Нравственное воспитание дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение и обоснование педагогических возможностей нравственного воспитания в коррекции двигательной сферы дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Задачи исследования:
1. Проанализировать степень разработанности проблемы в литературе, посвященной изучению процессов формирования и коррекции двигательной сферы дошкольников с СДВГ средствами нравственного воспитания.
2. Выявить особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с СДВГ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...
Глава 1. Теоретическое обоснование понятия СДВГ.
1.1. Этиология СДВГ, его причины………………......…….……...
1.2. Психологические особенности и признаки детей с СДВГ.…
1.3. Нравственно-эмоциональные стороны проявления гиперактивности……………………………………………….
Глава 2. Методы коррекции СДВГ.
2.1. Духовно-нравственное преодоление СДВГ дошкольников…
2.2. Содержание воспитательной работы по нравственному воспитанию дошкольников…………………………………….
2.3. Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми………………………………………………………….
Глава 3. Исследование значения нравственного воспитания в работе с гиперактивными детьми.
3.1. Методы исследования………………………………………….
3.2. Результаты исследования………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Библиография……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 213.07 Кб (Скачать файл)

Исследователи еще не располагают  убедительными доказательствами приоритета физиологических, биологических или  социальных факторов при формировании подобных изменений высших отделов  мозга, являющихся основой синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Можно привести ещё много факторов, которые могут являться потенциальными причинами расстройства. Обычно при  диагностике выявляется целая группа возможных причин, т.е. природа этого  заболевания носит комбинированный  характер.

Таким образом, многолетний опыт авторов  показывает, что в большинстве  случаев причиной заболевания является наследственная предрасположенность, отягощенная неблагоприятным акушерским анамнезом. [14]

 

1.2. Психологические особенности и признаки детей с СДВГ

Отставание биологического созревания ЦНС у детей с СДВГ и, как  следствие, высших мозговых функций (преимущественно  регулятивного компонента), не позволяет  ребенку адаптироваться к новым  условиям существования и нормально  переносить интеллектуальные нагрузки.

Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и быстро «схватывают» информацию, обладают неординарными способностями. Среди детей с СДВГ встречаются действительно талантливые дети, но и случаи задержек психическою развития у данной категории детей не являются редкостью. Самое существенное состоит в том, что интеллект детей сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ - беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость, часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо). Это ведет к выраженной школьной дезадаптации.

Исследования показывают специфику  интеллектуальной деятельности ребенка  с СДВГ, состоящей из цикличности: произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, по истечении которых  дети теряют контроль над умственной активностью далее, в течение 3-7 минут  мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла.

Нужно отметить, что утомление обладает двойным биологическим действием: с одной стороны, оно является защитной охранительной реакцией от чрезвычайного истощения организма, с другой - утомление стимулирует  восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей. Чем дольше ребенок работает, тем  короче становятся продуктивные периоды  и длительнее время отдыха - пока не наступает полное истощение. Тогда  для восстановления умственной работоспособности  бывает необходим сон. В период «отдыха» мозга ребёнок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать поступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребёнок не помнит, что он в это время делал, не замечает, что были какие-то перерывы в его работе.

Память у детей с СДВГ может  быть в норме, но из-за исключительной неустойчивости внимания наблюдаются  «пробелы в хорошо усвоенном» материале.

Расстройства кратковременной  памяти могут обнаруживаться в уменьшении объема запоминания, повышенной тормозимости посторонними раздражителями, замедленном запоминании. При этом усиление мотивации

или организация материала даёт компенсаторный эффект, что свидетельствует о сохранности корковой функции в отношении памяти.

В этом возрасте начинают обращать на себя внимание нарушения речи. Следует  отметить, что максимальная выраженность СДВГ совпадает с критическими периодами  психоречевого развития у детей.

Особенно частыми у детей  с СДВГ бывают такие речевые нарушения, как задержка развития речи, недостаточность  моторной функции артикуляционного аппарата, излишне замедленная речь, или, наоборот, взрывчатость, нарушения  голоса и речевого дыхания. Все эти  нарушения обусловливают ущербность звукопроизносительной стороны речи, её фонации, ограниченность словаря и синтаксиса, недостаточность семантики. Также отмечаются такие нарушения, как заикание и болтливость детей.

Повышенная переключаемость с  одной деятельности на другую происходит непроизвольно, без настройки на деятельность и последующего контроля. Ребёнок отвлекается на незначительные звуковые и зрительные стимулы, которые  другими сверстниками игнорируются.

