Обеспечение процесса социализации молодых инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день инвалидность является одной из самых острых проблем российского общества, причем особую тревогу вызывает состояние инвалидности молодого поколения. Период становления личности связан с трудностями социализации, вхождения ее в социум, самоопределения в личностном, профессиональном и семейном плане. У молодых инвалидов к указанным трудностям добавляются проблемы физического и психического здоровья, ограничивающие возможности, усложняющие их социализацию и функционирование в обществе.

Содержание работы

стр.

ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………….................
3
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ….…………………………………….


6
РАЗДЕЛ II.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ….



16
РАЗДЕЛ III.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ..............................……………………



27
Заключение
…………………………………………………….........
36
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
.......................................
38

Файлы: 1 файл

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

Для реализации обслуживания инвалидов и детей-инвалидов мы предлагаем открыть Центр,  в котором будут организованны и действовать:

  • социально-трудовое реабилитационное отделение для инвалидов с ограниченными умственными возможностями;
  • отделение временного проживания для лиц с ограниченными умственными возможностями;
  • отделение профреабилитации инвалидов трудоспособного возраста и профориентации детей-инвалидов;
  • социально-реабилитационное отделение;
  • отделение домашнего сопровождения и социального патронажа инвалидов с ограниченными умственными возможностями.

Цель центра - создание полной схемы работы, принципиально отличной от имеющихся (домов-интернатов, центров помощи), в которой будут использованы различные всеохватывающие формы социальной поддержки людей с ограниченными возможностями.

По нашему мнению, центр должен предоставлять ряд услуг по социальной, психологической, профессиональной реабилитации молодых  инвалидов, содействие в оказании им юридической помощи. Иными словами, деятельность, направленную на устранение или более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса молодого инвалида и поддержания семьи, имеющей в своём составе ребёнка-инвалида.

Важно, чтобы Центр осуществлял следующие виды деятельности:

  • выявление и учёт всех молодых инвалидов, проживающих на территории Белгородского района, создание базы данных с количественными и качественными характеристиками потребности в социально-реабилитационных услугах, периодичности их предоставления;
  • социальное обследование инвалидов и их семей, анализ полученных данных, составление социального портрета и определение видов и объёмов требуемой помощи и периодичности её предоставления;
  • комплекс социально-психологических и социально-педагогических реабилитационных мероприятий;
  • мероприятия медико-социального сопровождения, включая мероприятия по адаптивной физической реабилитации;
  • контроль за проводимыми реабилитационными мероприятиями;
  • разработка и распространение методических и информационных материалов по вопросам социальной реабилитации;
  • информирование населения о деятельности Центра;
  • организация и реализация специальных программ по организации отдыха инвалидов и детей-инвалидов в летнее время;
  • патронажное обслуживание инвалидов, детей-инвалидов;
  • участие специалистов Центра, работающих в сфере социальной защиты инвалидов и детей-инвалидов, в семинарах, лекциях, конференциях и других мероприятиях, направленных на повышение квалификации сотрудников, уровня обслуживания, а также проведение подобных мероприятий.

Одним из важных направлений в работе с молодыми  инвалидами  являются тренинги,  поэтому  необходимо  проводить тренинги для развития навыков, необходимых в повседневной жизни и быту:

  • Тренинг рабочих навыков: умение следить за временем; умение исполнять производственные обязанности.
  • Тренинг навыков самостоятельного проживания: обучение самостоятельно удовлетворять ежедневные личные гигиенические потребности; умение готовить пищу; умение поддерживать в порядке одежду; умение произвести элементарную уборку помещения, постирать и т.д.
  • Транспортный тренинг: умение самостоятельно добираться на работу и с работы домой, а в дальнейшем - умение пользоваться транспортом для самостоятельного передвижения по городу.

Одной из важной составляющей является культурно-досуговая деятельность. Это организация прогулок по городу, экскурсии, посещение театров, музеев, проведение праздничных мероприятий, занятия по интересам; а также спортивная, коммуникативная и творческая деятельность.

На сегодняшний день, как мы отмечали, на базе «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» создан Центр дистанционного образования детей-инвалидов.

С марта 2010 года начали обучение 39 детей-инвалидов. Первоначальную группу проекта составили преимущественно дети-инвалиды городов Белгород и Старый Оскол, 3 ребёнка из Грайворонского района, 2 ребёнка из Шебекинского района, по 1 из Красногвардейского района, Губкинского и Новооскольского районов области.

С 1 сентября 2010 года произошло увеличение контингента обучающихся Центра на 100 человек. Соответственно расширится и география – обучаться будут дети из 15 районов области43.

Как  мы можем  проследить динамику обучающихся, всего лишь  100  человек обучается в учреждение, поэтому мы предлагаем разработать и реализовать проекты по созданию Центров дистанционного образования молодых инвалидов в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, что позволит увеличить контингент  обучающихся.

Еще одной проблемой, по мнению  О.Н. Потапова, является «ресурсная недообеспеченность» социальной политики и социальной защиты детей с ограниченными возможностями в России в сочетании с социокультурной дифференциацией этой группы населения осложняют разработку и реализацию оптимальной социальной политики»44. Поэтому основные стратегии и формы государственной политики по решению социальных проблем детей с ограниченными возможностями в настоящее время обеспечивают лишь удовлетворение элементарных жизненно важных потребностей. Полная же адаптация детей с ограниченными возможностями в общество требует дополнительного финансирования для их обучения, получения профессии и трудоустройства.

Вместе с тем, исследователи процесса социализации людей с инвалидностью (Т. Жулковска, А. Ковалева, В. Луков) отмечают, что в «среде обитания любого индивида сокрыты могучие силы, которые можно использовать в процессе его социализации»45. В составе этих скрытых сил, на наш взгляд, – социальные сети, сетевое взаимодействие46.

Для характеристики непосредственных контактов молодых инвалидов воспользуемся результатами социологического опроса, проведенного  Е.П. Батановой и Л.Е. Данилюк среди выпускников специализированных школ-интернатов. Многие из них, поддерживают активные контакты с учащимися, оказывают им помощь. Основные направления этой помощи – поддержания у детей с ОВЗ чувства уверенности в себе (отметили 45,8% опрошенных), адаптация к условиям нынешней жизни (16,7%), формирование личностных качеств (12,6%), профессиональная ориентация (4,2%), другое (4,2%). Таким образом, социальные сети на уровне межсемейного и межличностного взаимодействия обладают достаточно высоким потенциалом, эффективное использование которого возможно для успешной социализации личности47.

Также  необходимо привлекать молодых инвалидов в решении проблем жизни города, в решении проблем граждан с ограниченными возможностями. Это привлечение к участию в обсуждении насущных проблем инвалидов на совещаниях, встречах, советах, и поддержка деятельности общественных организаций путем выделения субсидий на реализацию социальных программ и предоставление различного рода реабилитационных услуг инвалидам, выработка совместных решений по социальной поддержке инвалидов.

С целью социализации молодых инвалидов, на основании опыта Адмиралтейского района г. Санкт- Петербург, необходимо создание квартир социального назначения – это альтернативный вариант дому интернату для инвалидов, сохранившим частичную способность к самообслуживанию в быту, которые не нуждаются в постоянном постороннем уходе, но имеют потребность в социальном сопровождении и домашнем патронировании.

Цель создания квартир социального назначения состоит в предоставлении возможности самостоятельно проживать в комфортных условиях и в создании условий их интеграции в общество.

Задачи:

  • развитие социальных навыков самостоятельного проживания;
  • оказание содействия в налаживании социальных связей проживающих в квартире социального назначения;
  • организация социального сопровождения жильцов квартиры социального назначения;
  • создание службы поддерживаемого проживания.

Особенности квартир социального назначения (специализированных квартир коллективного проживания) состоят из нескольких отдельных комнат, сгруппированных вокруг помещений общего пользования, а именно, кухни, гостиной, санузла и подсобных помещений для хозяйственных нужд, а так же комнаты для персонала. Оптимальный набор общих помещений позволяет рационально организовать социальное и культурно-бытовое обслуживание жильцов.

Также необходимо внедрение технологий, направленных на усовершенствование обслуживания разных категорий населения. В частности, речь идет о современных технологиях: по созданию системы работы с молодыми инвалидами с нарушенным интеллектом; по развитию открытых форм социальной работы (социальное бюро).

Таким образом, для решения проблемы социализации молодых  инвалидов необходимо целенаправленно и систематически воздействовать  на этот процесс, на федеральном и региональном  уровнях путем разработки законодательств с учетом индивидуальных особенностей молодых  инвалидов.

Необходимо организовывать различные конкурсы, слеты,  форумы, позволяющие раскрыть творческие способности молодых  инвалидов,  а также  проявить их организаторские навыки.

Важным фактором в решении проблемы социализации является создание Центров дистанционного обучения молодых инвалидов, Центров реабилитации, позволяющих обеспечить освоение и реализацию общеобразовательных программ и программ  дополнительного  образования.

Таким образом, преодоление последствий инвалидности, восстановление утраченных жизненных функций помогает молодому инвалиду стать полноценным членом общества.

Таким образом, основными направлениями работы с данной категорией должны стать:

  • профилактическая работа с молодыми  инвалидами; медико-социальное сопровождение, включая мероприятия по адаптивной физической реабилитации;
  • социально-психологические и социально-педагогические реабилитационные мероприятия;
  • социальное обследование инвалидов и их семей, составление социального портрета и определение видов и объёмов требуемой помощи и периодичности её предоставления;
  • патронажное обслуживание инвалидов, детей-инвалидов;
  • организация и реализация специальных программ по организации отдыха инвалидов и детей-инвалидов в летнее время;
  • информационно-консультативная работа по вопросам медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной интеграции;
  • организация культурно-массовых  мероприятий  с привлечением общественных  организаций и социальных  институтов;
  • организация Центров дистанционного образования молодых инвалидов;
  • социально-психологическое сопровождение, направленное на развитие способности к социальной адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инвалидность является проблемой не одного человека или даже не части населения, а всего общества в целом. Постоянный рост инвалидности и численности инвалидов - с одной стороны, углубление внимания к каждому индивиду, вне зависимости от его физических, психических и интеллектуальных способностей, - с другой, совершенствование представлений о ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества.

Лица с ограниченными возможностями  имеют сложный общественно-социальный статус. Как обучающиеся они объект внимания образовательных ведомств, как лица с инвалидностью попадают в ведение структур социальной защиты населения, как диагностированные больные, стоят на учете и получают помощь в структурах органов здравоохранения, как молодые люди находятся в зоне внимания молодежных организаций, кроме того, они особо выделены по месту жительства и многие объединены в общественные организации.

Государство, решая задачу социальной поддержки инвалидов, поставило этих людей в зависимость от государственной помощи. Надеясь на поддержку государства, во многих случаях инвалиды лишены возможности наиболее полно интегрировать в общество. В большинстве случаев они пассивны в использовании своего созидательного потенциала в трудовой сфере, в продолжении самообразования, в духовном и творческом развитии, не конкурентоспособны на рынке труда.

Постоянное и последовательное совершенствование системы социальной работы с инвалидами - это важнейшая задача социального развития. Технический и технологический прогресс человечества, обострение экологических проблем, рост продолжительности жизни и совершенствование системы медицинского обслуживания – всё это будет с неизбежностью приводить к увеличению числа инвалидов в обществе, и, следовательно, к необходимости постоянного развития его возможности по созданию условий для нормальной и полноценной жизни для названной категории людей.

На сегодняшний день еще существуют препятствия, которые не позволяют инвалидам в полной мере осуществлять свои права и свободы и осложняют их всестороннее участие в общественной жизни.

Учитывая низкую эффективность социальной политики по молодым людям с инвалидностью, которые являются наиболее перспективной социальной группой с точки зрения их социализации предлагается:

  1. Разработать социально - дифференцированной федеральной и региональной политики с учетом физиологических, возрастных, психологических и других особенностей этой группы населения страны и региона.
  2. Организовать и проводить Всероссийские слеты и молодежные форумы (по типу Селигер) с участием инвалидов России и зарубежья.
  3. Создать Центр, принципиально отличавшийсяя от имеющихся (домов-интернатов, центров помощи), в которой будут использованы различные всеохватывающие формы социальной поддержки людей с ограниченными возможностями.
  4. Привлекать молодых инвалидов в решении проблем жизни города, привлечение к участию в обсуждении насущных проблем инвалидов на совещаниях, встречах, советах, и поддержка деятельности общественных организаций.
  5. Создать Центры дистанционного образования молодых инвалидов в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
  6. Создать квартиры социального назначения – альтернативный вариант дому интернату для инвалидов, сохранившим частичную способность к самообслуживанию в быту, которые не нуждаются в постоянном постороннем уходе, но имеют потребность в социальном сопровождении и домашнем патронировании.

Информация о работе Обеспечение процесса социализации молодых инвалидов