Нравственное воспитание дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение и обоснование педагогических возможностей нравственного воспитания в коррекции двигательной сферы дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Задачи исследования:
1. Проанализировать степень разработанности проблемы в литературе, посвященной изучению процессов формирования и коррекции двигательной сферы дошкольников с СДВГ средствами нравственного воспитания.
2. Выявить особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с СДВГ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...
Глава 1. Теоретическое обоснование понятия СДВГ.
1.1. Этиология СДВГ, его причины………………......…….……...
1.2. Психологические особенности и признаки детей с СДВГ.…
1.3. Нравственно-эмоциональные стороны проявления гиперактивности……………………………………………….
Глава 2. Методы коррекции СДВГ.
2.1. Духовно-нравственное преодоление СДВГ дошкольников…
2.2. Содержание воспитательной работы по нравственному воспитанию дошкольников…………………………………….
2.3. Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми………………………………………………………….
Глава 3. Исследование значения нравственного воспитания в работе с гиперактивными детьми.
3.1. Методы исследования………………………………………….
3.2. Результаты исследования………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Библиография……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 213.07 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

«ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

имени В. Г. Короленко»

 

 

Факультет социальных коммуникаций и филологии

 

Кафедра педагогики и психлогии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: «Нравственное воспитание дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»

 

 

Исполнитель:

студентка 22 21 группы

Григорьева Наталия Николаевна

Преподаватель:

Козлова Светлана Петровна

 

 

 

 

Глазов, 2012

СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………...

3

Глава 1. Теоретическое обоснование понятия СДВГ.

 
    1. Этиология СДВГ, его причины………………......…….……...

6

    1. Психологические особенности и признаки детей с СДВГ.…

10

    1. Нравственно-эмоциональные стороны проявления гиперактивности……………………………………………….

 

15

Глава 2. Методы коррекции СДВГ.

 
    1. Духовно-нравственное преодоление СДВГ дошкольников…

19

    1. Содержание воспитательной работы по нравственному воспитанию дошкольников…………………………………….

 

24

    1. Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми………………………………………………………….

 

27

Глава 3. Исследование значения нравственного воспитания в работе с гиперактивными детьми.

 
    1. Методы исследования………………………………………….

29

    1. Результаты исследования………………………………………

-

Заключение…………………………………………………………………..

34

Библиография……………………………………………………………….

36

Приложение………………………………………………………………….

38


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Причинами возникновения  гиперактивности

могут быть не только биологические  факторы,

 но и элементарное  отсутствие активного внимания

 и тормозящего контроля  по отношению к ребенку.

Г. Б. Монина, педагог-психолог

 

Необходимость изучения детей  с синдромом дефицита внимания и  гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.

Можно долго и тщательно  рассматривать причины возникновения  детской гиперактивности, но самой «больной» причиной в нашем обществе является элементарное попустительское отношение к ребенку, к «пробелам» в его воспитании, которые в свою очередь приводят к детской гиперактивности – одному из способов привлечения родительского внимания ребенком. Родители винят в гиперактивности самого ребенка, его природу, психику, упуская тем самым один из важных аспектов – нравственное воспитание ребенка, которое большей частью зависит от самих родителей, ведь так легко винить окружающих, самого ребенка, чем брать всю ответственность на себя.

«Он у меня от природы  такой», - вот какие слова чаще можно услышать от родителей гиперактивных детей. И данное мнение ошибочно приводит к неправильному воспитанию, т.к. родители считают, что не способны сами, без помощи психолога, усмирить свое чадо.

Длительные проявления невнимательности, импульсивности и гиперактивности, ведущих признаков СДВГ, нередко приводят к формированию девиантных форм поведения.

Изучение детей с указанным  синдромом и развитие дефицитарных функций имеет большое значение для психолого-педагогической практики именно в дошкольном возрасте. Ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст (5 лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, и еще есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.

Анализ литературы по данной проблеме показал, что в большинстве  исследований наблюдения велись за детьми школьного возраста, т.е. в период, когда признаки проявляются наиболее отчетливо, а условия развития в  раннем и дошкольном возрасте остаются, в основном, находятся вне поля зрения психологической службы и  считаются естественным биологическим  проявлением. Влиянию же нравственной стороны воспитания не придается  особого внимания, т.к. рассмотрение гиперактивности идет с точки зрения психологических проявлений ребенка.

Актуальность: Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет исключительно актуальную проблему в связи с его высокой распространенностью среди детского населения, достигающей по данным отечественных и зарубежных исследований 4-10%, а также выраженными трудностями обучения и нарушениями поведения у детей этой группы.

Объект  исследования: нравственное воспитание детей дошкольного возраста с СДВГ.

Предмет исследования: воспитательная работа по нравственному воспитанию гиперактивных детей.

Проблема: поиск, выявление и обоснование эффективных форм организации, методов и средств нравственного воспитания для коррекции двигательной сферы детей дошкольного возраста с СДВГ.

Гипотеза: вероятно, что эффективность исправления двигательных нарушений может быть достигнута в процессе нравственного воспитания с использованием коррекционно-педагогической технологии, при последовательном учете и контроле ее результатов на основе оценочно- прогностических показателей.

Цель исследования: определение и обоснование педагогических возможностей нравственного воспитания в коррекции двигательной сферы дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать степень разработанности проблемы в литературе, посвященной изучению процессов формирования и коррекции двигательной сферы дошкольников с СДВГ средствами нравственного воспитания.
  2. Выявить особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с СДВГ.
  3. Теоретически обосновать и разработать в образовательном процессе дошкольного учреждения способы реагирования на проблемные ситуации.

