Общее представление о психологии как о науке: предмет, задачи, основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 07:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы будет рассмотрение и изучение общего представления о психологии как о науке.
Задачи исследования: рассмотреть становление психологии как самостоятельной научной дисциплины; проанализировать предмет и задачи психологии; изучить методы психологии; проанализировать основные направления психологии; определить категориальный аппарат психологии и его связь с предметом психологии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3.
2. Историческая смена представлений о предмете психологии……...…….4.
2.1 Путь от «души» к «сознанию»………………………………………4.
2.2 Психология сознания…………..…………………………………….9.
2.3 Психоанализ……………………………………………………….....11.
2.4 Бихевиоризм………………………………………………….............13.
2.5 Гештальт-психология………………………………….………….....14.
2.6 Отечественная психология………………………………………….15.
3. Общая психология и другие отрасли психологии…………………….....16.
4. Предмет психологии как науки…………………………………………...20.
5. Объект и задачи психологии…………………………………....................24.
6. Категориальный аппарат психологии и его связь с
предметом психологии……………………………………………………25.
7. Психологии, как мультипарадигмальная наука………………………....26.
8. Методы психологии………………………………………………….……28.
9. Сравнительное описание житейской и научной психологии…………..33.
10. Заключение…………………………………………………………….....35.
Сноски……………………………………………………………………..37.
Библиография (список литературы)……..……………………………….38.

Файлы: 1 файл

Курсовая. Итог..doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

 

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет психологии образования

 

Кафедра общей психологии 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ КАК О НАУКЕ: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.

 

 

 

 

Студентки 1(3) курса группы  ПоВВ 1

Болдыревой Полины Семёновны

Преподаватель:

Доктор психологических наук, профессор

Т.М. Марютина

 

 

 

 

 

 

 

Москва 
2011г

__________________________________________________________

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение……………………………………………………………………. 3.

2. Историческая смена представлений о предмете психологии……...…….4.

2.1 Путь от «души» к «сознанию»………………………………………4.

2.2 Психология сознания…………..…………………………………….9.

2.3 Психоанализ……………………………………………………….....11.

2.4 Бихевиоризм………………………………………………….............13.

2.5 Гештальт-психология………………………………….………….....14.

2.6 Отечественная  психология………………………………………….15.

3. Общая психология и другие отрасли психологии…………………….....16.

4. Предмет психологии как науки…………………………………………...20.

5. Объект и задачи психологии…………………………………....................24.

6. Категориальный аппарат психологии и его связь с

    предметом психологии……………………………………………………25.

7. Психологии, как мультипарадигмальная наука………………………....26.

8. Методы психологии………………………………………………….……28.

9. Сравнительное описание житейской и научной психологии…………..33.

10. Заключение…………………………………………………………….....35.

     Сноски……………………………………………………………………..37.

    Библиография (список литературы)……..……………………………….38.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

« В сфере психических явлений скрещиваются и взаимно усиливают друг друга интерес человека к противостоящей ему природной и социальной реальности и потребность понять интимнейшие стороны собственного существа. Все это придает проблеме познания человеческой души характер одной из самых "жгучих тайн"».1

Психология  - удивительная наука, возбуждающая огромный интерес не только профессионалов, но и простых людей, обывателей. Вокруг психологии и психологов существует множество мифов. Многие люди стремятся овладеть психологическими знаниями, чтобы научиться справляться со сложностями, возникающими в процессе собственной жизни. Кажется, что психолог – это человек, видящий других людей «насквозь», в совершенстве владеющий навыками манипуляции и управления. Психолог не имеет своих проблем и точно знает, как с ними справляться другим людям, может дать совет по любой житейской ситуации. «Ты - психолог, вот и скажи…» как воспитать ребенка послушным, как найти «вторую половину», как сделать карьеру… Полки книжных магазинов заполнены «трудами», уверяющими, что могут научить быть счастливым и успешным. Психология, как и другие науки, имеющие очевидную практическую составляющую (медицина, например), представляются доступными в использовании.  Здравый смысл подсказывает, что такая позиция ошибочна. Поэтому, хочется разобраться в том, что же такое наука психология, что она изучает и каким образом.

Итак, целью данной работы будет рассмотрение и изучение общего представления о психологии как о науке.

Задачи исследования: рассмотреть становление психологии как самостоятельной научной дисциплины; проанализировать предмет и задачи психологии; изучить методы психологии; проанализировать основные  направления психологии; определить категориальный аппарат психологии и его связь с предметом психологии.

   При характеристике любой науки необходимо разъяснить ее теоретические основания, предмет изучения, показать исследовательские возможности, практические приложения полученных результатов. Начнем знакомство с психологическим знанием с анализа самого термина "психология". Этот термин, образованный от греческих слов psyche – душа, в современном значении - психика и logos – знание, учение, осмысление. Дословное значение понятия психология – это знание о психике, наука, изучающая ее.

 Психология - это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психика есть свойство высокоорганизованной живой  материи, субъективное отражение объективной  мира, необходимое человеку (или  животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Область психологического широка и многообразна: это и отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек.

 

Историческая смена представлений  о предмете психологии.

