Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:37, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и разработать научно-обоснованную методику нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому учебное заведение, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому ученику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть учеников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Отдельные ребята страдают бездуховностъю или усматривают ее в исключительности положения в обществе своих родителей, замыкаются в своем исключительном круге общения. Наиболее опасной формой безнравственного состояния некоторых учеников является нравственное лицемерие, практическое использование двух-трехстепенной морали: одна внешняя, показная — для учебного заведения, общественных мероприятий; другая—для дома, для семьи, вводящая в заблуждение родителей; третья подлинная—для своего круга общения и для себя. На виду — общественная активность, в душе — убежденность, что жизнь строится по законам жестокого эгоизма. Проявляются результаты противоречия между нравственным воспитанием в учебном заведении и обыденной жизнью, стихийными влияниями реальной действительности.
Важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами учебной жизни: парой, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому учебные заведения, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Проблемы воспитания относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Низкое нравственное воспитание оказывают негативное воздействие прежде всего на ученика, не обладающим определенной культурой. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, - в том числе и экономической неустроенности.
Нравственное воспитание учащихся является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. В связи с этим главную роль в нравственном воспитании отводят куратору группы.
Изменения, происшедшие за последние несколько лет, делают настоятельно необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Вот почему нравственное воспитание учащихся обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки.
С позиций нового мышления, опыта, знаний, ценностей и т.п. человек может быть создателем актуальных нравственных законов, используя многообразный опыт, накопленный человечеством. Любого рода ограничения возможностей активного участия личности в процессе формирования нравственных убеждений, позиций и т.п., её действий в данном направлении, объективно способствуют безнравственность.
Цель исследования: теоретически обосновать возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и разработать научно-обоснованную методику нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ.
Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis – мораль. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.
Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.
Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.
Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Воспитание это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии педагога и учащихся, а если речь идет о взаимодействии, ученик уже не только объект воспитания. Он субъективно идет на встречу воспитательным влияниям педагога, он их принимает. А еще лучше, если ученик просто не замечает педагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такой ситуации учащийся - уже субъект собственного развития.
Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для учащегося значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ученика: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает: формирование у учащихся сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен.
Основные задачи нравственного воспитания:
Нравственное сознание – активный процесс отражения ученика своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.
Нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.
Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность благодаря их чувственному освоению учеником. Нравственность для него, прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков учащихся, управлять их поведением.
Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению педагога в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой.
Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможно самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.
Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства.
Нравственное
поведение личности имеет
Важнейшим средством
нравственного воспитания является
использование созданных в