Методы исследования:

Теоретические методы:

    • изучение научно-методической литературы по теме исследования;
    • эмпирические методы – анкета;
    • сравнение и обобщение.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ СДВГ

    1. Этиология СДВГ, его причины

 

Накопленный исследователями опыт говорит не только об отсутствии единого  названия для данного патологического  синдрома, но и об отсутствии единого  мнения о факторах, ведущих к возникновению  синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Анализ доступных источников информации позволяет выделить ряд причин возникновения синдрома СДВГ. Однако значимость каждого из названных факторов риска еще изучена недостаточно и требует уточнения.

Возникновение СДВГ может быть обусловлено  воздействием различных этиологических факторов в период развития мозга  до 6 лет. Незрелый, развивающийся организм наиболее чувствителен к вредным  воздействиям и менее всего способен противостоять им. [Н. Н. Заваденко]

М. Хадрес - Альгра, и Б.С. Тауин (1988) все факторы, вызывающие повреждение мозга у детей, разделили на биологические (наследственные и перинатальные), действующие до родов, в момент родов и после родов, и социальные, обусловленные влиянием непосредственного окружения. Данные исследования подтверждают относительное различие влияния биологических и социальных факторов: с раннего возраста (до двух лет) большее значение имеют биологические факторы повреждения мозга - первичный дефект (Выготский Л.С.). В более позднем (от 2 до 6 лет) - социальные факторы - вторичный дефект (Выготский JI.C.), причем при сочетании тех и других риск возникновения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью значительно повышается.

Ю.И. Барашнев (1994) и Е.М. Белоусова (1994) считают первичными в заболевании «мелкие» нарушения или травмы мозговой ткани в пренатальный, перинатальный и реже постнатальный периоды. Учитывая высокий процент недоношенных детей и рост числа внутриутробных инфекций, а также то, что в России в большинстве случаев роды протекают с травмами, число детей с энцефалопатиями после родов велико.

Особое место среди неврологических  заболеваний у детей занимают пренатальные и интранатальные поражения. В настоящее время частота перинатальной патологии составляет в популяции 15-25% и продолжает неуклонно расти.

Считается, что возникновению СДВГ способствуют асфиксия новорожденных, угроза прерывания беременности, анемия беременных, переношенность, употребление матерью во время беременности алкоголя и лекарственных препаратов и курение. Психологическое катамнестическое

исследование детей, перенесших гипоксию, выявило снижение способности к обучению у 67%, снижение развития моторики - у 38% детей, отклонения в эмоциональном развитии - у 58%. Разговорная активность была снижена у 32,8%, а в 36,2% случаях у детей были отклонения в артикуляции. [Г. Козловская ]

Недоношенность, морфо-функциональная незрелость, гипоксическая энцефалопатия, физические и эмоциональные травмы матери во время беременности, преждевременные роды, а также недостаточный вес ребенка обусловливают риск появления поведенческих проблем, трудностей в обучении и нарушения эмоционального состояния, повышенная активность.

Исследованиями Заваденко Н.Н., Мамедалиевой Н.М. Елизаровой И.П., Разумовской И.Н. в 1990 году установлено, что нервно-психическое развитие детей, родившихся с недостаточной массой тела, значительно чаше сопровождается различными отклонениями: задержкой психомоторного и речевого развития и судорожным синдромом.

Результаты исследований свидетельствуют, что интенсивное медико- психолого-педагогическое воздействие в возрасте до 3-х лет приводит к повышению уровня когнитивного развития и снижению риска развития поведенческих расстройств. Эти данные доказывают, что явные неврологические нарушения в период новорожденности и факторы, зафиксированные в интранатальный период, имеют прогностическое значение в процессе развития СДВГ в старшем возрасте.

Большой вклад в исследование проблемы внесли работы, выдвигающие предположение  о роли генетических факторов в возникновении  СДВГ, доказательством которой явилось  существование семейных форм СДВГ.

По мнению E.JI. Григоренко (1996), гиперактивность является врожденной характеристикой наравне с темпераментом, биохимическими параметрами, низкой реактивностью центральной нервной системы. Фактом, доказывающим генетическую предрасположенность СДВГ, стало наличие симптоматики в детстве у родителей детей, страдающих данным заболеванием.

В развитии СДВГ наблюдаются также  половозрастные различия. По данным В.Р. Кучмы, И.П. Брязгунова (1994) и В.Р. Кучмы и А Г. Платонова, (1997) среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома встречаются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. По их мнению, высокая частота симптомов заболевания у мальчиков может быть обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола по отношению к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированы, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций при поражении центральной нервной системы по сравнению с мальчиками.

Наряду с биологическими факторами  риска СДВГ анализируются социальные факторы, например, педагогическая запущенность, ведущая к СДВГ. Психологи И. Лангмейер и 3. Матейчик (1984) среди социальных факторов неблагополучия различают, с одной стороны, депривацию - преимущественно сенсорную и когнитивную, с другой - социальную и когнитивную. К неблагоприятным социальным факторам они относят недостаточное образование родителей, неполную семью, депривацию или деформацию материнского ухода.

О.В. Ефименко (1991) большое значение в возникновении СДВГ придает  условиям развития ребенка в младенческом и дошкольном возрасте. Дети, воспитанные  в детских домах или в атмосфере  конфликтных и холодных взаимоотношений  между родителями, чаще подвержены невротическим срывам, чем дети из семей с доброжелательной атмосферой.

Таким образом, на современном этапе  разрабатываемые исследователями  подходы к изучению этиологии  и патогенеза СДВГ в большинстве  своем затрагивают лишь отдельные  аспекты проблемы. Рассматриваются  три основные группы факторов, детерминирующих  развитие СДВГ: раннее повреждение  ЦЫС, связанное с негативным влиянием на развивающийся мозг различных  форм патологии течения беременности и родов, генетические факторы и  социальные факторы.

Информация о работе Нравственное воспитание дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью