблюдать за говорящими по телефону, проанализировать их разговоры с точки зрения краткости, тактичности, результативности. Очень полезно записать на магнитофон, а затем прослушать несколько своих телефонных разговоров.

 

 

 

 

 

 

 

4. барьеры, возникающие в процессе делового общения

 

Типичная ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял то, что я сказал». Это иллюзия. На самом деле партнер понимает все, во-первых, по-другому, во-вторых, по-своему.

В деловом общении между партнерами могут возникать совершенно специфические барьеры. Причины их появления разные. Для того чтобы дело не дошло до стресса, нужно научиться предупреждать возникновение барьеров в общении, а если уж они возникли, успешно их преодолевать.

Рассмотрим основные барьеры, возникающие на пути к плодотворному общению.

Барьеры взаимодействия. Мотивационный барьер возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт, например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль. В таком случае лучше с самого начала выяснить намерения друг друга, согласовать мотивы сотрудничества. Если это не удастся, совместная работа обречена на неудачу.

Барьер некомпетентности. Некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени. Если партнер совсем не разбирается в проблеме, лучше вежливо «свернуть» разговор; если он владеет вопросом частично, а обратиться больше не к кому, нужно ввести его в курс дела, не подчеркивая при этом свою большую осведомленность.

Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей. Идти ли на компромисс, каждый решает сам, а вот пытаться перевоспитать или стыдить партнера не рекомендуется.

Барьеры восприятия и понимания. Эстетический барьер возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе. Преодолеть внутреннее препятствие к ведению разговора трудно, и тем не менее, если этот контакт очень нужен, нельзя показывать, что нас что-то коробит.

Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с расстроенным человеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелюбезно, разговаривает не поднимая глаз и т.п., не спешите принимать это на свой счет: может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц и т.п. Необходимо, придя на встречу заранее, постараться узнать, какая обстановка на фирме, в каком настроении деловой партнер. Иногда бывает лучше перенести разговор на другое время. Если это невозможно, то надо в начале разговора помочь партнеру улучшить его эмоциональное состояние.  

Барьер установки. Ваш деловой партнер может обладать негативной установкой по отношению к вам или к фирме, представителем которой вы являетесь. Если вы столкнулись в барьером установки, лучше не пытаться переубеждать партнера. Спокойно отнеситесь к неприязни как к проявлению невежества, слабости, отсутствия культуры, простой неосведомленности. Тогда несправедливое отношение не будет вас задевать, а вскоре оно и вовсе исчезнет, так как ваши дела и поступки заставят партнера изменить свое мнение.

Барьер двойника заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте. Но он ведь другой. Его позиция в этой ситуации определяется его нравственными нормами и установками. Чтобы барьер двойника не возникал, нужно развивать способности к децентрации.

Коммуникативные барьеры. Семантический барьер возникает тогда, когда деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) для обозначения совершенно разных вещей. Причины возникновения этого барьеры различны. Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности партнера, использовать понятную для него лексику; слова, имеющие разные значения, необходимо объяснять, в каком смысле то или иное слово вы использовали.

Неумение выражать свои мысли (логический барьер) очень мешает общению. Гельвеций говорил: «Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои идеи, чем чтобы иметь их… Это доказано тем, что существует много людей, которые считаются умными, но пишут очень плохие сочинения». Необходимо набраться терпения и использовать все свое умение слушать, задавать вопросы, чтобы получить от партнера необходимую информацию.

Плохая техника речи (фонетический барьер) очень мешает эффективному общению. Но если вы заинтересованы в контакте именно с этим партнером, придется приспосабливаться к его манере говорить и не показывать вида, что вы чем-то недовольны.

Неумение слушать проявляется в том, что партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши слова (подробнее см. Слушание в деловой коммуникации). Компенсировать неумение партнера слушать можно только своим искусством говорить.

Барьер характера тоже создает сложности в общении. У каждого человека свой характер, но воспитанные люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками.

Невежливость – это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним. К сожалению, проявления невоспитанности нередки даже в деловой коммуникации. Невежливое обращение можно пресечь спокойной, без раздражения, собственной вежливостью. Бывают ситуации, когда вы вынуждены выслушать справедливое или несправедливое выражение возмущения. Помните, что ваша цель – сотрудничество, а не конфликт.

 

5.Этика делового  общения

 

Взаимодействие общения и этики многогранно.  Оно охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения — как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.

Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение» по отношению к людям...».

Этика — наука о морали. Что такое мораль? Мораль — это нормы и правила, которые предъявляются человеку и осуществление которых носит добровольный характер.

         Определение этикета как установленного порядка проведения где-либо дает наиболее общее представление о нем. Деловой этикет богаче по своему содержанию, поскольку относится к данной категории как особенное к общему. Деловой этикет — важнейшая сторона морали профессионального поведения предпринимателя. У отечественных начинающих бизнесменов срывается множество выгодных сделок, особенно с инофирмами, из-за того, что они не знают правил делового этикета. А еще чаще их "подставляют" различные консультанты и секретарши. У многих "новых русских" дурной вкус заметен в одежде, манерах поведения. В результате "новые русские", их консультанты и секретарши становятся предметом молчаливой и нелицеприятной критики со стороны партнеров. Уважающие себя и честь своей фирмы предприниматели после первой же встречи прекращают все переговоры. А причиной тому — поведение "новых русских", оценить которое можно словами из знаменитой сказки про старуху, которая "ни ступить, ни молвить не умеет". Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В старые времена им крепко учил Петр Великий. В 1709 г. он издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя "в нарушение этикету". Возможно, и отечественным бизнесменам надо ввести наказание для тех, кто выставляет на посмешище не только себя, но и тень на российское предпринимательство. Может быть, ввести даже экзамен на знание делового этикета. Итак, знание делового этикета — основа предпринемательского успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деловое общение как феномен современной системы рыночных отношений является важным фактором эффективности профессионального взаимодействия. Успешность профессиональной деятельности руководителя, бизнесмена, менеджера во многом зависит не только от его умения общаться, но и умения рефлексировать в ходе процесса общения, учитывать индивидуально-психологические особенности деловых партнеров и сотрудников.

Безусловно, большинство людей нельзя причислить к какому-либо одному ярко выраженному типу личности, чаще всего встречаются сочетания разных типов. Но несмотря на это, знание основных психологических характеристик холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика, или экстраверта (интроверта) поможет руководителю (бизнесмену, менеджеру) предсказать возможное поведение сотрудника или делового партнера, определить для него участок деятельности, соответствующий личностным и индивидуальным особенностям. 

Самоанализ управленческих способностей поможет руководителю оптимальным образом скорректировать свою деятельность, а менеджеру по кадрам – выработать более точные критерии оценки способностей претендентов с учетом их личностных качеств.

Таким образом, учет типов личности в деловом общении является непременным условием эффективности деловых, производственных отношений и данная проблема должная стать предметом более глубокого междисциплинарного изучения психологии и наук о бизнесе.

 

 

 

 

 

СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. Гриф УМО МО РФ 2013 год. – С. 56 2

2. Руденко А.М. Психология. Учебник 2012 год. – С. 128 5

3. Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров. Гриф МО 2013 год. – С. 345 1

4.http://xreferat.ru/60/6072-1-etika-i-psihologiya-delovogo-obsheniya.html

5. http://www.bestreferat.ru/referat-134414.html

6.http://dobryankaschool4.edusite.ru/proekt/proekti_fip/obr_program/psihologiya.pdf

 


Информация о работе Невербальное общение в бизнесе