Невербальные особенности в процессе общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 07:18, реферат

Описание работы

Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

Содержание работы

1. Введение 2
2. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика) 2
3. Проксемические особенности невербального общения 9
4. Визуальный контакт 13
5. Психологические и паралингвистические особенности невербального общения 15
6. Межнациональные различия невербального общения 17
7. Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

Невербальные особенности в процессе общения.docx

— 52.32 Кб (Скачать файл)

Люди, не желающие взаимодействовать за столом друг с другом, занимают независимую  позицию (рис. 2г). Эта позиция свидетельствует  об отсутствии заинтересованности. Ее следует избегать в том случае, когда требуется откровенная  беседа или заинтересованные переговоры.

На создание психологического климата при общении  существенное влияние оказывает  не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов. Так, квадратный стол способствует созданию отношений соперничества между  людьми, равными по положению. Квадратные столы хороши для проведения короткой деловой беседы или для того, чтобы  подчеркнуть отношения субординации. Здесь отношения сотрудничества устанавливаются скорее с тем  человеком, который сидит за столом рядом с вами, причем человек, который  сидит справа от вас, будет более  внимателен к вам, чем тот, который  сидит слева. Максимальное сопротивление  будет оказывать тот человек, который сидит прямо напротив вас.

За прямоугольным  столом на встрече людей одинакового  социального статуса главенствующим считается то место, на котором сидит  человек, обращенный лицом к двери.

Круглый стол создает атмосферу неофициальности  и непринужденности, и за ним лучше  всего проводить беседы людям  одинакового социального статуса. Кроме того, когда приходится вести  деловую беседу с двумя собеседниками, один из которых очень разговорчивый, а другой, наоборот, очень молчаливый, желательно расположиться за круглым  столом.

Для того чтобы все партнеры принимали  в беседе активное участие, следует  использовать простой, но очень эффективный  прием: когда разговорчивый собеседник задает вопрос, во время ответа посмотрите сначала на него, а потом поверните  голову в сторону молчаливого  собеседника, затем снова в сторону  разговорчивого, а затем опять  — в сторону молчаливого. Этот прием позволяет малоразговорчивому собеседнику почувствовать, что  он тоже вовлечен в разговор, а вам  — завоевать расположение этого  человека (это означает, что вы, в  случае необходимости, сможете получить поддержку с его стороны).

Таким образом, квадратный (или прямоугольный) стол, который обычно является рабочим  столом, используется для деловых  бесед, переговоров, брифингов. Круглый  стол чаще всего используется для  создания непринужденной, неофициальной  атмосферы и хорош в том  случае, когда вам нужно достичь  соглашения.

Следует не только правильно выбрать форму  стола, но и уметь посадить за него вашего собеседника так, чтобы создать  максимальный психологический комфорт. Это особенно важно, когда вы приглашаете  его на торжественный обед к себе домой или в ресторан.

Постарайтесь  сделать так, чтобы ваш собеседник сидел спиной к стене. Психологами  доказано, что у человека повышается частота дыхания и сердцебиение, если он сидит спиной к открытому  пространству, особенно если за спиной — постоянное хождение. Кроме того, напряжение увеличивается, когда спина человека повернута к входной двери или к окну, особенно если это — окна первого этажа.

Как мы видим, эти, казалось бы, мелочи, имеют немаловажное значение в деловом общении. Именно поэтому очень важно не только знать, но и уметь применить все, что мы узнали, на практике для достижения эффективного результата.

4. Визуальный контакт

Взгляд, его направление, частота контакта глаз — еще один компонент невербального общения. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая показывает то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям. Взгляд используется также для установления взаимоотношений. Когда человек стремится к установлению более теплых взаимоотношений, он ищет взгляд собеседника. Однако если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, то это настораживает.

На протяжении многих веков человечество задумывалось над значением взгляда и о  его влиянии на поведение человека. Мы все используем такие фразы, как  “У нее большие детские глаза  “; “У нее завлекающий взгляд “; “Она бросила на него гневный взгляд “; “У него бегающие глаза “; “У него такой блеск в глазах”.

