Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:52, реферат
Познание – это набор психических процессов, возможностей, которые обеспечивают живому существу оптимальную ориентировку, т.е. возможность выделить значимый элемент.
Познавательные процессы – процессы, связанные с получением информации: получение, переработка, хранение и использование информации. Где информация – это количественная мера уменьшения неизвестности (Винер).
Психология познания выделилась из философии и поэтому воспроизводила философскую проблематику.
1. Характеристика познавательной сферы.
2. Проблема выделения отдельных познавательных процессов.
3. Феноменология и функции отдельных познавательных процессов.
3.1. Ощущение
3.2. Восприятие
3.3. Мышление
3.4. Внимание
3.5. Память.
3.6. Воображение (представления).
3.7. Речь.
4. «Образ мира» и проблема изучения познания в психологии.
Опросы - весьма распространенный прием в социально-психологических исследованиях, вызывающий, пожалуй, наибольшее число нареканий. Обычно критические замечания выражаются в недоумении по поводу того, как же можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по существу из их самоотчетов. Обвинения такого рода основаны или на недоразумении, или на абсолютной некомпетентности в области проведения опросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты (особенно при исследованиях больших групп).
1.2. Виды опросов.
Опросы бывают: устные- письменные, формализованные- неформализованные, очный (непосредственный контакт) – заочный, групповые - индивидуальные.
| Формализованный | Неформализованный |
Устный | формализованное интервью | глубинное интервью |
Письменный | анкетирование |
|
Структура опроса:
1. фаза адаптации
2. основная фаза
3. выход из ситуации опроса
1.2.1. Виды интервью:
1. Индивидуальное – диадическое - групповое
2. «Мягкое» - «жесткое»
3. Фокусированное - нефокусированное
респонденты – участники общей ситуации
структура ситуации проанализирована заранее
на основе анализа разработан план интервью
фокусировка на эмоциях или представлениях
4. Лицом-к-лицу – телефонное
5. Формализованное – неформализованное
Структура интервью:
1. установление контакта
Закрепление контакта и переход к содержательной части
Сродержательные вопросы
1.2.2. Виды анкетирования:
1. Индивидуальное – групповое
2. Непосредственное – почтовое
1.2.3. Различие анкетирования и интервью.
Интервью
Вероятность получения ответов на трудные вопросы
больше
Вероятность получения ответов на вопросы- «табу»
меньше
Эффекты, порождающиеся присутствием интервьюера
больше
Установление контакта с респондентом
больше
Время, затрачиваемое на проведение исследования
больше
Стоимость исследования
больше
1.3. Конструирование опросника.
Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь - логика построения его, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной.
Существуют многочисленные правила построения каждого вопроса, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д. Вот некоторые принципы:
соответствие языка интервьюера языку респондента по используемым терминам и сложности вопросов
учет валентности терминов
выбор типа шкалы
учет стиля ответов
учет зависимости ответов от сформулированных вариантов
определение порядка альтернатив
определение длительности интервью
составление нескольких типов опросника
Вопросы опросника:
По содержанию (о фактах, знаниях, отношении, мнении, поведении, мотивах)
По форме
открытый – закрытый ( в закрытом варианты ответов могут располагаться дихотомически, в виде шкалы и в виду меню).
общий – частный
неструктурированный – полуструктурированный (по ответу / по стимулу) – структурированный
По нейтральности
наводящий – нейтральный
сбалансированный - несбалансированный
По функциям
контактный
подготовительный, буферный
освежение воспоминаний, оживление воображения
повышение заинтересованности в беседе
вопросы – ловушки для проверки информированности, склонности к преувеличениям
уточнение, определение уверенности
Вопросы могут располагаться:
Прямая воронка: общий вопрос перед частными
Обратная воронка: частный вопрос перед общим
Тематическая последовательность
Воронка Гэллапа 5 типов вопросов: насколько человек осведомлен в какой-либо проблеме, общее отношение, частные вопросы по конкретным аспектам проблемы, вопрос о причине, вопрос интенсивности отношений
Виды шкал:
номинальная – перечень классифицируемых явлений
частично упорядоченная шкала наименований – классификация и отношения между некоторыми явлениями
шкала порядка – выражение отношения предпочтения, выраженности того или иного признака у объекта.
Метрическая шкала равных интервалов – ряд с равными интервалами, позволяющий количественно оценить явление.
Шкала пропорциональных оценок – как и предыдущая, но отсчёт идёт с нуля.
В литературе подробно описаны типичные ошибки, возникающие при неграмотном конструировании вопросника. Все это служит тому, чтобы вопросник не требовал ответов «в лоб», чтобы содержание его было понятно автору лишь при условии проведения определенного замысла, который изложен не в вопроснике, а в программе исследования, в гипотезе, построенной исследователем.
1.3. Интервью
Отдельная большая проблема - применение интервью, поскольку здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента (т.е. человека, отвечающего на вопросы), которое само по себе есть некоторое социально-психологическое явление. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения. Каждая из этих характеристик может влиять на качество информации, может привносить еще одну разновидность «субъективности». В противовес распространенному непрофессиональному взгляду, что опросы - самый «легкий» для применения метод, можно смело утверждать, что хороший опрос - это самый «трудный» метод социально-психологического исследования.
1.4. Тесты. Личностные тесты.
Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже - групповые тесты. Но и эта разновидность тестов, как известно, применяется и в общепсихологических исследованиях личности, никакой особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь.
Как известно, тест - это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами, например, характеристиками личности, если речь идет о личностных тестах. Большинство таких тестов разработано в патопсихологии, где их применение имеет смысл лишь в сочетании с методами клинического наблюдения. В определенных границах тесты дают важную информацию о характеристиках патологии личности.
Обычно считают наибольшей слабостью личностных тестов то их качество, что они схватывают лишь какую-то одну сторону личности. Этот недостаток частично преодолевается в сложных тестах, например, тесте Кеттела или тесте ММРI. Однако применение этих методов не в условиях патологии, а в условиях нормы (с чем и имеет дело социальная психология) требует многих методологических корректив.
Самый главный вопрос, который встает здесь, - это вопрос о том, насколько значимы для личности предлагаемые ей задания и вопросы; в социально- психологическом исследовании - насколько можно соотнести с тестовыми измерениями различных характеристик личности ее деятельность в группе и т.д. Наиболее распространенной ошибкой является иллюзия о том, что стоит провести массовое тестирование личностей в какой-то группе, как все проблемы этой группы и личностей, ее составляющих, станут ясными.
В социальной психологии тесты могут применяться как подсобное средство исследования. Данные их обязательно должны сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. К тому же применение тестов носит локальный характер еще и потому, что они преимущественно касаются лишь одного раздела социальной психологии - проблемы личности. Тестов же, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест.
2. Социометрия.
2.1. Определение. Кто придумал.
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
2.2. Цели.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
2.3. Общая характеристика и надежность.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
2.4. Этапы проведения социометрии:
2.2.1. Подготовка исследования
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью.