Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:27, курсовая работа
На сегодняшний день инвалидность является одной из самых острых проблем российского общества, причем особую тревогу вызывает состояние инвалидности молодого поколения. Период становления личности связан с трудностями социализации, вхождения ее в социум, самоопределения в личностном, профессиональном и семейном плане. У молодых инвалидов к указанным трудностям добавляются проблемы физического и психического здоровья, ограничивающие возможности, усложняющие их социализацию и функционирование в обществе.
стр.
ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………….................
3
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ….…………………………………….
6
РАЗДЕЛ II.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ….
16
РАЗДЕЛ III.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ..............................……………………
27
Заключение
…………………………………………………….........
36
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
.......................................
38
Центр является областным государственным учреждением, осуществляющим комплексную медико-социальную реабилитацию детей и подростков в возрасте от 1 года до 18 лет с двигательными нарушениями неврологического и травматолого-ортопедического профиля. Продолжительность курса реабилитации составляет 34 дня33.
В качестве медицинских реабилитационных мероприятий в Центре также проводятся: аудиовизуальная стимуляция, иглорефлексотерапия, рефлексотерапия, ароматерапия и аэрофитотерапия (ингаляция парами эфирных масел с использованием ультразвуковых аппаратов), стоматологическое и офтальмологическое лечение, иппотерапия.
Основными направлениями социализации являются:
По результатам мониторинга состояния здоровья ребенка, проводимого после каждого курса реабилитационных мероприятий, 30-40% детей по медицинским показателям имеют положительную динамику: дети начинают ползать, стоять, ходить, увеличивается объем движений35.
В белгородской области на базе первой поликлиники восстановительного лечения России с 1988 года действует областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Белгородский Центр восстановительной медицины и реабилитации»36.
Целью деятельности Центра является организация восстановительного лечения и медицинской реабилитации на поликлиническом этапе.
Одним из отделений является детское реабилитационное отделение в составе кабинетов: детского невролога, педиатра, эндокринолога, психотерапевта, психолога, физиотерапевта, кинезотерапии и ЛФК, логопеда, биологически обратной связи (БОС), массажа).
Мощность Центра составляет 35000 врачебных посещений в год. Более 78% пролеченных пациентов составляют социально незащищенные группы населения - дети, инвалиды, пенсионеры. Положительные результаты восстановительного лечения составляют 80%.
Во исполнение решения городского Совета депутатов от 15 октября 2002 года № 314 и постановления администрации города от 12 ноября 2002 года № 1548, на которое возложено осуществление работы по реализации единой государственной политики по проблемам семьи, женщин и детей на территории г. Белгорода действует муниципальное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям» г. Белгорода37.
Одним из основных отделений
Центра является отделения соци
- оказание комплексной
Отделение участвует в работе городской комиссии межведомственного взаимодействия по вопросам комплексной реабилитации детей-инвалидов и сотрудничает с: МБУЗ «Детская городская больница»; МБУЗ «Городская детская поликлиника №4»; ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможнстями» с. Веселая Лопань; ОГБУЗ Белгородский центр восстановительной медицины и реабилитации; ГУ «Фонд социального страхования»; «Управление социальной защиты населения администрации г. Белгорода»; «Управление образования администрации г. Белгорода».
В 2006 году в г. Белгороде был открыт «Центр социальной реабилитации инвалидов». В Центре реабилитации сегодня работают четыре творческие студии: вокал, музыкальные инструменты, танец и декоративно-прикладное искусство. Только в 2010 году реабилитацию в Центре прошли 683 человека. В 2011-м сотрудники Центра оказали более полутора тысяч услуг социально-педагогического и психологического характера.
На территории Белгородской области в соответствии с постановлением Правительства области от 21 сентября 2009 года №311-пп «Об организации дистанционного образования детей-инвалидов»38 на базе государственного образовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» создан Центр дистанционного образования детей-инвалидов.
Основными направлениями деятельности являются:
В целях формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышения доступности реабилитационных услуг и качества жизни инвалидов, интеграции их в современное общество постановлением Правительства Белгородской области от 23 октября 2010 г. № 353-пп была принята долгосрочная целевая программа Белгородской области «Доступная среда на 2011-2015 годы»39.
В рамках программы предусматривается решение следующих задач:
Решение поставленных задач будет осуществляться в ходе реализации программы с 2011 по 2015 годы в 2 этапа:
первый этап - 2011 - 2012 годы;
второй этап - 2013 - 2015 годы.