Когда мы так говорим, мы имеем в виду размер зрачков человека и поведение  его глаз. С помощью глаз передаются самые точные и открытые из всех сигналов межличностной коммуникации, потому что они занимают центральное  место в лице человека.

Зрачки  глаз полностью независимы от воли и сознания человека. При дневном  свете зрачки могут расширяться  и сужаться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека от позитивного к негативному  и наоборот. Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются  в четыре раза больше по сравнению  с нормальным состоянием. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться, при этом получаются так называемые глаза-бусинки, или  змеиные глаза.

Основа  для настоящего общения может  быть установлена только тогда, когда  вы общаетесь с человеком с  глазу на глаз. Если при общении  с одними людьми вы чувствуете себя уютно, то с другими — дискомфортно. Это связано главным образом  с тем, как они смотрят на вас, какова продолжительность их взгляда и как долго они могут выдерживать ваш взгляд. Именно поэтому очень важно во время деловых бесед и переговоров контролировать выражение своих глаз.

Ваш взгляд должен встречаться с глазами  партнера около 60-70% от всего времени  общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 от времени общения, редко  пользуется доверием. Во время переговоров  и деловых бесед никогда не следует одевать темные очки, потому что у партнера появляется ощущение, что его рассматривают в упор. Если опытные собеседники могут  сдерживать свои эмоции с помощью  жестов и телодвижений, то практически  никто не способен контролировать реакцию  своих зрачков. Они непроизвольно  расширяются и сужаются и тем  самым передают информацию о вашей  реакции на услышанное. Так, например, китайские и турецкие торговцы назначают  цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и  получает желаемое, то зрачки его глаз расширяются. Часто встречается  так называемый взгляд искоса. Он используется для передачи интереса или враждебности. Если такой взгляд сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, то он означает заинтересованность и  часто используется для того, чтобы  завлечь собеседника. Если он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным  лбом или опущенными уголками рта, то он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение.

Более всего  нас раздражают люди, которые во время разговора опускают веки. Это  подсознательный жест, который является попыткой человека “убрать” вас из своего поля зрения, потому что вы ему  надоели или стали неинтересны  или он чувствует свое превосходство  над вами. При нормальной частоте  моргания 6-8 раз в минуту веки этого  человека закрываются на секунду  или больше, как будто человек  моментально стирает вас из своей  памяти.

Если  человек подчеркивает свое превосходство  над вами, то его прикрытые веки сочетаются с откинутой назад  головой и долгим взглядом, известным  как “взгляд свысока”. Если вы заметили подобный взгляд у своего собеседника, то это означает, что ваше поведение  вызывает у него негативную реакцию  и нужно что-то изменить, чтобы  успешно завершить разговор.

Как язык телодвижений различается у разных народов, так и продолжительность  взгляда зависит от того, к какой  нации принадлежит отдельный  субъект. Так, жители Южной Европы имеют  высокую частоту взгляда, что  может показаться оскорбительным для  других народов, а японцы при деловой  беседе смотрят скорее в шею, чем  в лицо. Именно поэтому, прежде чем  делать какие-либо выводы, необходимо учесть национальную принадлежность. Для того чтобы научиться “технологии  взгляда” и эффективно применять  его в общении с другими  людьми, требуется около 30 дней постоянной усиленной тренировки.

5. Психологические и паралингвистические особенности невербального общения

В настоящее  время это одна из проблем человеческого  общения. Несовершенное владение речью, ее засоренность, незнание и неумение использовать паралингвистические  особенности не позволяют людям  прийти к взаимопониманию.

Имеются большие возможности улучшить качество нашей речи, усовершенствовать ее. Какие же требования предъявляются  к хорошей речи? Какие признаки ее характеризуют?

