Общая характеристика процесса обучения, его принципы и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 21:54, контрольная работа

Описание работы

Современные задачи, решаемые российским обществом, требуют от выпускников факультетов психологии высших учебных заведений овладения конструктивными подходами и продуктивными психолого-педагогическими технологиями для выполнения практических задач. Очень важным является умение передать в доступной форме знания о человеке, об особенностях его психической сферы, о системе его социальных связей и т.д., то есть обо всей разнообразной картине психической жизни человека, которой располагает современная психология.

Файлы: 1 файл

Контрольная МПП.docx

— 40.12 Кб (Скачать файл)

Введение

Современные задачи, решаемые российским обществом, требуют от выпускников факультетов психологии высших учебных заведений овладения конструктивными подходами и продуктивными психолого-педагогическими технологиями для выполнения практических задач. Очень важным является умение передать в доступной форме знания о человеке, об особенностях его психической сферы, о системе его социальных связей и т.д., то есть обо всей разнообразной картине психической жизни человека, которой располагает современная психология.

Объективная потребность общества в овладении современными психологическими знаниями и передовым опытом психолого-педагогической и коррекционной работы, самосовершенствования совпадают с реальными возможностями передовой научной мысли по ее удовлетворению. А настойчивая работа студентов над изучением учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» является необходимым условием не только для их профессиональной подготовки как специалистов, но и для собственного гармоничного развития, предполагающего овладение приемами самооценки уровня развитая своих управленческих и педагогических способностей, а также методиками саморегуляции поведения в различных условиях деятельности.

Такая постановка вопроса обусловлена тем, что проблемы мобилизации людей и добросовестное выполнение социально значимых функций в современных условиях приобретают новое звучание и специфическую окраску. Это со всей очевидностью вызывает необходимость серьезной психолого-педагогической подготовки в рамках учебной программы. Такая подготовка необходима и для овладения учебными курсами, и для самосовершенствования, и для будущего формирования и развития у персонала общественно необходимых качеств, позволяющих каждому человеку сознательно и надежно действовать в любых повседневных и жизненных экстремальных ситуациях.

Одной из важных проблем учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» является развитие у обучаемых способности осуществлять научный подход к определению содержания, а также наиболее целесообразных приемов, форм, средств и целостных психолого-педагогических технологий самосовершенствования и влияния на слушателей в целях повышения профессиональной подготовки. Именно поэтому в учебном курсе вопросы современной психолого-педагогической теории рассматриваются применительно к решению конкретных задач обучения.

1. Общая характеристика процесса обучения, его принципы и функции.

Обучение в широком смысле - это усвоение человеком социального опыта, накопленного цивилизацией. Оно обусловлено насущной потребностью общества в подготовке молодых людей к активной социальной и профессиональной деятельности. Профессиональное обучение обусловлено потребностями государства и общества в хорошо подготовленных специалистах. Государство формирует социальный заказ на подготовку профессионалов и определяет требования, предъявляемые к ним. Эти требования реализуются в процессе обучения. Обучение, наряду с воспитанием и личностным развитием, - составная часть общей системы, какой является педагогический процесс в целом. Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогической науки - дидактика. Одним из самых сложных вопросов этой педагогической науки является определение понятия процесса обучения, поскольку он включает большое количество связей и отношений, множество различных условий и факторов.

Так, по утверждению И.Ф. Харламова, под обучением понимается "целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений".

Процесс обучения, по определению В.К. Дьяченко, - это целенаправленная, взаимосвязанная, последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащихся, направленная на формирование системы знаний, основ научного мировоззрения, трудового и нравственного воспитания, творческой активности, обеспечивающих всестороннее развитие ученика. В этом определении акцент переносится не на педагога и обучающихся как субъектов деятельности, личностей, их взаимодействие, а на их целенаправленную, взаимосвязанную, последовательно развивающуюся деятельность. Обучение в данном определении выступает как деятельность, а процесс обучения - как смена состояний системы деятельности, создаваемой самими людьми.

