Общая характеристика процесса обучения, его принципы и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 21:54, контрольная работа

Описание работы

Современные задачи, решаемые российским обществом, требуют от выпускников факультетов психологии высших учебных заведений овладения конструктивными подходами и продуктивными психолого-педагогическими технологиями для выполнения практических задач. Очень важным является умение передать в доступной форме знания о человеке, об особенностях его психической сферы, о системе его социальных связей и т.д., то есть обо всей разнообразной картине психической жизни человека, которой располагает современная психология.

Файлы: 1 файл

Контрольная МПП.docx

— 40.12 Кб (Скачать файл)

Традиционная классификация (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, п О Лордкипанидзе), при которой в качестве основного критерия осматривается источник получения информации. Согласно данной классификации, выделяют пять групп методов обучения:

-практический (упражнения);

- наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдения обучающихся);

- словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут);

- работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, цитирование, беглый просмотр, конспектирование);

- видеометод (просмотр, обучение, упражнение, контроль).

2. Классификация по назначению  методов обучения и характеру  дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). Критерий - последовательность этапов дидактического процесса. В соответствии с ними методы обучения классифицируют по этапам:

- приобретение знаний;

- формирование умений  и навыков;

- применение знаний;

- формирование творческой  деятельности;

- закрепление и контроль  знаний, умений и навыков.

3. Классификация методов  по характеру познавательной  деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):

- поисковые;

- объяснительно-иллюстративные;

- репродуктивные;

- проблемного изложения;

- эвристические (частично-поисковые);

- исследовательские.

Отдельную группу составляют инновационные методы:

- игровые методы обучения (ролевая игра, генерации идей  и др.);

- методы тренинга;

- методы программированного  обучения;

- методы компьютеризированного  обучения;

- методы гипнозедии (обучение  в гипнотическом сне);

- ситуационный метод и  др.

4. Классификация методов  обучения академика Ю.К Бабанского

- методы организации и  осуществления учебно-познавательной  деятельности;

- методы стимулирования  и мотивации учебно-познавательной  деятельности;

- методы контроля и  самоконтроля за эффективностью  учебно познавательной деятельности.

Первая группа методов включает следующие методы:

- перцептивные (передача  и восприятие учебной информации  по-| средством чувств);

- словесные (лекция, рассказ, беседа и др.); наглядные (демоне  рация, иллюстрация и др.);

- практические (наблюдение, эксперимент, упражнение); - гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, ре продуктивные);

К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также метод самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе изложена специфика обучения и воспитания в процессе преподавания психологии, дана характеристика процесса обучения психологии, указаны его принципы, функции, методы и формы. Необходимость осуществления этой задачи вызвана тем, что одним из видов деятельности практического психолога является учебно-методическая работа, связанная с обеспечением основных форм преподавания психологии в высших учебных заведениях. Учебно-методическая деятельность специалиста-психолога предполагает также составление учебно-методической документации, проведение учебных занятий с практическими работниками, занятыми в различных сферах профессиональной деятельности и нуждающимися в психологических знаниях.

Данная работа позволяет оценить многообразные дидактические функции в учебном занятии, прежде всего, речь идет о функциях, развивающих личность будущего профессионала. При организации процесса обучения преподавателю важно ориентироваться на то, чтобы помочь студенту не только усвоить многообразные существующие парадигмы и концепции, но и личностно "вырасти", достигая профессиональной и личностной идентичности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод., пособие для преподавателей и аспирантов вузов. М, 1999.
  2. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
  3. Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. М., 2000.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2000.
  5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М, 1989.

 

 

 


Информация о работе Общая характеристика процесса обучения, его принципы и функции