Нравственное воспитание дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение и обоснование педагогических возможностей нравственного воспитания в коррекции двигательной сферы дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Задачи исследования:
1. Проанализировать степень разработанности проблемы в литературе, посвященной изучению процессов формирования и коррекции двигательной сферы дошкольников с СДВГ средствами нравственного воспитания.
2. Выявить особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с СДВГ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...
Глава 1. Теоретическое обоснование понятия СДВГ.
1.1. Этиология СДВГ, его причины………………......…….……...
1.2. Психологические особенности и признаки детей с СДВГ.…
1.3. Нравственно-эмоциональные стороны проявления гиперактивности……………………………………………….
Глава 2. Методы коррекции СДВГ.
2.1. Духовно-нравственное преодоление СДВГ дошкольников…
2.2. Содержание воспитательной работы по нравственному воспитанию дошкольников…………………………………….
2.3. Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми………………………………………………………….
Глава 3. Исследование значения нравственного воспитания в работе с гиперактивными детьми.
3.1. Методы исследования………………………………………….
3.2. Результаты исследования………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Библиография……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 213.07 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы ребенок поверил  в свой успех, в возможность преодоления  проблем, в это должны поверить взрослые. Вот почему так важно как можно  раньше обратить внимание на поведение  и переживания импульсивного  ребенка, у которого часто отмечается состояние эмоционального неблагополучия и rак следствие, напряженные отношения в семье и в детском коллективе. [17, 19, В. А. Сластенин]

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ СДВГ

2.1. Духовно-нравственное преодоление СДВГ дошкольников

Рассмотрим динамику и один из подходов к заболеванию, т.е., что первично и что вторично. В дошкольном возрасте основным проявлением СДВГ является гиперактивность. Такие дети бесцельно склоняются по группе детского сада, без умолка болтают, мешают занятиям других детей.

О наличии у ребенка СДВГ, прежде всего, заставляет задуматься отсутствие целенаправленности поведения. В тяжелых  случаях избыточная двигательная активность принимает характер расторможенности.

Стойкость проявлений заболевания, чаще отмечается в том случае, если стили  поведения родителей характеризуются  как жесткие и негибкие - регидные («ежовые рукавицы, золушка»), без плавного перехода с одного стиля воспитания на другой. Это крайности доведённые до абсурда - как следствие эмансипации, компенсации материнских амбиций (стремление властвовать), алкоголизации, авторитарности, падения нравов, а также наследственность и генетические факторы, перинатальные и постнатальные инфекции, нейроинтоксикация. В противовес этим стилям можно выделить гармоничный стиль воспитания. Это та категория родителей, которые умеют гибко переходить от непосредственного общения с ребёнком к деловому, от команды к подчинению, могут достаточно мобильно перестраиваться и, главное, приобщены к Церкви. Гармонично развитая личность характеризуется достаточно гибким стилем и незастреваемым мышлением, эмоциональной устойчивостью, подвижностью и переключаемостью мыслительных и ассоциативных процессов, ассоциации достаточно мобильны и быстро переключаются с одного предмета на другой.

Отличие ребёнка регидного и гармоничного: регидный ребёнок может застрять на каком-то предмете, особенно, если делает ошибки, и прямолинейно думать только в этом направлении, не может двигаться дальше, он инертен, не может переключиться, не чувствует перспективу; гармоничный - может отвлечься, абстрагироваться и плавно перейти на другое занятие, чувствует перспективу, сознание более расширено. При регидном стиле воспитания со стороны родителей обычны придирки: «ты меня не послушал, значит не уважаешь родителей», такой стиль надо избегать. При гармоничном стиле- гибкий отход: «ты меня не послушал, значит у тебя проблемы, ничего страшного, давай разберёмся», вот к такому стилю воспитания надо стремиться, т.к. изначально, при таком стиле ребёнок не будет страдать СДВГ.

Частым сопутствующим расстройством  в этом возрасте являются специфические  расстройства развития речи (СРРР), их ещё называют расстройства артикуляции  речи. У таких детей наряду с  СДВГ ещё наблюдается и задержка речевого развития, это логопедический диагноз, при котором дети для  своего возраста не успевают овладеть навыками речи, не выговаривают буквы, плохо дифференцируют глухие и звонкие, гласные и согласные. Всё это  в следствие того, что в клинической структуре ребёнка наблюдается импульсивность, невнимательность, повышенная отвлекаемость. Эти симптомы мешают полноценно заниматься в саду, в школе, осваивать навыки чтения, письма.