Преподавание - это деятельность педагога, охватывающая:

- передачу информации;

- организацию учебно-познавательной  деятельности обучающихся;

- оказание помощи при  затруднении в процессе обучения;

- стимулирование интереса, самостоятельности и творчества  обучающихся;

- оценку учебных достижений  обучающихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого обучающегося в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Действенность учения предполагает также взаимодействие педагога с обучающимися и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Целью учения является познание, сбор, переработка и использование информации о себе и окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии обучающегося.

Понимая процесс обучения как совместное творчество, психология и педагогика уже не назидают и раскрывают тайны науки "простому ученику", а вступают с ним в отношения взаимодействия и взаимонаучения как с равноправным, но не идентичным партнером. В этих отношениях "учитель - ученик" педагог работает своей личностью, а не методикой. Методики в этом процессе взаимодействия не более, но и не менее чем инструмента организации педагогического пространства - времени. При этом учитель работает не над учеником с его нравственным несовершенством, а с учеником, И ученик в этой диаде, которая уже не "стимул - реакция" или "воздействие - прием", а диалог Я - ТЫ, тоже работает своей личностью. Этот диалог учителя и ученика требует разной методической оркестровки, цель которой - обеспечить наступление "момента диалога", в котором и происходят личностные изменения.

Певзнер пишет: "Отношения двух людей друг к другу объясняются не просто внешне, как можно объяснить отношения двух биллиардных шаров, но как отношения двух миров человеческого опыта, которые приходят в соприкосновение, когда встречаются двое ...". И это всецело относится к процессу обучения психологии. Он фокусируется на развитии имеющегося потенциала участника, который позволит ему быть более эффективным, гармоничным и счастливым в существующем мире- по сути, личностный рост предполагает это. И поэтому данная деятельность всегда индивидуальна, единична, и в этой единичности и индивидуальности состоит одно из важнейших ее отличий от так называемых традиционных подходов в обучении.

На основании изложенного можно сделать вывод, что сущность процесса обучения психологии состоит в том, что это активный, сознательный, систематический, организованный процесс приобретения обучаемыми психологических знаний о себе и других людях, а также навыков, умений и других качеств, необходимых им для выполнения служебных задач, совершаемый в совместной деятельности с педагогом. Обучение, таким образом, следует понимать не как процесс "передачи" готовых знаний от педагога к обучаемому, а как широкое взаимодействие между ними, предусматривающее развитие личности, обучаемого посредством усвоения научных знаний и способов деятельности.

Цель обучения психологии - овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности. Обучение | психологии направлено не только на овладение способами понимания и преобразования условий, определяющих образ действий других | людей, но и на преобразование условий собственной жизнедеятельности и сознания. Эта необходимость - познавая других, познавать себя- составляет одну из сложностей достижения цели освоения психологии, поскольку предполагает совмещение познавательного отношения и личностно-преобразующего отношения.

Принципы обучения психологии

Практические рекомендации и требования к обучению находят выражение и закрепление в дидактических принципах.

По своему происхождению принципы обучения являются теоретическим обобщением педагогической практики, они возникают из опыта практической деятельности и, следовательно, носят объективный характер. Именно поэтому принципы становятся руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения людей. Они охватывают все его стороны и придают ему целеустремленное, логически последовательное начало. Следовательно, соблюдение принципов выступает элементом педагогической культуры обучающего, важнейшим условием эффективности процесса обучения. Принципы обучения - это наиболее общие руководящие положения, в которых отражены требования к содержанию, организации и методике обучения.

Современная отечественная дидактика выделяет следующую систему принципов обучения:

- социальная обусловленность  и научность обучения;

- практическая направленность  подготовки;

- целеустремленность, систематичность  и последовательность в обучении;

- доступность и высокий  уровень трудности обучения;

- сознательность, активность  и мотивированность обучаемых;

- прочность овладения  компонентами профессиональной  компетентности;

- дифференцированный и  индивидуальный подход в обучении;

- комплексность и единство  обучения и воспитания.

Как отмечает Н.В. Клюева, качественные изменения, происходящие в образовании, содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса, требуют сущностньгх изменений и в технологиях работы. Существуют и различные подходы к педагогическому процессу и анализу педагогической деятельности: психоаналитический, бихевиоральный, гуманистический, гигиенический, ценностно-рефлексивный. С развитием гуманистического подхода к педагогическому процессу обучение рассматривается как процесс свободного самостоятельного учения, направленного на усвоение смыслов как элементов личностного опыта.

Центральное место в этом подходе занимает саморазвитие личности, ее самореализация как результат самосовершенствования, трудной, глубокой работы человека по конструированию собственной личности. Часто процесс обучения психологии рассматривается как групповая развивающая работа, в основе которой лежит процесс совместного творчества обучающего и обучаемого.

Основу принципов осуществления групповой развивающей работы составляет объединение конструктивных возможностей диалога педагога и обучаемого с основными принципами гуманитарной психологической практики, которая предполагает:

1) приобретение нового  бытийного опыта и его трансляцию;

2) взаимодействие в неопределенной  ситуации, которая проективная для  обеих сторон;

3) продуцирование уникального "авторского" знания;

4) незавершаемость диалога  как открытость для корректировки  смыслового знания;

5) альтернативность - многоаспектность  и многопозиционность получаемого  знания;

6) связь процесса внешнего  действия с внутренним развитием  человека.

Главная задача развивающего взаимодействия в контексте гуманитарной психологической практики состоит в том, чтобы, учитывая неизбежность соподчиненных отношений обучающего и обучаемого, тем не менее выявить и практически воплотить развивающий, сотворческий потенциал таких отношений для обоих участников взаимодействия. Осуществление этой задачи требует соблюдения следующих принципов при планировании, организации и проведении групповых занятий.

Принцип опоры на социальный интеллект как интегрирующий фактор в структуре личности. Под социальным интеллектом понимается осведомленность участников в межличностных отношениях и их регуляторные поведенческие возможности, достаточные для обеспечения активности участников при их взаимной ответственности.

Принцип безоценочности и сниженной критичности. Осуществление данного принципа может считаться важнейшим условием продуктивной работы группы. Пример ведущего, не дающего оценок и не поддерживающего обвинения участников по отношению друг к другу, может оказаться действенным в обеспечении эффективности работы. При этом постоянная готовность ведущего к открытому общению и способность оставаться самим собой чрезвычайно существенны для успеха группы.

Принцип отбора материала предполагает отбор материала (информации, методик, заданий, игр), приближенного к реальной жизни. Иногда это драматизация реально имевших место или возможных жизненных событий.

Принцип продуктивности. Действующие лица осуществляют совместную деятельность по формированию или изменению целостных смысловых образований, проявляющихся в социальных установках личности. Процесс взаимодействия участников направлен в то же время на Я-концепцию личности в целом, т.е. личность является единственным институтом и материалом творчества. Поведенческая активность участников при осознании реальности и эмоциональной включенности в происходящем служит залогом успешной продуктивной работы. Продуктивность выступает ориентацией характера человека, реализующего свои собственные способности и вселяющего жизнь в других людей и создаваемые продукты собственной деятельности.

Принцип сотворческой позиции ведущего. Его принятие связано с проблемой выбора позиции ведущим, которая обеспечивала бы максимальные возможности для развития остальных. Трехмерная модель значимого другого А.В. Петровского описывает признаки успешного ведущего, это человек:

а) обладающий новой и неизвестной информацией;

б) эмоционально привлекательный, способный вызвать симпатию;

в) реализующий институциализированную роль.

Компетентность ведущего проявляется в оказании своевременной информационной, эмоциональной и психотерапевтической поддержки группе в целом и отдельным ее участникам.

Являясь определяющими в организации и методике обучения, указанные принципы служат ориентирами для реализации его целей и задач, способствуют правильной постановке процесса обучения, развитию педагогического и методического мастерства обучающего. На их основе обеспечивается сознательное, творческое отношение обучаемых к учебной деятельности и достижение в ней высоких результатов; придается творческий и продуктивный характер процессу обучения; создаются оптимальные условия для обучения. Все это находит воплощение в конкретных методиках при проведении занятий.

Информация о работе Общая характеристика процесса обучения, его принципы и функции