Давайте посмотрим, как относились к речи и как характеризовали ее известные  писатели и общественные деятели. По их мнению, речь должна соответствовать  следующим требованиям.

Правильность речи, т.е. ее соответствие принятым литературно-языковым нормам. Так, Д.И.Писарев писал: “Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни”.

Точность речи, т.е. ее соответствие мыслям говорящего. К.Федин писал: “Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла”.

Ясность речи, т.е. ее доступность пониманию слушающего. “Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять”, - советовал Квинтилиан, римский учитель красноречия.

Логичность речи, т.е. ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. “Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей”, - писал Н.Г.Чернышевский.

Простота речи, т.е. ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, “красивостей слога”. “Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания”, - писал Л.Н.Толстой.

Богатство речи, т.е. разнообразие используемых в ней языковых средств. “Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их”, - писал М.Горький.

Сжатость речи, т.е. отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений. “Если пишет многословно, — это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чем говорит” (М.Горький).

Чистота речи, т.е. устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. В.Г.Белинский считал: “Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус”.

Живость речи, т.е. отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность, эмоциональность. “Язык должен быть живой”, - отмечал А.Н.Толстой.

Благозвучие речи, т.е. ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. По мнению А.П.Чехова, “вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их”.

Как в  любом искусстве и в любой  науке, наилучших успехов в овладении  речью достигают те, кто щедро  наделен природой соответствующими дарованиями. Говорить толково —  реально для многих. Говорить красиво, чаруя людей своей убедительностью, — удел немногих. Такие люди всегда пользуются популярностью. Им свойственна  привлекательная обаятельность, свободные  манеры, красивая речь. Не менее важно  и другое: владение словом по справедливости возвышает его обладателя над  другими людьми, позволяет ему  испытывать необычные по внутренней яркости переживания.

В речевом  общении апелляция к рассудку людей — выражение уважения к  ним, призыв к честному сотрудничеству. Рассудительность, в отличие от демагогии, является веским доказательством умения говорящего, выражаясь словами Н.В.Гоголя, “мыслить своим умом”. В наше время  — время информативной перегруженности  — это нечасто встречаемое  явление. Люди чутко улавливают, когда  говорят с “чужого голоса”. Им больше импонирует демонстрация незаурядности  ума выступающего, а также совершенная  технология коммуникационного общения (как на вербальном, так и на невербальном уровне).

Добиться  успеха в речевом общении позволяет  такое качество как находчивость. Личное самообладание и умение достойно выходить из неожиданно сложившейся  ситуации всегда позитивно работают на того, кто обладает этими качествами. В любом общении “в цене” люди, которые владеют мастерством  экспромта. Сколько раз на чаше весов  лежала судьба имиджа политика или  делового человека, когда их речь прерывалась  каверзным вопросом. Успех всегда был на стороне того, кто мгновенно  и ярко его парировал.

По мнению К.С.Станиславского, речь — это та же музыка, то же пение. Он настоятельно предостерегал: голос должен звучать  по скрипичному, а не стучать словом, как горох о доску. Отталкиваясь от этих рассуждений К.С.Станиславского, отметим, что люди, обладающие музыкальным  слухом, особенно чувством ритма, придают  своей речи внутреннюю мелодичность. Такие люди обладают оригинальным музыкальным  ключом построения речи, что делает ее эмоционально выразительной, порой  гипнотически воздействующей на слушателей.

Надо  помнить, что всевозможные “риторические  уловки” — это эмоциональные возбудители. С их помощью приводятся в действие наши анализаторы ощущений. Чем они восприимчивее к информации, тем громче в нас заговаривают эмоции, образуя различные состояния переживаний. Без них мы буквально глухи к обращенному к нам слову. Следует вызвать не просто эмоции, а определенные эмоции. Для того чтобы добиться подобного результата, следует принять во внимание многие факторы: психологию людей, их жизненные ситуации, эффект своего имиджа и многое другое.

Информация о работе Невербальные особенности в процессе общения