Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:27, курсовая работа
На сегодняшний день инвалидность является одной из самых острых проблем российского общества, причем особую тревогу вызывает состояние инвалидности молодого поколения. Период становления личности связан с трудностями социализации, вхождения ее в социум, самоопределения в личностном, профессиональном и семейном плане. У молодых инвалидов к указанным трудностям добавляются проблемы физического и психического здоровья, ограничивающие возможности, усложняющие их социализацию и функционирование в обществе.
стр.
ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………….................
3
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ….…………………………………….
6
РАЗДЕЛ II.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ….
16
РАЗДЕЛ III.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ..............................……………………
27
Заключение
…………………………………………………….........
36
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
.......................................
38
Зарегистрировано «___»_____20___г.
________ __________________________
Подпись (расшифровка подписи)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НИУ «БелГУ»)
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ
Курсовая работа студентки
заочного отделения 2 курса 181151 группы
Козловой Екатерины Владимировны
Научный руководитель
старший преподаватель
Худокормова С.А.
БЕЛГОРОД 2012
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||||
ВВЕДЕНИЕ |
………………………………………………............ |
3 | ||
РАЗДЕЛ I. |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ….……………………………………. |
6 | ||
РАЗДЕЛ II. |
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ …. |
16 | ||
РАЗДЕЛ III. |
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ
ИНСТИТУТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ
ИНВАЛИДОВ .............................. |
27 | ||
Заключение |
……………………………………………………......... |
36 | ||
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ |
.............................. |
38 | ||
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день инвалидность является одной из самых острых проблем российского общества, причем особую тревогу вызывает состояние инвалидности молодого поколения. Период становления личности связан с трудностями социализации, вхождения ее в социум, самоопределения в личностном, профессиональном и семейном плане. У молодых инвалидов к указанным трудностям добавляются проблемы физического и психического здоровья, ограничивающие возможности, усложняющие их социализацию и функционирование в обществе.
В России молодые инвалиды чаще всего рассматриваются как объект воспитания, образования, социализации, без учета того факта, что молодежь– это и субъект общественного воспроизводства, определяющий прогрессивное развитие будущего социума. Именно поэтому молодые люди с ограниченными возможностями долгое время остаются не востребованными в обществе, не могут в полной мере реализовать свой потенциал и быть успешными гражданами своей страны.
По данным всемирного доклада об инвалидности Всемирной организацией здравоохранения в 2011 году, в мире более 1 миллиарда человек живут с какой-либо формой инвалидности; из них почти 200 миллионов испытывают серьезные трудности в функционировании1.
Сейчас, по данным Минздравсоцразвития, в России 13,2 млн. инвалидов, из них 545 тысяч человек – дети-инвалиды2.
В последние годы предприняты шаги по разработке и реализации достойной социальной политики в отношении инвалидов, которая базируется на общепризнанных международных стандартах. Функционирует система учреждений реабилитации инвалидов, центров социальной помощи, школ-интернатов, общественных организаций. Но очевидно, что до сих пор государственная система помощи не справляется с огромным числом организационных, материальных, социальных, психолого-педагогических проблем молодых инвалидов, особенно в процессе их социализации.
Все это указывает на необходимость решения вопросов социализации молодых инвалидов по средствам психолого-педагогической, социальной, медико-реабилитационной, воспитательной работы с детьми, начиная с раннего возраста, продолжая в школьный период и, сопровождая в начальный период самостоятельной жизни.
Степень научной разработанности проблемы.
В отечественной науке теоретические и историко-социальные аспекты проблем инвалидности, социальной работы, реабилитации освящены в работах А.В. Иванова, К.В. Кузьмина, Е.Л. Луценко, Е. Максимова, Н.Н. Малофеева, П.И. Нищеретнего, Б.А. Сутырина, М.В. Фирсова, Л.П. Храпылиной, И.В. Черниковой и др3.
Проблемы социальной интеграции, деятельности инвалидов при включенности в общественную жизнь, следованию идеологии независимого образа жизни и формирования гражданского общества изучались Т.А. Добровольской, Н.Б Д.В. Зайцева; Т.Ф. Масловой, В.С. Ткаченко, В.К. Шаповалова; Э.К. Наберушкиной, П.В. Романова, Е.А. Тарасенко, Е.И. Холостовой и др.4.
Несмотря на многообразие работ, посвященным вопросам инвалидности, в России осознание данной проблемы находится в стадии формирования.
Проблема исследования обусловлена противоречием между потребностью в полноценной социализации, интеграции и самореализации молодых инвалидов, с одной стороны, и созданными в обществе условиями для осуществления успешной социализации, с другой.
Объектом исследования являются молодые люди с ограниченными возможностями.
Предмет исследования – обеспечение процесса социализации молодых инвалидов.
Целью исследования раскрыть и проанализировать технологии и формы работы с молодыми инвалидами, влияющие на процесс социализации личности.
Для достижения цели, выделяются следующие задачи:
Теоретико-методологической основой курсового исследования составили институциональный и системный подход к анализу инвалидности как социального явления, теоретические основы социальной реабилитации и адаптации молодых инвалидов в процессе их социализации.
Эмпирической базой курсового исследования являются нормативно-правовые акты, целевые программы федерального и регионального уровня, материалы государственной, региональной и отраслевой статистики.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников литературы.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки5.
Согласно позиции Г.М. Андреевой: «Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду»6.
Первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.
Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю. Принято считать, что первой стадией является стадия адаптации (рождение - подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
Однако в отечественной социальной психологии отмечают, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую7.
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;
б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений - это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности.
Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте (послетрудовая стадия), является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов - «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Э. Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует8.
На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе9.
В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок10.
Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации.
Процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни человека, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно в этот период создается фундамент развития личности. Именно в молодости происходит процесс формирования мировоззрения; развития творческого мышления и высокой социальной активности, целеустремленности; потребности в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способности самостоятельно принимать решения.
Однако инвалидность значительно ограничивает жизнедеятельность молодых людей, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
Лица с ограниченными возможностями здоровья представляют собой довольно большую социальную группу, слабо интегрированную в общество.
Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов (2006 г.), к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими11.
В 1989г. ООН приняла текст о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества12; право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие13.
Для современного этапа общественного развития характерно формирование и укоренение в общественном сознании понимания того, что инвалидность не может и не должна быть основанием для социальной изоляции и, тем более, для социальной дискриминации человека. Сегодня в обществе всё более авторитетной становится точка зрения, согласно которой, необходима постоянная и эффективная работа по социальной реинтеграции и ресоциализации лиц с ограниченными физическими возможностями. Сегодня общество рассматривает проблемы инвалидов не только как проблемы, имеющие узкогрупповую значимость, но как проблемы, которые затрагивают всё общество, как универсально, социально значимые14.
Основными причинами подобного генезиса общественной мысли и общественных настроений являются:
Информация о работе Обеспечение процесса социализации молодых инвалидов