Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 21:54, контрольная работа
Современные задачи, решаемые российским обществом, требуют от выпускников факультетов психологии высших учебных заведений овладения конструктивными подходами и продуктивными психолого-педагогическими технологиями для выполнения практических задач. Очень важным является умение передать в доступной форме знания о человеке, об особенностях его психической сферы, о системе его социальных связей и т.д., то есть обо всей разнообразной картине психической жизни человека, которой располагает современная психология.
Традиционная классификация (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, п О Лордкипанидзе), при которой в качестве основного критерия осматривается источник получения информации. Согласно данной классификации, выделяют пять групп методов обучения:
-практический (упражнения);
- наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдения обучающихся);
- словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут);
- работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, цитирование, беглый просмотр, конспектирование);
- видеометод (просмотр, обучение, упражнение, контроль).
2. Классификация по назначению методов обучения и характеру дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). Критерий - последовательность этапов дидактического процесса. В соответствии с ними методы обучения классифицируют по этапам:
- приобретение знаний;
- формирование умений и навыков;
- применение знаний;
- формирование творческой деятельности;
- закрепление и контроль знаний, умений и навыков.
3. Классификация методов по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):
- поисковые;
- объяснительно-иллюстративные;
- репродуктивные;
- проблемного изложения;
- эвристические (частично-поисковые);
- исследовательские.
Отдельную группу составляют инновационные методы:
- игровые методы обучения (ролевая игра, генерации идей и др.);
- методы тренинга;
- методы программированного обучения;
- методы компьютеризированного обучения;
- методы гипнозедии (обучение в гипнотическом сне);
- ситуационный метод и др.
4. Классификация методов
обучения академика Ю.К
- методы организации и
осуществления учебно-
- методы стимулирования
и мотивации учебно-
- методы контроля и
самоконтроля за
Первая группа методов включает следующие методы:
- перцептивные (передача
и восприятие учебной
- словесные (лекция, рассказ, беседа и др.); наглядные (демоне рация, иллюстрация и др.);
- практические (наблюдение, эксперимент, упражнение); - гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, ре продуктивные);
К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также метод самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.
Заключение
В данной работе изложена специфика обучения и воспитания в процессе преподавания психологии, дана характеристика процесса обучения психологии, указаны его принципы, функции, методы и формы. Необходимость осуществления этой задачи вызвана тем, что одним из видов деятельности практического психолога является учебно-методическая работа, связанная с обеспечением основных форм преподавания психологии в высших учебных заведениях. Учебно-методическая деятельность специалиста-психолога предполагает также составление учебно-методической документации, проведение учебных занятий с практическими работниками, занятыми в различных сферах профессиональной деятельности и нуждающимися в психологических знаниях.
Данная работа позволяет оценить многообразные дидактические функции в учебном занятии, прежде всего, речь идет о функциях, развивающих личность будущего профессионала. При организации процесса обучения преподавателю важно ориентироваться на то, чтобы помочь студенту не только усвоить многообразные существующие парадигмы и концепции, но и личностно "вырасти", достигая профессиональной и личностной идентичности.
Список использованной литературы
Информация о работе Общая характеристика процесса обучения, его принципы и функции