Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:27, курсовая работа
На сегодняшний день инвалидность является одной из самых острых проблем российского общества, причем особую тревогу вызывает состояние инвалидности молодого поколения. Период становления личности связан с трудностями социализации, вхождения ее в социум, самоопределения в личностном, профессиональном и семейном плане. У молодых инвалидов к указанным трудностям добавляются проблемы физического и психического здоровья, ограничивающие возможности, усложняющие их социализацию и функционирование в обществе.
стр.
ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………….................
3
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ….…………………………………….
6
РАЗДЕЛ II.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ….
16
РАЗДЕЛ III.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ..............................……………………
27
Заключение
…………………………………………………….........
36
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
.......................................
38
Лица с ограниченными возможностями имеют сложный общественно-социальный статус. Как обучающиеся они объект внимания образовательных ведомств, как лица с инвалидностью попадают в ведение структур социальной защиты населения, как диагностированные больные, стоят на учете и получают помощь в структурах органов здравоохранения, как молодые люди находятся в зоне внимания молодежных организаций, кроме того, они особо выделены по месту жительства и многие объединены в общественные организации15. Исходя из вышесказанного, успешная социализация молодых инвалидов может быть осуществленной только при межведомственном взаимодействия различных социальных структур и институтов, обеспечивающих оптимизацию кадрового, материально-технического и инфраструктурного ресурса ведомств, организующих работу с инвалидами.
Вся сложность и многоаспектность проблем инвалидов в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами. Конвенция ООН о правах инвалидов16 устанавливает международные обязательства государств-участников в области реабилитации инвалидов, предусматривая осуществление мер по предоставлению инвалидам возможностей для достижения и сохранения максимальной независимости, реализации физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни общества, - путем организации, укрепления и расширения комплексных реабилитационных услуг и программ.
За рубежом, где такая деятельность имеет достаточно длительную историю, принято различать понятия абилитации и реабилитации17. Абилитация – это комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития человека. Реабилитацией в международной практике принято называть восстановление имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменений условий жизнедеятельности. В России реабилитация объединяет оба эти понятия, причем предполагается не узко медицинский, а более широкий аспект социально-реабилитационной работы18.
В процессе социальной реабилитации решаются три группы задач: адаптация, автомизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависят от многих внешних и внутренних факторов.
Социальная адаптация предполагает активное приспособление инвалида к условиям социальной среды, а социальная автомизация – реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автомизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». В тоже время человек с высоким уровнем социальности должен быть активным, т.е. у него должна быть сформулирована реализуемая готовность к социальным действиям19.
Процесс социальной реабилитации, даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается четкими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.
Под проблемами социализации понимается комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих проблем является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям.
Трудности овладения социальной ролью возникает чаще всего тогда, когда ребенок не информирован об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствие условий для социальных проб).
Наиболее серьезным следствием инвалидности является утрата «базового доверия к миру», без которого становится принципиально невозможным развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность и др.
Трудности социальной реабилитации, как правило, порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм отношений, складывающихся в социуме.
Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранение от окружающего мира), отставание в социальном развитии.
Причины возникновения проблем вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные, не, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-инвалидами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.
Для решения проблем социализации молодых инвалидов, в обществе разрабатывается и реализуется соответствующая социальная политика, направленная на защиту интересов этой группы людей20. Основной задачей социальной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных со всеми гражданами возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в жизнедеятельности, создание условий для нормальной и полноценной жизни21. Решение данной задачи предполагает опору на определённые принципиальные основания.
К основным принципам реализации социальной политики в отношении инвалидов относятся:
Критериями преодоления этих трудностей могут быть следующие:
1. Готовность к адекватному
2. Устойчивость к
3. Активная позиция в решении
социальных проблем, реализуемая
готовность к социальным действ
Таким образом, структурная модель социализации включает:
- социализирующегося индивида;
- нормы, ценности, знания, навыки и социальные роли, усваиваемые в процессе социализации;
- носителей норм и ценностей – агентов социализации;
- институты социализации –
К настоящему времени накоплен определенный объем знаний об особенностях социального и личностного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, их жизнедеятельности.
Постоянное и последовательное совершенствование системы социальной работы с инвалидами - это важнейшая задача социального развития. Технический и технологический прогресс человечества, обострение экологических проблем, рост продолжительности жизни и совершенствование системы медицинского обслуживания – всё это будет с неизбежностью приводить к увеличению числа инвалидов в обществе, и, следовательно, к необходимости постоянного развития его возможности по созданию условий для нормальной и полноценной жизни для названной категории людей.
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ
Сегодня главной задачей в вопросе социализации личности является интеграция инвалидов в общество в нормально организованной социальной среде.
На территории Российской Федерации действует Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»24, который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных российским законодательством, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами российской федерации.
Согласно документу, социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами.
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 г. № 40425 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Учредителем Фонда от имени Российской Федерации является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Деятельность Фонда направлена на создание нового механизма управления, позволяющего в условиях разделения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации значительно сократить распространенность социального неблагополучия детей и семей с детьми, стимулировать развитие эффективных форм и методов работы с нуждающимися в помощи семьями и детьми. Особенно важно это делать в современных условиях, в целях улучшения качества жизни людей.26
На решение проблем детей-инвалидов привлечены средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые были выделены в Белгородской области в виде Гранта по результатам конкурсного отбора программ. Размер Гранта на 2009-2010 гг. составил 17,9 млн. рублей. Полученные средства были направлены на укрепление материально-технической базы учреждений для детей - инвалидов, приобретение специализированного реабилитационного оборудования, компьютерной техники, специализированного автотранспорта27.
На территории Белгородской области по состоянию на 1 августа 2010 года проживает 267,4 тысячи инвалидов и детей-инвалидов28. При этом наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
В 2010 году завершила свое действие областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы», в которой были заложены основы областной социальной политики в отношении инвалидов.
В ходе реализации программных мероприятий проводилась работа по предоставлению инвалидам дополнительных мер социальной поддержки, направленных на улучшение их социального положения, повышение качества жизни, оказывались услуги социально-медицинской и трудовой реабилитации, принимались меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, профессиональной ориентации, обеспечению занятости и содействию в трудоустройстве инвалидов, обучению и образованию, проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий29.
Для слепых и слабовидящих инвалидов приобретены диктофоны, радиоприемники, говорящие часы, шашки и шахматы.
На многих пешеходных переходах и в местах компактного проживания инвалидов в городах области установлены звуковые дублеры к светофорам («маячки»).
В ряде городов и районов области организована служба «Социальное такси», для которой приобретены 4 специализированных автомобиля.
Для лечения и проведения более эффективной реабилитации инвалидов-колясочников приобретались санаторно-курортные путевки в специализированный санаторий им. Бурденко г. Саки30.
С целью обеспечения свободного доступа незрячих инвалидов к информационным ресурсам на базе областной специализированной библиотеки для слепых им. В.Я. Ерошенко организован информационный класс, оснащенный современной компьютерной техникой с речевыми программами.
Для специальных (коррекционных) учреждений, где обучаются дети-инвалиды, за счет средств, выделенных по программе, закуплен спортивный инвентарь и организованы систематические занятия спортом. Молодые инвалиды и дети-инвалиды получили возможность участвовать в областных и всероссийских спортивных соревнованиях. Дети-инвалиды с нарушением функций слуха, являющиеся студентами высших и средних учебных заведений, учащимися общеобразовательных школ, обеспечены сотовыми телефонами и вибробудильниками.
В целях формирования доступной среды для инвалидов принят закон Белгородской области от 2 апреля 2009 г. № 265 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи в Белгородской области»31. Данный закон регулирует отношения, связанные с созданием условий для беспрепятственного передвижения, доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средств информации и связи в Белгородской области.
В области действует подпрограмма «Семья с детьми – инвалидами» областной комплексной целевой программы «Дети Белгородчины». На ее реализацию только из областного бюджета ежегодно расходуется более 2,0 млн. руб. Ежегодно на базе областного санатория «Красиво», оздоравливаются дети-инвалиды совместно с сопровождающими лицами (в 2009 г. - 196 чел., в 2010 г. - 324 чел.)32. Традиционно в области для детей-инвалидов проводятся областные фестивали, конкурсы детского творчества «Поверь в себя», «Я – Автор», реализуются проекты «Ребенок ребенку», «Книжный мост», «Мир надежд открывает книга». Основная их цель – социализация детей-инвалидов и интеграция их в общество.
Для организации комплексной реабилитации детей-инвалидов с 2003 г. в с. Веселая Лопань Белгородской области действует областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями на 100 стационарных мест.
Информация о работе Обеспечение процесса социализации молодых инвалидов