Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 20:31, контрольная работа
средой» (К.С. Лебединская).
Аутизм – это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.
По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), при аутистическом расстройстве личности отмечаются:
• качественные нарушения в сфере социального взаимодействия; качественные нарушения способности к общению;
1. Особенности развития аутичного ребенка……………………..3
2. Возможности развития, образования и социализации…………7
Используемая литература…………………………………………..24
Приложение 1. Ситуация, сложившаяся с правами людей с
аутизмом. ……………………………………………………………26
Приложение 2. Данные мониторингов, свидетельствующие о
динамике развития ребенка. ………………………………………32
Ответ на вопрос: «Что дороже: пожизненно платить пособие тяжелому психическому инвалиду с аутизмом и обеспечивать его существование хотя бы в минимально приемлемых условиях или сделать попытку адаптировать его к жизни, дать возможность учиться и работать и сделать его относительно активным членом общества?» был решен в пользу специального обучения и воспитания детей и подростков с аутизмом. Теоретически это выгоднее, но при условии достаточно высокого процента выхода воспитанников на непсихотический уровень, т. е. на уровень возможности самостоятельной жизни. «Лимитирующим фактором» в экономике образования применительно к детскому аутизму представляется фактор эффективности обучения, который, в свою очередь, зависит от методического и организационного обеспечения процесса коррекционного обучения.
Организационно идеальными считаются развитие и жизнь в домашних условиях, так как именно семья — «естественная среда существования» для аутичного ребенка. Этот тезис делает работу с родителя ми чрезвычайно важной.
Однако, несмотря на значительные успехи
в научных медицинских и
Специальных (коррекционных) образовательных госучреждений для детей с аутизмом в России очень мало: на 1999 г. по одному в Москве и в С.-Петербурге. Большинство детей и подростков с аутизмом находится или в других видах специальных школ, или в массовых школах, или в учреждениях систем здравоохранения и социальной защиты населения. Одним из вариантов обучения аутичных детей и подростков в государственных учреждениях образования является создание специальных классов для аутичных детей в массовых и специальных школах других типов. В некоторых случаях (при легких формах аутистических расстройств) аутичные дети учатся в общеобразовательных школах. Такие прецеденты возникают спонтанно и даже вообще не выявляются; это не означает отсутствие проблем в обучении и воспитании: они, как правило, достаточно выражены, но не достигают критической остроты. Наиболее частой является другая ситуация: включение ребенка, прошедшего коррекцию в спецучреждении, в детский сад или школу.
В настоящее время в Российской
Федерации складывается система
помощи детям с синдромом раннего
детского аутизма. Необходимость развития
такой системы обусловлена
В соответствии с Законом РФ «Об
образовании», Федеральным законом
«О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации», Типовым положением
о специальном (коррекционном) образовательном
учреждении для обучающихся, воспитанников
с отклонениями в развитии в редакции
постановлений Правительства
Где же учиться ребенку с аутизмом?
1. Обучение в существующих видах
специальных образовательных
1.1. “Вынужденная интеграция”:
неподготовленный к обучению
в коллективе ребенок с
1) достаточный уровень
2) предварительная специальная подготовка ребенка к обучению в условиях класса;
3) относительно неглубокие
1.2. На основе индивидуального сопровождения.
А) Сопровождение осуществляет специально
подготовленный педагог-дефектолог, в
этом случае в классе работают два
учителя. Принципиально хороший
вариант, однако у него нет кадрового,
нормативно-правового и
Б) Иногда по рекомендации некоторых специалистов рассматривается вариант, с сопровождением одного из родителей, такие случаи встречаются на практике. Однако: во-первых, сам факт постоянного пребывания родителя в школе не является естественным, адаптация в таких условиях не является социализацией; во-вторых, в этом случае кто-то из членов семьи (как правило, мама или бабушка) не сможет работать, а в школе они сталкиваются с теми же проблемами юридического, нормативного обеспечения и т.д., помимо этого, психологическая нагрузка на родителя оказывается очень высокой, что неизбежно сказывается на психическом состоянии как родителя, так и ребенка.
1.3. Индивидуальное обучение в
массовой школе или в том
или ином виде специальных
(коррекционных)
Кроме того, в последние годы в
России развивается процесс интеграции
детей с ограниченными
Существуют различные модели интеграции.
Первая, более распространенная в
России, предполагает обучение детей
с ограниченными возможностями
здоровья в специальных (коррекционных)
классах при образовательных
учреждениях общего типа. В настоящее
время в таких классах
Другим вариантом
Развитие интегрированного образования
следует рассматривать как одно
из наиболее важных и перспективных
направлений совершенствования
системы образования детей с
ограниченными возможностями
2. “Школы-близнецы”, специальные
отделения или классы при
3. Специальные (коррекционные)
Необходимым условием организации
успешного обучения и воспитания
детей с ограниченными
В образовательном учреждении общего
типа должны быть созданы надлежащие
материально-технические
Данная категория детей
Организация образовательного процесса регламентируется Учебным планом, годовым календарным графиком. В Учебный план входят такие предметы как чтение, письмо, развитие речи, математика (счет), самообслуживание, физическое воспитание, предметно - практическая деятельность, ручной труд, рисование, музыка, ритмика, а также индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных функций (ЛФК, логопедия, развитие психомоторики и сенсорных процессов).
При условии правильно
Коррекционно-воспитательная работа с детьми-аутистами представлена системой психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в их психическом развитии. Коррекционно-воспитательную работу с обучающимися характеризуют такие черты, как: - целостность (все проводимые мероприятия адресуются к личности ребенка в целом); - системность (все мероприятия проводятся в системе, во взаимосвязи друг с другом и рассчитаны на длительное время); - комплексность (все используемые средства обеспечивают возможность оказывать коррекционное воздействие как на физическое развитие ребенка, так и на развитие психических процессов и функций, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом); - связь с социальной средой (расширение границ проведения коррекционно-воспитательной работы за пределы учреждения, и включение в нее той социальной среды, в которой воспитывается ребенок).
В основу коррекционной работы с детьми-аутистами положены следующие принципы, обеспечивающие наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка:
- принцип принятия ребенка (
- принцип помощи (этот принцип
применим к воспитанию любого
ребенка, однако при работе
с детьми с ограниченными
Информация о работе Образование детей с нарушениями развития аутистического спектра