Тенденция к ярко выраженному снижению внимания наблюдается в непривычных  ситуациях, особенно когда необходимо действовать самостоятельно. Дети не проявляют упорства ни во время занятий, ни в играх, не могут досмотреть до конца любимую телепередачу. Переключение внимания при этом отсутствует, поэтому быстро сменяющие друг друга виды деятельности осуществляются редуцированно, некачественно и фрагментарно, однако, при указании на ошибки дети стараются их исправить.

Основные проявления гипервозбудимости наблюдаются в различных формах двигательной расторможенности, которая бесцельна, ничем не мотивирована, бесситуативна и обычно не управляема ни взрослыми, ни сверстниками.

Такая повышенная двигательная активность, переходящая в двигательную расторможенность, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребёнка. Целенаправленное моторное поведение  менее активно, чем у здоровых детей того же возраста.

В области двигательных способностей обнаруживаются координаторные нарушения. Наиболее часто страдают тонкая моторика, сенсомоторная координация и ловкость движений рук. Трудности, связанные с удержанием равновесия (при стоянии, катании на коньках, роликах, двухколесном велосипеде), нарушения зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм особенно с мячом) - причины моторной неловкости и повышенного риска травматизма.

Импульсивность проявляется в  неряшливом выполнении задании (несмотря на усилие, все делать правильно), в  несдержанности в словах, поступках  и действиях, (например, выкрикивание с места во время занятия, неспособность  дождаться своей очереди в  играх или другой деятельности), в неумении проигрывать, излишней настойчивости  в отстаивании своих интересов (невзирая на требования взрослого). С  возрастом проявления импульсивности меняются: чем ребенок старше, тем  импульсивность более выражена и  заметнее для окружающих.

Одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения  социальной адаптации. Для этих детей  типичен более низкий уровень  социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства. Эти вторичные расстройства усугубляют клиническую картину состояния, усиливают дезадаптацию и ведут к формированию негативной «Я-концепции».

У детей с синдромом нарушены отношения со сверстниками и взрослыми. В психическом развитии эти дети отстают от сверстников, но стремятся  руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием. [14] У таких детей проявляются агрессивность, жестокость, плаксивость, истеричность и даже чувственная тупость. Ввиду этого у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью мало друзей, хотя эти дети экстраверты: они ищут друзей, но быстро теряют их.

Социальная незрелость таких детей  проявляется в предпочтении построения игровых отношений с детьми младшего возраста. Сложно складываются отношения  с взрослыми. Детям трудно дослушать  объяснение до конца, они постоянно  отвлекаются, особенно при отсутствии заинтересованности. Эти дети игнорируют как поощрение со стороны взрослых, так и наказание.

Ребенок с синдромом не способен освоить свою роль и не может понять, как он должен себя вести. Такие дети ведут себя фамильярно, не учитывают  конкретные обстоятельства, не могут  приспособиться и принять правила  поведения в конкретной ситуации.

Повышенная возбудимость является причиной затруднений в приобретении обычных социальных навыков. Дети плохо  засыпают даже при соблюдении режима, едят медленно, всё роняя и разливая, в результате чего процесс принятия пищи становится источником ежедневных конфликтов в семье.

Важно подчеркнуть, что неприятие  обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Психологическое обследование детей с синдромом у большинства из них выявляет повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, чувство страха. Дети с СДВГ в большей степени, чем другие, подвержены депрессивному состоянию, легко расстраиваются из-за неудач.

Эмоциональное развитие ребёнка отстает  от нормальных показателей данной возрастной группы. Настроение быстро меняется от приподнятого до депрессивного. Иногда возникают беспричинные приступы злости, ярости, гнева, не только по отношению к окружающим, но и к себе самому. Для ребенка характерны заниженная самооценка, низкие самоконтроль и произвольная регуляция, а также повышенный уровень тревожности.

Таким образом, старшие дошкольники  с СДВГ демонстрируют снижение произвольности собственной активности как одной  из основных составляющих развития ребенка, обуславливающей снижение и незрелость формирования в развитии следующих  функций: внимания, праксиса, ориентации, слабости нервной системы.

Незнание того, что у ребенка  есть функциональные отклонения в работе мозговых структур, и неумение создать  ему соответствующий режим обучения и жизни в целом в дошкольном возрасте порождают множество проблем  в начальной школе. [13, 14, Т. Е. Могилевская]

 

1.3. Нравственно-эмоциональные стороны проявления гиперактивности дошкольников

 

Несмотря на различные точки  зрения, практически все ученые сходятся в том, что эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека. По эмоциям  можно определенно судить, что  в данный момент волнует индивида, т.е. какие потребности и интересы являются для него актуальными.

 Другое значение чувств состоит в том, что невозможна никакая деятельность без положительного эмоционального отношения к ребенку. Например, страх воспитанника перед педагогом не способствует достижениям воспитанника.

Эмоции гиперактивных детей так же являются отображением их внутреннего мира, чувств.

В своих работах А.В. Запорожец  доказал, что эффективность обучения зависит от эмоционального отношения  ребенка к обучающему его человеку, а также к предложенному ему  заданию и от оценки его деятельности. Ни одна деятельность без положительного отношения не может осуществляться.

Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье  нередко сменяется слезами. [А. В. Запорожец]

Так же и чувства детей с СДВГ – неконтролируемы. Управлять своими переживаниями они еще не могут, как и все дети дошкольного возраста. Поэтому гиперактивные дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем их сврстники. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться.

Маленький ребенок не умеет управлять  эмоциями. Его чувства быстро возникают  и так же быстро исчезают. С развитием  эмоциональной сферы у дошкольника  чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы  морали и соотносит с ними свои поступки, когда он чувствует поддержку родителей, их понимание и участие.

Если взрослый внимателен к ребенку, уважает его личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Если взрослый приносит огорчения ребенку, то он остро  переживает чувства неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение. С развитием эмоциональной  сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения  от объекта переживаний.

Развитие эмоций, чувств ребенка  связано с определенными социальными  ситуациями. Нарушение привычной  ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к  появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у  ребенка в кризисный период может  вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние).

Способность ребенка сознавать  и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое  «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе  появятся неверные оценки, не учитывающие  возрастные особенности ребенка. Идеальное  отношение взрослого к малышу – это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка.

 

 

Развитие эмоций и чувств у дошкольников с СДВГ зависит от ряда условий:

  1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка. Как правило, дошкольники, особенно растущие в дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний. Взрослый может выделить эти переживания для ребенка и подсказать их: «Тебе обидно, что тебя не приняли в игру, ты очень расстроился, да? Тебе приятно, что тебя похвалили на занятиях? Ты гордишься своими успехами? Ты очень рассердился, что Сережа забрал у тебя машинку?» и т.п. Аналогичным образом можно открывать ребенку переживания других детей, особенно это, важно в конфликтных ситуациях.
  2. При специально организованной деятельности дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыка, художественные произведения). К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойная музыка (типа колыбельной), веселая песня, бодрый марш. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестящим: украшенной елкой, брошкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: ”Как красиво!” Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какой красивый красный мяч», «как нарядно одета кукла» и так далее. Очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках. Необходимо пробуждать у малышей интерес к произведениям художественной литературы. Во время рассказа детям коротеньких художественных и народных стишков (“ладушки-ладушки”, “водичка, водичка, умой мое личико” и т. д.) у детей развивается умение вслушиваться в звуки, чувство ритма, слуховая чувствительность и эмоциональная выразительность голоса. Как бы хороши, понятны и красочны ни были рассказы, которые взрослые читают детям, как бы горячо, искренне воспитатель ни выражал свое оценочное отношение к хорошим и плохим поступкам отдельных персонажей, самое существенное в формировании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. [Н. А. Ветлугина]
  3. Еще одним условием является эмоциональность ребенка, самоконтроль, умение одержать вверх над чувствами. Этому должны всячески способствовать и помогать также родители. Необходимо учить малыша сдерживаться, «знать где сказать, а где и промолчать». Конечно же в такой ситуации важен личный пример родителей ребенка. Ведь насколько сдержаны родители, на столько и их дети. Малыши хорошо чувствуют, когда взрослые находятся в неустойчивом эмоциональном состоянии, поэтому в такие моменты тревожность ребенка возрастает в разы. Порой, не сумев проконтролировать свои эмоции, ребенок взрывается – кричит, бегает, прыгает, агрессивно на все реагирует. В такие моменты даже самым опытным мамам нелегко успокоить свое чадо. Поэтому нужно стараться научить ребенка правильно и спокойно реагировать на ту или иную ситуацию.

Информация о работе Нравственное воспитание дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью