Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 20:31, контрольная работа
средой» (К.С. Лебединская).
Аутизм – это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.
По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), при аутистическом расстройстве личности отмечаются:
• качественные нарушения в сфере социального взаимодействия; качественные нарушения способности к общению;
1. Особенности развития аутичного ребенка……………………..3
2. Возможности развития, образования и социализации…………7
Используемая литература…………………………………………..24
Приложение 1. Ситуация, сложившаяся с правами людей с
аутизмом. ……………………………………………………………26
Приложение 2. Данные мониторингов, свидетельствующие о
динамике развития ребенка. ………………………………………32
- принцип индивидуального
- принцип единства медицинских
и психолого-педагогических
- принцип сотрудничества с
Система коррекционной помощи аутичным
детям имеет комплексный
Адаптация к школьной жизни детей-аутистов происходит очень трудно. Они плохо входят в режим занятий, требуют индивидуального подхода, постоянного побуждения и поддержки, не умеют общаться с другими детьми на перемене и т. д. Невозможность самостоятельно адаптироваться к неожиданным изменениям в режиме школьной жизни часто ставит аутичного ребенка под угрозу эмоционального срыва.
Большое значение в коррекционной
работе имеет пространственно-
Специфической формой организации учебно-коррекционного процесса являются индивидуальные занятия по коррекции коммуникации, деструктивного поведения, снятию агрессии и немотивированных страхов, направленные на формирование нормативного поведения и межличностных отношений.
Индивидуальные занятия
Поскольку часто дети с аутизмом за счет отрешенности от мира не проявляют с помощью речи своих потребностей и желаний, то развитие первичных навыков общения начинается с формирования навыков указательного жеста.
На первых этапах работы отрабатываются
реакции оживления и слежения,
формируется зрительно-моторный комплекс.
В последующем, в процессе манипуляций
с предметами развивают тактильное,
зрительно-тактильное, кинестетическое,
мышечное восприятие. Вырабатываются
связи между определенными
На следующем этапе
На последующих этапах работы решается
задача усложнения деятельности. Дети-аутисты
получают помощь в осознании того,
что они любят и не любят, что
такое хорошо и что такое плохо,
чего от них ждут другие люди, где
границы их возможностей. Все это
они усваивают, только подробно проживая
все возникающие жизненные
Для ребенка с РДА представляет
большую трудность включение
в жизнь класса, понимание фронтальных
инструкций на уроке, работа в коллективе.
Следовательно, ему могут быть необходимы
дополнительные объяснения и указания,
индивидуальная работа. Очень важны
для таких детей личные отношения,
поэтому учитель постоянно
Успешная коррекционная работа
с ребенком-аутистом невозможна без
определённого специального образования
родителей. Главными принципами ведения
этой работы являются: - уважительный и
демократический характер отношения педагога
с семьей ребенка-инвалида; - охват системой
просвещения родителей; - участие в педагогическом
просвещении родителей всех специалистов
школы; - создание условий для посещения
родителями занятий с целью ознакомления
с программой и методами обучения детей
и дальнейшего закрепления полученных
ими знаний в условиях семейного воспитания.
Вся работа направлена на то, чтобы родители
из пассивных наблюдателей стали активными
участниками воспитания и обучения своих
детей. Это основная цель педагогического
просвещения родителей. Родители не менее
детей нуждаются в реабилитации, им нужна
помощь и поддержка, они живут под гнетом
социальных и психологических проблем,
сопутствующих воспитанию ребенка с особыми
потребностями. Потому участие в совместных
с детьми занятиях, тренингах, праздниках
дает родителям возможность освободиться
и от своих проблем, «вырасти» из них и
перевести отношения в семье на иной уровень.
Весь учебно-воспитательный процесс школы
направлен на реабилитацию детей-аутистов.
С этой целью в школе действует психолого-медико-
Становление системы помощи аутичным детям в России происходит столь медленно, что часто возникают сомнения, делается ли что-то государством в этом направлении вообще. Не вызывает сомнений, что негосударственные структуры на данном этапе могут в лучшем случае дать прецеденты положительного опыта коррекции аутизма, но и то при крайне благоприятном стечении обстоятельств, о создании системы, опекающей аутичного человека «от колыбели до могилы», как в ТЕАССН-программе, негосударственными силами речи не идет.
Известен не один случай, когда и богатые, и влиятельные люди пытались реализовать весь комплекс коррекции аутизма для своего ребенка в рамках семьи; эти усилия, как и попытки построить коммунизм в одной отдельно взятой стране, ни к чему хорошему не привели и не могли привести в принципе.
Не является выходом и эмиграция: по финансовым, языковым, организационным и многим другим причинам этот путь если и реален, то для единиц, и то при условии исключительного везения.
Выход только один: государство обязано решать проблемы детей с аутизмом в тесном сотрудничестве с обществом, и прежде всего с родителями аутичных детей. Если их усилия не будут объединены и направлены на системное решение проблемы цивилизованным путем, положение людей с аутизмом в России не изменится.
Список используемой литературы
1. Аникеева Л.И. «Направление коррекционно-воспитательной работы с глухими детьми преддошкольного возраста Дефектология №2 1985г
2. Буянов М.И. «Беседы о детской психиатрии» Москва 1995г.
3. Веденина М.Ю. «Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации» Дефектология №2 1997г.
4. Веденина М.Ю., Окунева О.Н. «Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации» Дефектология №3 1997г.
5. Вейс Томас Й. «Как помочь ребенку?» Москва 1992г.
6. Коган В.Е. « Аутизм у детей » Москва 1981г.
7. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. «Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм» Москва 1989г.
8. Лебединский В.В. «Нарушения психического развития у детей» Москва 1985г.
9. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция» Москва 1990г.
10. Либлинг М.М. «Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом» Дефектология №4 1997г.
11. Мастюкова Е.М. «Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с ДЦП в семье. Воспитание навыков опрятности» Дефектология №2 1985г.
12. Никольская О.С. «Проблемы обучения аутичных детей» Дефектология №2 1995г.
13. Никольская О.С. «Особенности психического развития и психологическая коррекция детей, страдающих ранним детским аутизмом» Автореф.;.канд. дис. Москва 1985г.
14. Парк Клара «Социальное
15. Словарь – справочник по дефектологии Москва 1998г.
Приложение 1. Ситуация, сложившаяся с правами людей с аутизмом
Рыжкова Наталья Васильевна. Статья. Детский аутизм. Причины. Возможности развития, образования и социализации.
Опубликовано 30.11.2012 - 18:19 .сайт «Детский аутизм»
«…6. Отечественные правовые акты и нормативные документы.
Ситуация, сложившаяся с правами людей с аутизмом противоречит не только международным актам, но и Конституции РФ, в которой, в частности, в статье 43 каждому гражданину гарантируется право на образование, и обеспечение этого права "во многом зависит от разработанности его законодательной и нормативной базы".
Главным, стержневым документом является Закон РФ "Об образовании", принятый в 1992 г., который "вобрал в себя самые прогрессивные на тот момент позиции государственной образовательной политики" и получил самую высокую оценку международных экспертов.
Однако, при всей своей
прогрессивности Закон “Об
Остановимся на наиболее принципиальных для развития системы образования детей и подростков с аутизмом моментах.
Уже в Главе 1 (“Общие положения”), статья 1 (“Основные понятия, используемые в Федеральном законе”), вызывает ряд вопросов следующий абзац:
"... психический недостаток
- психическое отклонение от нормального
развития, подтвержденное в
Информация о работе Образование детей с нарушениями развития аутистического спектра