Для всех типов СДВГ характерно преобладание расстройств развития экспрессивной (активной, предложения) речи, но наиболее часто данное расстройство сочетается с СДВГ комбинированного типа. Для  детей с СДВГ с преобладанием  невнимательности в большей степени, чем для других типов СДВГ, характерны расстройства рецептивной речи. Для  детей с СДВГ с преобладанием  гиперактивности и импульсивности наиболее характерны нарушения артикуляции и умеренные нарушения экспрессивной речи. Диагноз СДВГ присущ современному молодому поколению, раньше его не было. Американские психиатры этот диагноз изучили достаточно хорошо, т.к. у них был и прошёл пик таких детей и, естественно, больше исследований; у нас только в разработке- пик только начинается. Пик проявления основных симптомов при СДВГ относится к младшему школьному возрасту, но так как обучающие программы присутствуют и в дошкольных образовательных учреждениях то основные паттерны (модели) поведения школьного возраста видны уже в 5 лет. В этом возрасте проявляется проблема сохранения устойчивого внимания или неспособность продолжать выполнение задания, пока оно не будет выполнено до конца. Если эту проблему не корректировать, то далее она проявится как подростковая разбросанность интересов, а источник её- СДВГ. Продолжим анализ динамики проявления симптомов СДВГ.

Начиная с 5-6 летнего возраста, родители отмечают проблемы связанные с неспособностью ребенка длительно концентрировать внимание. Воспитатели и родители подмечают, что дети чрезвычайно подвижны, беспокойны, не могут усидеть на месте во время выполнения заданий. Надо сказать, что навыки чтения и письма у детей с СДВГ развиты хуже, чем у сверстников. Данные проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ, несмотря на достаточный интеллект. Здесь надо дифференцировать СДВГ от умственной отсталости, т.к. умственная отсталость отдельная нозологическая единица (отдельная болезнь). Их трудности заключаются не в недостатке интеллекта, а, скорее, в невозможности полноценного применения когнитивных (познавательных) навыков в ситуациях повседневной жизни. СДВГ является одной из наиболее частых причин школьной дезадаптации.

В 50—80% случаев клинические проявления СДВГ переходят в подростковый возраст. В подростковом возрасте на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью. В  этом периоде нарастают семейные и школьные трудности. Обычные для  подросткового возраста протестные реакции у детей с СДВГ протекают  интенсивнее. Необходимо строго дифференцировать, где проявляется подростковая разбросанность интересов, а где явное непонимание  подростком,- чего он хочет, т.к. в этом возрасте происходит пубертатный (подростковый) кризис.

Кризис может сопровождаться следующими симптомами: бунт по отношению к  родителям; заявлением о себе, созревание и проявление половых признаков. С одной стороны он чувствует  себя сильным, пытается найти свою нишу в этом мире, определить свою будущую  профессию; с другой стороны- он чувствует себя уязвимым, зависит от родителей. Вот этот конфликт и сопровождается всеми представленными выше новообразованиями. Если подросток в момент кризиса страдает СДВГ, то все указанные признаки заостряются и кризис переживается им намного тяжелее, чем гармоничный подросток. Так при «жёстких» стилях воспитания подросток с СДВГ потом будет во всём обвинять родителей по следующим причинам:

1) не умеет планировать свою  деятельность;

2) невнимателен, неустойчив;

3) не умеет контролировать себя  и своё поведение, это связано  с импульсивностью, расторможенностью, гиперактивностью;

4) у него не достаточно развиты  механизмы торможения.

Всё это переходит в самосознание, которое будет не достаточно развито  т.к. часто зависит от мнения родителей. Необходимо отметить то, что подростки, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию аддиктивных расстройств: алкоголизма и наркоманий, а также девиантного поведения. Т.е. наблюдается коморбидность СДВГ - высокая вероятность сосуществование его с алкоголизмом, наркоманий, девиантным поведением.

Конечно, надо учитывать, что эти  исследования проводили американские психиатры, но и наша действительность подтверждает такой прогноз. Подросток  импульсивен, не может адекватно  отслеживать свои действия, отработать импульсы, разобраться с борьбой  мотивов (внешних и внутренних), отделить главное от второстепенного как это делает гармоничный ребёнок. Например, может понравится форма спецназа, атрибутика (внешний мотив)- при этом у него преобладает мотив физического превосходства в связи с тенденцией к антисоциальным контактам, а душевного влечения к этой профессии нет. В 30—50% случаев симптомы СДВГ в той или иной степени, переходят и во взрослый возраст.

Такие люди характеризуются снижением  способности к планированию времени, слабой организацией труда, очень частыми  переменами мест работы и увольнениями. Несмотря на то, что у взрослых с  СДВГ не зафиксировано каких либо когнитивных недостатков, у них  страдают и академические достижения и образование. Так известно, что  пациенты с СДВГ реже получают высшее образование, характеризуются повышенным числом несчастных случаев, перемен  мест работы, разводов, значительно  чаще становятся виновником автомобильных  катастроф.

Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как  медикаментозную терапию, так и  психотерапевтические методы. Так, для  изменения (модификации) поведения  детей используются методы поведенческой  психотерапии, основанные на оперантном подходе (оперантном обусловливании). Главным принципом такой терапии является применение вознаграждения (материального подкрепления) ребенка за требуемое поведение и наказания за неправильное. Ведущим звеном в психокоррекции детей с СДВГ является изменение поведения взрослых (родителей и учителей) - замена неадаптивных подходов к своим детям на адаптивные — тренинг родительской компетентности (ТРК). В комплексном подходе к лечению СДВГ должны быть задействованы родители, педагоги, медикаментозная терапия, работа над поведением- контроль действий и поступков, а также методы психотерапии, в частности, православной. [О. Григорьев, Т. Феоктистова]

 

    1. Содержание воспитательной работы по нравственному воспитанию гиперактивных детей

 

Каждый взрослый, а не только родители, обязан быть воспитателем детей, которых  ему доверили или которые почему-либо около него оказались. Сейчас, правда, существует точка зрения, что человек  должен быть свободен. Но это инфантильное заблуждение. На самом деле испокон  веков взрослые считали своей  обязанностью тем или иным образом  корректировать детское поведение, поскольку дети - это будущее. Рано или поздно дети вырастают, интегрируются  в социум и, если их плохо воспитали, начинают его дезорганизовывать. Однако сейчас многие взрослые оч'ень раздражительно относятся к суетливому, подвижному ребенку. Он им мешает заниматься важными делами, думать, отдыхать. А ребенок нуждается в двигательной активности! Примерно с трех до семи- восьми лет ребенок испытывает в ней повышенную нужду, и при ее подавлении у него возникают реакции протеста. Сперва в виде небольшого непослушания, а потом, если двигательная активность ребенка систематически подавляется и не канализируется в какие-то более рациональные формы детской деятельности, то реакции протеста приобретают стабильный характер, невротизируют личность ребенка. В результате может возникнуть ситуация психической дезадаптации, и изначально здоровый, только чересчур подвижный малыш станет больным. [Г. Я. Козловская]

Наиболее известными можно назвать  следующие методы воспитательной работы по нравственному воспитанию детей:

    • Психолого-педагогическая коррекция. Изменив окружение ребёнка, отношение к нему в семье и школе, можно повлиять на течение заболевания. При наличии эмоциональных нарушений проводят холдинг-терапию, используют методики для снятия повышенной тревожности, развития коммуникабельности, подбирают сферы деятельности, в которых ребёнок чувствовал бы себя уверенно, моделируют ситуации успеха. В цикл занятий включают упражнения на развитие внимания и памяти. Однако в случае, когда затронуты области фронтальной коры, отвечающие за когнитивные функции, помогают методики развития мышления и речи, при этом происходит определенная компенсация нарушенных функций. При выявлении речевых нарушений необходимы логопедические занятия.
    • Семейная психотерапия. СДВГ — это заболевание не только ребёнка, но и взрослых, и прежде всего матери, которая наиболее часто с ним контактирует. Мать гиперактивного ребёнка излишне раздражительна, импульсивна, у неё часто снижено настроение. Частота большой и малой депрессии среди матерей, имеющих гиперактивных детей, встречается в 18 и 20% случаев (по сравнению с 4-6% среди матерей обычных детей). Для снятия депрессивного состояния проводится психотерапевтическое лечение.
    • Поведенческая психотерапия. Домашняя программа коррекции включает: а) изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребёнком строить на доверии и взаимопонимании); б) изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей семьёй); в) организацию режима дня и места для занятий; г) специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание позитивных методов воспитания.

Негативные методы для детей  с СДВГ неэффективны. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у них  очень высок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко  отвечают на малейшую похвалу. Поэтому в общении с ребенком должны преобладать методы вознаграждения и поддержки.

Школьная программа коррекции  включает: а) изменение окружения (место  ребёнка в классе — рядом с  учителем, включение минуток активного  отдыха в режим урока), регулирование  взаимоотношений с одноклассниками); б) создание ситуаций успеха, развитие мотивации обучения, в) коррекцию  негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии.[О. В. Гончарова]

Недостаток человеческого тепла, любви, нормального общения - важнейший  фактор развития гиперактивности. Во многих семьях настоящего контакта с гиперактивными детьми нет. Как нет и четких, понятных ребенку требований. Родители его распускают и при этом стараются с ним поменьше общаться, не связываться, он их раздражает. Бегает там где-то - и ладно, лишь бы сам не покалечился и другим особо не мешал.

Но "терапии любовью" все-таки недостаточно. Вероятно, не помешают и  специальные психолого-коррекционные  меры.

Конечно, и в дошкольном, и в  школьном возрасте детей с СДВГ надо подлечивать. Что касается психолого-коррекционных  мер, то в школьном возрасте гиперактивным детям необходима дозированная спортивная нагрузка. Полезны занятия, помогающие тренировать волю: карате, ушу. Командные виды спорта типа футбола тоже хороши, но когда ребенок станет постарше. В младшем школьном возрасте гиперактивные дети плохо усваивают командные игры. Еще им очень подходят танцы, плавание, музыкальные занятия, хор. Если бы конный спорт сейчас не был таким дорогим удовольствием, то можно было бы порекомедовать занятия с лошадьми. [11, 12, Г. Я. Козловская]

    1. Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

 

 

  1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учёбе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
  2. Изменяйте режим урока— устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией.
  3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.
  4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребёнка — в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
  5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло — во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.
  6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
  7. На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.
  9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счёт здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.
  10. Совместно с психологами помогайте ребёнку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе — воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения. [О. В. Гончарова, А. М. Виноградова, Л. Постоева]

Информация о работе Нравственное воспитание дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью