Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:52, реферат
Познание – это набор психических процессов, возможностей, которые обеспечивают живому существу оптимальную ориентировку, т.е. возможность выделить значимый элемент.
Познавательные процессы – процессы, связанные с получением информации: получение, переработка, хранение и использование информации. Где информация – это количественная мера уменьшения неизвестности (Винер).
Психология познания выделилась из философии и поэтому воспроизводила философскую проблематику.
1. Характеристика познавательной сферы.
2. Проблема выделения отдельных познавательных процессов.
3. Феноменология и функции отдельных познавательных процессов.
3.1. Ощущение
3.2. Восприятие
3.3. Мышление
3.4. Внимание
3.5. Память.
3.6. Воображение (представления).
3.7. Речь.
4. «Образ мира» и проблема изучения познания в психологии.
По характеру участия воли в процессах:
Непроизвольное запоминание | - происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи. |
Произвольное запоминание | - процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. При условии наличия мнемической задачи. |
Развитие процесса
Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности.
И напрямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.
3.6. Воображение (представления).
Воображение – процесс преобразования реальности или представления о ней, обобщенный образ, при этом этот образ может оставаться конкретным. Воображение оперирует символами, за символом стоит понимание. Символ понятен вообще, носителю символа он понятен непосредственно.
Воображение – процесс создания нового в форме образа, представления, идеи. Виды – пассивное (произвольное, непроизвольное), активное (артистическое, творческое, критическое, воссоздающее, антиципирующее.
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью
Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.
Представление - образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.
Сущность процесса
До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.
Душевная жизнь – это безостановочное движение представлений.
В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разных областях сознания.
Классификация
Определяется четырьмя видами:
Активное | Пассивное | Продуктивное | Репродуктивное |
возникает по собственному желанию, усилием воли. | возникает у человека спонтанно, по мимо воли и желания. | действительность сознательно конструируется человеком. (но при этом в образе она творчески преобразуется) | воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть. (элементы фантазии) |
Представление разделяют
по функционированию ведущего органа чувств
- зрительные
- двигательные
- и др.
по содержанию
- технические
- топографические
- музыкальные
- и др.
Развитие процесса
Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь.
Воображая человек, творит – художник – картины, конструктор – сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые «проекты» в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи.
Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем. Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.
3.7. Речь.
Речь. Главное свойство языка – условность, произвольность знака. Знак заменяет предмет по своей чувственной форме, можно оперировать объектом без практического действия с ним. Язык – совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь - процесс использования языка; форма общения, опосредствованная языком. Функции речи: 1. Коммуникативная - основная функция, 2. Экспрессивная - ею обязательно обладает аффективная речь, 3. Индикативная (указание на объект), 4. Номинативная (называние), 5. Сигнификативная (обозначения, приписывание значения), 6. Гностическая (сохранение и передача общественного опыта в виде знания), 7. Планирование, 8. Регуляция действий.
Речь – выражение определенного мыслительного содержания средствами объективной системы языка, использование языка для целей общения и сообщения. Язык – система знаков. Знак → язык → речевая деятельность. Функции – выражение, сообщение, обозначение, воздействие. Виды – устная (диалогическая, монологическая – обе могут быть активной и пассивной); письменная; кинестетическая, внутренняя (процесс мышления); внешняя (общение, обмен информацией).
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Сущность процесса
Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
Классификация
Речь является полиморфной деятельностью - в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах:
внешняя, внутренняя, монолог, диалог, письменная, устная и т. д.
Внешняя – средство общения;
Внутренняя – средство мышления;
Письменная – один из способов запоминания информации;
Диалог – двусторонний обмен информации;
Монолог – процесс рассуждения;
Развитие процесса
Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что взрослый человек выразил бы развернутым предложением, ребенок передает одним словом. С развитием мышления происходит развитие всех форм речи человека.
С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения.
Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи. Пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.
4. «Образ мира» и проблема изучения познания в психологии.
Понятие «образ мира» было введено Леонтьевым. В 1978г. А.Н. Леонтьев выступил с докладом на эту тему, где впервые употребил понятие «образ мира». проблема восприятия должна быть поставлена и разрабатываться как проблема психологии образа мира. Это значит, что всякая вещь первично положена объективно – в объективных связях предметного мира; что она – вторично – полагает себя также и в субъективности, чувственности человека, и в человеческом сознании (в своих идеальных формах). Из этого нужно исходить и в психологическом исследовании образа, процессов его порождения и функционирования.
Для представления познания как единого целого предложил ввести понятие «О.М.», воспринимать познание как единую систему. «О.М.» строится субъектом на основе взаимодействия с реальностью. «О.М.» воспроизводит пространственно-временные характеристики окружающего мира (благодаря процессу восприятия) – 4-х мерный образ. Однако Леонтьев обратил внимание, что О.М. не сводится к актуальной картине мира: я сижу, готовлюсь к сегодняшней лекции. Сейчас – это мой образ мира, но я помню, что сзади у меня стеклянная дверь и если я отодвину стул – то разобью ее. Т.е. я помню свой прошлый опты. Поэтому О.М. шире, чем восприятие пространства. Кроме пространственно – временной характеристики, существует еще одна – 5-е квазиизмерение, которое строится из-за культурного мира и он есть только у человека. Это – смысловое поле, система значений. ОМ отличается различными особенностями в разных возрастах; пример: детский познавательный эгоцентризм (ребёнок может видеть окружающее только со своей стороны).
Хотя Леонтьев ввел понятие О.М., он не успел его развить (умер через 2 месяца после доклада).
1. Становление образа мира у человека есть его переход за пределы "непосредственно чувственной картинки". Образ не картинка!
2. Чувственность, чувственные модальности все более "обезразличиваются". Образ мира слепоглухого не другой, чем образ мира зрячеслышащего, а создан из другого строительного материала, из материала других модальностей, соткан из другой чувственной ткани. Поэтому он сохраняет свою симультанность, и это- проблема для исследования!
3. "Обезличивание" модальности – это совсем не то же самое, что безличность знака по отношению к значению.
Сенсорные модальности ни в коем случае не кодируют реальность. Они несут ее в себе
Многие его последователи пытались расширить это понятие, однако каждый рассматривал его со своей точки зрения:
Логвиненко: пытался рассматривать О.М. как систему отсчета – процесс восприятия.
Величковский рассматривал О.М. с точки зрения когнитивной психологии.
Петухов с точки зрения психологии мышления.
Т.о. не было единой системы исследования этого понятия, оно слишком абстрактно, его трудно наполнить каким- либо содержанием.
9. Методы опроса и социометрия.
План ответа.
1.1. Определение и критика.
1.2. Виды опросов.
1.2.1. Виды интервью.
1.2.2. Виды анкетирования.
1.2.3. Различие анкетирования и интервью.
1.3. Конструирование опросника.
1.4. Интервью.
1.5. Тесты. Личностные тесты.
2. Социометрия.
2.1. Определение. Кто придумал.
2.2. Цели.
2.3. Общая характеристика и надежность.
2.4. Этапы проведения:
2.2.1. Подготовка исследования: требования к группе, критерии.
2.2.2. Проведение исследования: процедура, инструкция.
2.2.3. Анализ результатов: социометрическая матрица, доверительные границы, социограмма, групповой и индивидуальный индексы.
2.6. Условия стабильности социометрических данных
2.7. Ограничения социометрии
1.1. Определение и критика.
Опрос – это метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте между респондентом и исследователем.