Таким образом, анализ законодательных актов и работы учреждений Белгородской области по решению проблем инвалидов показывает, что вопросы совершенствования комплексной реабилитации инвалидов, обеспечения доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышения их уровня социально-экономического положения, обеспечения условий для полноценной жизни в обществе ввиду высоких показателей заболеваемости, инвалидности по-прежнему остаются весьма актуальными и сложными. Все еще существуют препятствия, которые не позволяют инвалидам в полной мере осуществлять свои права и свободы и осложняют их всестороннее участие в общественной жизни.
На основании анализа работы областных учреждений по работе с молодыми инвалидами можно сделать вывод, что формами работы с молодыми инвалидами являются:
Однако учитывая низкую эффективность социальной политики по молодым людям с инвалидностью, которые являются наиболее перспективной социальной группой с точки зрения их социализации, необходимо разработать рекомендации социальной интеграции молодых людей с инвалидностью, основанной на законодательных актах РФ и Белгородской области, с учетом опытов работы социальных учреждений области.
РАЗДЕЛ III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ
Изменение общественного отношения к проблеме инвалидности и инвалидам, развитие системы комплексной социальной реабилитации - одна из главных и ответственных задач современной государственной политики. Обеспечивая социальную защищенность инвалидов, государство должно создавать им необходимые условия для достижения одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни.
Разрешение проблемы социализации молодых инвалидов невозможно без целенаправленного систематического воздействия на этот процесс. Люди с ограниченными возможностями составляют группу, нуждающуюся в особой помощи, внимании и заботе. Ведь при инвалидности не только существенно нарушаются биологические функции организма, но и снижается социальная активность. Преодоление последствий инвалидности, восстановление утраченных жизненных функций помогает молодому инвалиду стать полноценным членом общества.
При анализе деятельности социальных институтов Белгородской области в рамках решения проблем социализации молодых инвалидов, мы пришли к выводу, что совершенствованию деятельности в области социализации молодых инвалидов прежде всего препятствуют не в полной мере реализованные мероприятия по охране здоровья, социальной реабилитации, обучению и профориентации, слабая информированность о возможных методах реабилитации, приоритетах социальной политики, льготах, предоставляемых государством.
Для наиболее эффективного процесса социализации необходима, - как считает О.Н. Потапова, - разработка социально - дифференцированной федеральной и региональной политики с учетом физиологических, возрастных, психологических и других особенностей этой группы населения страны и региона40.
Так же один из приоритетных направлений социализации, на наш взгляд, является интеграция молодых инвалидов в «общество». Это должен быть двусторонний процесс, с одной стороны приспособление «общества» к ценностям и нормам, формам жизнедеятельности; с другой стороны, приспособление самих этих ценностей, норм и форм жизнедеятельности к молодым инвалидам, их реальным и потенциальным возможностям41.
Для реализации данного направления мы предлагаем проведение различных массовых праздников и фестивалей, конкурсов и мастер-классов, основными организаторами которых, будут непосредственно сами молодые инвалиды. Проведение данных мероприятий поможет познакомить всех с ценностями, нормами молодых инвалидов, а также будет способствовать налаживанию отношений между обществом и инвалидами.
Еще одним направление в данной области является организация и проведение Всероссийских слетов и молодежных форумов (по типу Селигер) с участием инвалидов России и зарубежья, который позволит обучить молодых инвалидов, заняться активными видами спорта и отдыха, пообщаться с активными деятелями в сфере политики, аналитики, законодательной власти и бизнеса, сплотить коллектив, а также выбрать для себя активную деятельность по различным направлениям.
На территории Российской Федерации создана сеть специальных коррекционных учебных заведений, в которых социальными работниками, специалистами-дефектологами, сурдопедагогами, психологами проводится сложная коррекционная работа. Без сомнения, это важная и необходимая работа, но ее недостаток в том, что главный акцент делается именно на физической реабилитации молодых инвалидов и развитии психических функций в системе закрытых учреждений по типу интернатов. Семье здесь зачастую отводится малая роль. Не учитывается специфика детско-родительских отношений, отношение родителей к дефекту ребенка. А от того, как родители относятся к дефекту, акцентируют именно на нем свое внимание или больше обращаются к достоинствам ребенка, стараясь их развивать в процессе воспитания, зависит самопринятие и самовосприятие ребенка, а в дальнейшем и развитие его идентичности42.
Информация о работе Обеспечение процесса социализации молодых инвалидов