Нравственное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и разработать научно-обоснованную методику нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАБОТЕ КУРАТОРА.

 

Кураторы отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива. Рассмотрим основные формы и методы нравственного просвещения и убеждения учащихся.

Классный  час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы куратора. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный час - это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался ученикам, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива.

Основное  требование к классному часу - это активное участие в нем всех учащихся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем – всем можно найти дело при его подготовке и проведении. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, для разноса и нотации.

Беседы. В воспитательной деятельности кураторов большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий нравственный и культурный уровень куратора, их эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на откровенность, заставить проникнуться доверием к воспитателям.

Наряду с  систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные  с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует проводить сразу после совершения поступка.

Беседа проводится с классом или индивидуально  с учеником, совершившим недостойный  поступок. Опытные кураторы не увлекаются коллективным осуждением недостатков в поведении ученика. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.

Одна из форм нравственного убеждения - читательская конференция. Она помогает не только расширить кругозор учащихся, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности. Нередко в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный характер и конференция перерастает в диспут.

Диспут по вопросам морали - сложная и вместе с тем  действенная форма убеждения. Она требует серьёзной подготовки учащихся. Готовясь высказать самостоятельное мнение, они лучше уясняют и усваивают нравственные принципы.

Приобщение  учащихся к искусству. Кураторы привлекают учащихся к участию в конкурсах на лучшего чтеца или рассказчика, к художественной самодеятельности, обогащающая нравственный мир учеников.

Развитие эстетического  вкуса учеников содействуют также экскурсии в музеи, картинные галереи, на выставки, посещение кино и театров.

В целях убеждения  используются и нравственные требования к поведению учеников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на паре и вне учебного заведения, уважали старших, были правдивыми и искренними, куратор сообщает им знания о нормах и правилах поведения, обогащает их нравственные представления и понятия. Требования воспитателя к поведению достигают цели лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой повседневного поведения учащихся.

Метод коррекции поведения. Этот метод направлен на то, чтобы создать условия, при которых ученик внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример - наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.

Воспитательное  воздействие при помощи примера - это своеобразное использование наглядности в воспитании, Примеры поведения других людей влияют не только на сознание, но и на чувства воспитанников; они затрагивают не только их ум, но и нервную систему.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные  примеры. Обращать внимание учеников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать ученика от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

На формирование сознания и поведения учеников серьёзное влияние оказывает и личный пример педагогов, родителей, близких людей, товарищей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Ученики постоянно наблюдают, как учитель держится на уроке и в жизни, как он одет, как обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то или иное событие, как относятся к своим обязанностям. Особенно высоко ценится в воспитателе цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.

Методы    использования    примеров    в    процессе    воспитания разнообразны. Это, прежде всего подражание или воспроизведение образца поведения других людей. Один из методов использования положительных примеров - это заимствование. Оно предполагает сознательное и выборочное воспроизведение качеств личности, приёмов и способов её деятельности, поведения. Иногда заимствуют даже манеры, походку, одежду. В ряде случаев следование примеру других людей проявляется в соревновании, в стремлении превзойти образец, которому подражают, в желании достигнуть лучших результатов в труде, повседневном поведении.

Методы  стимулирования. В основе этих методов лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены поощрение и наказание. Поощрение применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.

Наказание состоит  в наложении дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения. Если побуждение заключается в одобрении действий учеников, то наказание должно предупреждать у них нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство дискомфортности перед собой и другими людьми.

Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих  потребностей - пониманию смысла своей  жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации.

Методы  воздействия на эмоциональную сферу. Они предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу учащегося, является внушение и связанные с ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Внушать - это, значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию учащимися своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.

Методы  воспитывающих ситуаций. Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ученик ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и другие. Куратор специально создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ученика, и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности учащегося к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ученик достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность учащегося, но и формирует у него способность к самоактуализации.

Создание воображаемых ситуаций нравственного выбора, близких жизненному опыту учащихся. Этот приём ценен тем, что позволяет вести заинтересованный разговор на актуальные для учеников темы, связанные с их собственным опытом, их переживаниями. Коллективный анализ ситуации-аналога помогает ребятам сделать правильный нравственный выбор в затруднительных, противоречивых жизненных обстоятельствах.

Методы  дилемм. Они направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ученика должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. В условиях учебных заведений полезно рассматривать упражнения по формированию у учащихся способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше - решать так называемые дилеммы.

Метод дилемм заключается  в совместном обсуждении учениками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу ученики приводят убедительные доводы "за" и "против". Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.  Использование моральных дилемм как средства развития экзистенциальной сферы, безусловно, продуктивно. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой педагог при условии, что каждая дилемма должна:

  • Иметь отношение к реальной жизни ученика;
  • Быть по возможности простой для понимания;
  • Быть незаконченной;
  • Включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием;
  • Предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: "Как должен вести себя центральный герой?"

Такие дилеммы  всегда порождают спор в группе, где каждый приводит свои доказательства.

Итак, мы проанализировали методы формирования нравственного поведения учащихся. Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.

Решающее значение здесь имеет не логика отдельных  «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

 И ещё  нравственность формируется не  на словесных или деятельностных  мероприятиях, а в повседневных  отношениях и сложностях жизни,  в которых ученику приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. Поэтому методы нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны с жизнью.

Таким образом, теоретический анализ состояния  проблемы нравственного воспитания учащихся позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при повышении нравственного воспитания правильный выбор в жизненных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы пришли к  выводу, что успешному формированию нравственных свойств способствуют:

  • Личный пример учителя;
  • Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;
  • Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;
  • Так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание внеклассной работы.

Информация о работе Нравственное воспитание