Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:37, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и разработать научно-обоснованную методику нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности.
1.2 СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
Гуманность – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качеств личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.
Особой воспитательной силой обладает пример гуманного отношения учителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманности – морально-этическое посвящение (изучение биографий великих людей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков). Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.
Такие ситуации
могут непосредственно
Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам. Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит учащегося к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах.
Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:
По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у учеников сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.
Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть как не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности связанные с ними моральные знания, взгляды, убеждения и идеалы.
1.3. КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ.
Целостным и общим в личности является, определяющие качества и свойства, такие, как убежденность, стойкость, целеустремленность, выражающие ее направленность и сущность. Производным, индивидуальным, неразрывно связанным с основными качествами личности являются такие показатели жизнедеятельности, как прилежание и успешность. Они могут быть выражены в виде качественных оценок или баллами. Любой вид деятельности учащегося: учение, труд, общественная работа, общение, внеучебная деятельность, творчество, обязанности в семье – может быть оценен с точки зрения прилежания и успешности. Показатели этих критериев опосредованно свидетельствуют о степени развития природных способностей и нравственной зрелости учащихся.
Для эффективного осуществления воспитательного процесса в первую очередь необходимы определенные и четкие представления о сущности личности, ее основополагающих — ведущих качествах и свойствах.
Основные моральные требования к ученикам различных возрастных групп выражены в Правилах для учащихся, Законах и Уставах общественных объединений, учебных единых требованиях. Педагогу, куратору важно иметь вытекающий их этих документов краткий набор требований, с которыми он мог бы сравнивать состояние нравственной воспитанности, основных личностных качеств своих учеников. При отборе и формулировании таких требований учитываются: возможности усвоения учениками обобщений и понятий; идейная, нравственно-эстетическая направленность их содержания; четкость выражения смысла и яркость, привлекательность формы; постепенность в нарастании сложности и глубины содержания; неразрывность связи с жизнью; соответствие устремлениям и увлечениям.
В конкретных условиях работы каждого учебного заведения, с учетом возрастающего уровня воспитанности учеников, набор и содержание требований меняются. На каждом возрастном уровне они в основном и главном определяют, что, как, кого, с кем, за что: знать, уметь, любить, дружить, трудиться, бороться, беречь, помогать, творить. Эти требования носят обобщенный, всеобъемлющий характер, вбирают в себя многие нравственные нормы и выражают сущностные свойства и качества личности.
Рассмотрим примерные перечни основных требований применительно к ученикам.
От них требуется:
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
2.1 НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА КУРАТОРА.
Возникает вопрос о специфических особенностях деятельности педагога по нравственному воспитанию учащихся. Воспитательная деятельность педагога в учебном заведении охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и практической деятельности учащегося ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога. Но поскольку любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу нравственности, постольку все разнообразные виды педагогической деятельности педагога так или иначе связаны и направлены на моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся.
Основополагающее значение этой стороны в работе педагога состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является формирование у учеников основ научного мировоззрения, воспитание их в духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению учащихся.
Если учителя осуществляют нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приемы, способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей, то кураторы проводят эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть куратор выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Вполне понятно, что деятельность куратора в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.
Задачи, которые призван решать куратор по нравственному формированию учащихся в системе организации внеурочной воспитательной работы, следующие:
Харламов раскрыл основные задачи воспитания:
Следующие функции должен выполнять куратор по организации процесса нравственного воспитания и повышения его педагогической действенности:
Одной из существенных функций куратора является систематическое и всестороннее изучение учащихся, особенностей их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.
Процесс нравственного воспитания в учебном заведении характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Каждый ученик находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией куратора является обеспечение единых требований к учащимся со стороны учебного заведения и семьи.
В нравственном воспитании большую роль играет разумное использование мер поощрения учащихся за добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей, ученического долга и проявление высокой сознательности в работе. Опыт показывает, что кто бы ни прибегал к применению мер стимулирования положительного поведения учащихся, в большинстве случаев необходимо предварительно посоветоваться с куратором, как лучше использовать различные меры поощрения и общественного осуждения по отношению к тем или иным ученикам, чтобы эти меры оказались педагогически эффективными.
Есть ещё одна немаловажная функция куратора, связанная с организацией нравственного воспитания учащихся. Речь идёт о тех серьёзных отклонениях в моральном развитии отдельных учеников, которые иногда имеют место в учебных заведениях.
Многообразие и сложность возлагаемых на куратора задач и функций по организации и осуществлению нравственного воспитания учащихся требуют от него большой энергии, творчества и организаторских способностей. По отношению к деятельности куратора это положение приобретает буквальный смысл. Только проявляя организаторские умения и вовлекая учащихся в разнообразную практическую деятельность, он может закалять характер учащихся, формировать у них устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе против различных аморальных явлений в жизни и в быту.