Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:27, курсовая работа
На сегодняшний день инвалидность является одной из самых острых проблем российского общества, причем особую тревогу вызывает состояние инвалидности молодого поколения. Период становления личности связан с трудностями социализации, вхождения ее в социум, самоопределения в личностном, профессиональном и семейном плане. У молодых инвалидов к указанным трудностям добавляются проблемы физического и психического здоровья, ограничивающие возможности, усложняющие их социализацию и функционирование в обществе.
стр.
ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………….................
3
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ….…………………………………….
6
РАЗДЕЛ II.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ….
16
РАЗДЕЛ III.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ..............................……………………
27
Заключение
…………………………………………………….........
36
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
.......................................
38
Для реализации обслуживания инвалидов и детей-инвалидов мы предлагаем открыть Центр, в котором будут организованны и действовать:
Цель центра - создание полной схемы работы, принципиально отличной от имеющихся (домов-интернатов, центров помощи), в которой будут использованы различные всеохватывающие формы социальной поддержки людей с ограниченными возможностями.
По нашему мнению, центр должен предоставлять ряд услуг по социальной, психологической, профессиональной реабилитации молодых инвалидов, содействие в оказании им юридической помощи. Иными словами, деятельность, направленную на устранение или более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса молодого инвалида и поддержания семьи, имеющей в своём составе ребёнка-инвалида.
Важно, чтобы Центр осуществлял следующие виды деятельности:
Одним из важных направлений в работе с молодыми инвалидами являются тренинги, поэтому необходимо проводить тренинги для развития навыков, необходимых в повседневной жизни и быту:
Одной из важной составляющей является культурно-досуговая деятельность. Это организация прогулок по городу, экскурсии, посещение театров, музеев, проведение праздничных мероприятий, занятия по интересам; а также спортивная, коммуникативная и творческая деятельность.
На сегодняшний день, как мы отмечали, на базе «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» создан Центр дистанционного образования детей-инвалидов.
С марта 2010 года начали обучение 39 детей-инвалидов. Первоначальную группу проекта составили преимущественно дети-инвалиды городов Белгород и Старый Оскол, 3 ребёнка из Грайворонского района, 2 ребёнка из Шебекинского района, по 1 из Красногвардейского района, Губкинского и Новооскольского районов области.
С 1 сентября 2010 года произошло увеличение контингента обучающихся Центра на 100 человек. Соответственно расширится и география – обучаться будут дети из 15 районов области43.
Как мы можем проследить динамику обучающихся, всего лишь 100 человек обучается в учреждение, поэтому мы предлагаем разработать и реализовать проекты по созданию Центров дистанционного образования молодых инвалидов в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, что позволит увеличить контингент обучающихся.
Еще одной проблемой, по мнению О.Н. Потапова, является «ресурсная недообеспеченность» социальной политики и социальной защиты детей с ограниченными возможностями в России в сочетании с социокультурной дифференциацией этой группы населения осложняют разработку и реализацию оптимальной социальной политики»44. Поэтому основные стратегии и формы государственной политики по решению социальных проблем детей с ограниченными возможностями в настоящее время обеспечивают лишь удовлетворение элементарных жизненно важных потребностей. Полная же адаптация детей с ограниченными возможностями в общество требует дополнительного финансирования для их обучения, получения профессии и трудоустройства.
Вместе с тем, исследователи процесса социализации людей с инвалидностью (Т. Жулковска, А. Ковалева, В. Луков) отмечают, что в «среде обитания любого индивида сокрыты могучие силы, которые можно использовать в процессе его социализации»45. В составе этих скрытых сил, на наш взгляд, – социальные сети, сетевое взаимодействие46.
Для характеристики непосредственных контактов молодых инвалидов воспользуемся результатами социологического опроса, проведенного Е.П. Батановой и Л.Е. Данилюк среди выпускников специализированных школ-интернатов. Многие из них, поддерживают активные контакты с учащимися, оказывают им помощь. Основные направления этой помощи – поддержания у детей с ОВЗ чувства уверенности в себе (отметили 45,8% опрошенных), адаптация к условиям нынешней жизни (16,7%), формирование личностных качеств (12,6%), профессиональная ориентация (4,2%), другое (4,2%). Таким образом, социальные сети на уровне межсемейного и межличностного взаимодействия обладают достаточно высоким потенциалом, эффективное использование которого возможно для успешной социализации личности47.
Также необходимо привлекать молодых инвалидов в решении проблем жизни города, в решении проблем граждан с ограниченными возможностями. Это привлечение к участию в обсуждении насущных проблем инвалидов на совещаниях, встречах, советах, и поддержка деятельности общественных организаций путем выделения субсидий на реализацию социальных программ и предоставление различного рода реабилитационных услуг инвалидам, выработка совместных решений по социальной поддержке инвалидов.
С целью социализации молодых инвалидов, на основании опыта Адмиралтейского района г. Санкт- Петербург, необходимо создание квартир социального назначения – это альтернативный вариант дому интернату для инвалидов, сохранившим частичную способность к самообслуживанию в быту, которые не нуждаются в постоянном постороннем уходе, но имеют потребность в социальном сопровождении и домашнем патронировании.
Цель создания квартир социального назначения состоит в предоставлении возможности самостоятельно проживать в комфортных условиях и в создании условий их интеграции в общество.
Задачи:
Особенности квартир социального назначения (специализированных квартир коллективного проживания) состоят из нескольких отдельных комнат, сгруппированных вокруг помещений общего пользования, а именно, кухни, гостиной, санузла и подсобных помещений для хозяйственных нужд, а так же комнаты для персонала. Оптимальный набор общих помещений позволяет рационально организовать социальное и культурно-бытовое обслуживание жильцов.
Также необходимо внедрение технологий, направленных на усовершенствование обслуживания разных категорий населения. В частности, речь идет о современных технологиях: по созданию системы работы с молодыми инвалидами с нарушенным интеллектом; по развитию открытых форм социальной работы (социальное бюро).
Таким образом, для решения проблемы социализации молодых инвалидов необходимо целенаправленно и систематически воздействовать на этот процесс, на федеральном и региональном уровнях путем разработки законодательств с учетом индивидуальных особенностей молодых инвалидов.
Необходимо организовывать различные конкурсы, слеты, форумы, позволяющие раскрыть творческие способности молодых инвалидов, а также проявить их организаторские навыки.
Важным фактором в решении проблемы социализации является создание Центров дистанционного обучения молодых инвалидов, Центров реабилитации, позволяющих обеспечить освоение и реализацию общеобразовательных программ и программ дополнительного образования.
Таким образом, преодоление последствий инвалидности, восстановление утраченных жизненных функций помогает молодому инвалиду стать полноценным членом общества.
Таким образом, основными направлениями работы с данной категорией должны стать:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвалидность является проблемой не одного человека или даже не части населения, а всего общества в целом. Постоянный рост инвалидности и численности инвалидов - с одной стороны, углубление внимания к каждому индивиду, вне зависимости от его физических, психических и интеллектуальных способностей, - с другой, совершенствование представлений о ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества.
Лица с ограниченными возможностями имеют сложный общественно-социальный статус. Как обучающиеся они объект внимания образовательных ведомств, как лица с инвалидностью попадают в ведение структур социальной защиты населения, как диагностированные больные, стоят на учете и получают помощь в структурах органов здравоохранения, как молодые люди находятся в зоне внимания молодежных организаций, кроме того, они особо выделены по месту жительства и многие объединены в общественные организации.
Государство, решая задачу социальной поддержки инвалидов, поставило этих людей в зависимость от государственной помощи. Надеясь на поддержку государства, во многих случаях инвалиды лишены возможности наиболее полно интегрировать в общество. В большинстве случаев они пассивны в использовании своего созидательного потенциала в трудовой сфере, в продолжении самообразования, в духовном и творческом развитии, не конкурентоспособны на рынке труда.
Постоянное и последовательное совершенствование системы социальной работы с инвалидами - это важнейшая задача социального развития. Технический и технологический прогресс человечества, обострение экологических проблем, рост продолжительности жизни и совершенствование системы медицинского обслуживания – всё это будет с неизбежностью приводить к увеличению числа инвалидов в обществе, и, следовательно, к необходимости постоянного развития его возможности по созданию условий для нормальной и полноценной жизни для названной категории людей.
На сегодняшний день еще существуют препятствия, которые не позволяют инвалидам в полной мере осуществлять свои права и свободы и осложняют их всестороннее участие в общественной жизни.
Учитывая низкую эффективность социальной политики по молодым людям с инвалидностью, которые являются наиболее перспективной социальной группой с точки зрения их социализации предлагается:
Информация о работе Обеспечение процесса социализации молодых инвалидов