Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:52, реферат
Познание – это набор психических процессов, возможностей, которые обеспечивают живому существу оптимальную ориентировку, т.е. возможность выделить значимый элемент.
Познавательные процессы – процессы, связанные с получением информации: получение, переработка, хранение и использование информации. Где информация – это количественная мера уменьшения неизвестности (Винер).
Психология познания выделилась из философии и поэтому воспроизводила философскую проблематику.
1. Характеристика познавательной сферы.
2. Проблема выделения отдельных познавательных процессов.
3. Феноменология и функции отдельных познавательных процессов.
3.1. Ощущение
3.2. Восприятие
3.3. Мышление
3.4. Внимание
3.5. Память.
3.6. Воображение (представления).
3.7. Речь.
4. «Образ мира» и проблема изучения познания в психологии.
Общая характеристика познавательной сферы человека. Проблема выделения отдельных познавательных процессов. Их феноменология и функции. «Образ мира» и проблема изучения познания в психологии.
План ответа
1. Характеристика познавательной сферы.
2. Проблема выделения отдельных познавательных процессов.
3. Феноменология и функции отдельных познавательных процессов.
3.1. Ощущение
3.2. Восприятие
3.3. Мышление
3.4. Внимание
3.5. Память.
3.6. Воображение (представления).
3.7. Речь.
4. «Образ мира» и проблема изучения познания в психологии.
Ответ:
1. Характеристика познавательной сферы.
Познание – это набор психических процессов, возможностей, которые обеспечивают живому существу оптимальную ориентировку, т.е. возможность выделить значимый элемент.
Познавательные процессы – процессы, связанные с получением информации: получение, переработка, хранение и использование информации. Где информация – это количественная мера уменьшения неизвестности (Винер).
Психология познания выделилась из философии и поэтому воспроизводила философскую проблематику. Философия рассматривала познание как родовое свойство человека, психология – изучала особенности человека, которые обеспечивают процесс познания. Нужно было соотнести психологию с философскими знаниями. Психология познавательных процессов изучает процессы познания.
Виды познания: - чувственное познание (посредством органов чувств)
- рациональное познание (посредством разума).
Но чувственное познание и рациональное очень тесно переплетены. Сфера познания работает вся в целом, а связи между частями сферы познания подобны сети.
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют 3 крупные группы психических явлений: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы обладают определенными динамическими характеристиками. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. Психические процессы могут быть разделены на 3 гр.: познавательные, эмоциональные и волевые.
2. Проблема выделения отдельных познавательных процессов.
Познавательные процессы Веккер разделил на 2 группы:
1. специфические: ощущение, восприятие, мышление (собственно познавательные процессы)
2. универсальные: память, внимание, воображение.
Специфические обеспечивают приобретение новых знаний: ощущение – те, с помощью которых происходит отражение на разных уровнях, ощущениея – на уровне отдельных свойств, восприятие – на уровне отдельных образов, мышления – на уровне отношений между существующими явлениями. дают знания об отдельных свойствах предмета, восприятие – отражение предмета в целом, образ предмета- образ восприятия, перцептивный образ или перцепция; мышление – об отношениях между предметами, опосредованное познание, рациональное; иррациональное – эмоции и воля) – существенный свойства и отношения предмета. Понятия, суждения, умозаключения – результат.
Универсальные включены в другие познавательные процессы. Например, внимание не имеет своего продукта, проявляет через себя другие продукты, имеет отношение к настоящему; память – фиксирует результаты восприятия, ощущения и мышления, имеет отношение к прошлому; воображение – образ, представление, имеет отношение к будущему.
Каждый процесс познания характеризуется тем, что:
3. Феноменология и функции отдельных познавательных процессов.
Можно рассматривать классификацию по трем критериям ( предметно-содержательный ( что отражается?)
Функциональный ( зачем)
Генетический ( когда появляется)
3.1. Ощущение
Ощущение – минимальный познавательный элемент; элементарный образ, который характеризуется наличием только сенсорного качества и возникающий при условии воздействия на органы чувств отдельных видов физической энергии.
Ощущения – отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.
Классификация ощущений: 1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителями; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражения.
По виду делятся: на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.
Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью
Ощущение - простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознаваемый или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде.
Сущность процесса
Ощущения являются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные.
Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней окружающей среды наличие в ней значимых биологических факторов.
Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.
Этот процесс осуществляется посредством органов чувств, или анализаторов человека, которые с рождения приспособлены для восприятия и переработки разных видов энергии в форме стимулов-раздражителей. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит некоторое время или латентный период, во время которого происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по структурам нервной системы и ее уровневое переключение. Итогом возникновения ощущения является чувство.
Классификация
В зависимости от видов стимулов-раздражителей:
- проприоцептивные (дают информацию о мышечной системе)
- интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов),
- специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.
В зависимости от энергии, воспринимаемой стимулами-раздражителями:
- зрительные,
- слуховые,
- вкусовые,
- обонятельные
- осязательные и т.д.
По генетическому – протопатическая и эпикритическая (Хед)
Развитие процесса
Ощущения поддаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью физкультуры и спорта. Различие близких звуков может улучшить слуховые ощущения.
Важно владеть приемами временной активизации работы органов чувств (разминка, глубокое дыхание, обтирание при высокой температуре, массаж биологически активных точек.
3.2. Восприятие
Восприятие - процесс порождения чувственных образов, возникающий при условии воздействия внешнего мира на органы чувств, а также результат-образ.
Восприятие психические процессы отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – отражение комплексного раздражителя. 4 уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация, опознание. Первые два – перцептивные, последние 2 – к опознавательным действиям. Свойства восприятия – целостность, контактность, структурность, осмысленность, избирательность. Виды – восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.
Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения.
Сущность процесса
Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Анализатор – совокупность нервных структур, участвующих в восприятии и реагировании на раздражители.
Свойства
Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.
Целостность – восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми элементами.
Константность – определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия.
Категориальность – каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относим к определенному классу.
В зависимости от активности работы анализатора:
Анализаторы: | Тип восприятия: |
- Зрительный | - зрительное |
- слуховой | - слуховое |
- мышечный - кожный | - осязательное |
Развитие процесса
Развитие восприятия обуславливается совершенствованием работы органов чувств, расширением опыта, знаний, усилением его связей с памятью, воображением, мышлением, вниманием, чувствами и волей.
3.3. Мышление
Мышление – даёт возможность действовать с материалом, который не дан при помощи органов чувств. Широкое определение: активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Узкое: процесс решения задач. Как отдельный процесс выделяют воображение, хотя оно является вариантом образного мышления.
Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, осуществленных для решения познавательных проблем, систематической ориентации в конкретных ситуациях. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи. Мыслительные операции – сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация, конкретизация. Формы – суждение, умозаключение, понятие. Виды – практически-действенное, наглядно-образное, теоретически абстрактное.