Путь от «души» к «сознанию».

Понятие «душа» у всех «племен и народов» ассоциируется с внутренним миром человека.  Душа связана со сновидениями, переживаниями, воспоминаниями, мыслями, чувствами, желаниями. Издревле, понятие души возникает у всех народов как обобщение и сведение к некоторому наглядному образу того, что современный человек назвал бы психическими процессами. В связи с понятием души, человек подошел к понятию движущей причины, источника действия, к понятию живого в его противопоставлении неживому. Изначально, душа не противопоставлялась телу, а считалась его двойником. Постепенно, вместе с развитием религии, философии и других областей жизнедеятельности человека, представления о душе претерпевают изменения. Душа выступает как некая бесплотная сила, отделенная от вмещающего ее тела.

Психология  как наука имеет свои истоки в  философском знании. В Древней  Греции первые великие мыслители  человечества стали размышлять о том, что есть начало всего сущего и о том, что есть душа.  Психея или Психе в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. Психе отождествлялась с живым существом. Древнегреческие философы рассматривали душу как природное, естественное явление.  Дыхание ассоциировалось с ветром, дуновением, полетом, вихрем, поэтому душа обычно изображалась порхающей бабочкой или летящей птицей.

По Демокриту (5-4 в. до н.э.), существуют только атомы и пустота. Атомы — неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»). Они вечны, неразрушимы, непроницаемы, различаются формой, положением в пустоте, величиной. Атомы движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры. Они невидимы для человека. «Истечения» из них, действуя на органы чувств,  вызывают ощущения. Душа также состоит из атомов — огненных, тонких, круглых и гладких. После смерти душа распадается на атомы, то есть лишена бессмертия. Мышление, хотя и основанное на ощущениях и носившее у Демокрита вполне телесный характер, тем не менее, ставилось у него выше всего. Ощущения, взятые сами по себе, ложны. Высшее блаженство Демокрит видел в освобождении от всего чувственного и случайного, в спокойной ясности духа. Демокрита можно отнести к  представителям материализма.

Важнейшие направления развития представлений  о душе связаны с именами Платона (427—347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384—322 гг. до н.э.). Платон, будучи учеником Сократа, создал учение, которое считают первой классической формой объективного идеализма. Согласно Платону индивидуальные души представляют собой несовершенные образы единой универсальной мировой души. Мыслитель провел границу между телесным и духовным существованием человека: бренное, материальное и смертное тело является лишь «темницей» для нематериальной и бессмертной души, которая странствует по телам и мирам. Познание окружающего мира есть припоминание, душой идей, которые она созерцала до ее соединения с телом.

Иное представление о душе изложено Аристотелем в его трактате «О душе», который по праву считают первым специальным психологическим научным трудом. Аристотель был сыном медика при македонском царе и сам готовился к врачебной деятельности: его взгляд на психическую жизнь человека носил ярко выраженный естественнонаучный характер. Согласно Аристотелю душа есть основа всех жизненных проявлений, она неотделима от тела и умирает вместе с телом. Аристотель рассматривал душу организма как его функцию: «Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение».2 Специфика души как неотъемлемого начала органической жизни выражается в целесообразности, т.е. в способности организмов стремиться к цели и достигать ее. Таким образом, с точки зрения Аристотеля, душой обладает все живое на Земле. Однако души организмов разных типов выполняют разные функции. Растительная душа (она имеется уже у растений), животная душа (у животных и человека) и разумная (присущая только человеку) представляют собой три ступени жизни, три уровня развития. Растительная душа выполняет только вегетативные функции, животная душа — чувственно-двигательные функции, разумная душа — это разум и воля, которые есть проявления божественного разума и божественной воли в человеке и потому они бессмертны и могут быть отделены от тела. Объяснение высшего уровня развития души дается Аристотелем крайне непоследовательно и противоречиво. Несмотря на это, его учение оказало огромное влияние на все последующее развитие психологической мысли, некоторые открытия философа актуальны и сегодня.

Учение о душе развивалось также благодаря открытиям и опыту, накопленному античными врачами. Из медицинской школы Гиппократа (460—377 гг. до н.э.) в современную психологию пришло учение о темпераментах личности и четырех классических типах темперамента: флегматике, сангвинике, холерике и меланхолике.

В течение многих веков душа являлась предметом рассуждений философов  и богословов. Никаких специальных  исследований не проводилось: мыслители  ограничивались рассуждениями, подбором соответствующих примеров, подтверждающих их выводы. Самонаблюдение не было систематическим, чаще всего оно использовалось для того, чтобы подтвердить справедливость умозрительных построений, хотя справедливости ради, следует отметить, что отдельные авторы, например Августин Блаженный, были удивительно проницательны.

Успехи, достигнутые античными  философами и медиками в развитии учения о душе, послужили фундаментом  для дальнейшего становления  психологии.

Вершиной и завершением этапа  развития психологического знания в  рамках учения о душе стала система  взглядов Фрэнсиса Бэкона (1561г.-1626г.), заложившая основы эмпирического изучения души и ее способностей. Новизна подхода Бэкона состояла в том, что он призвал отказаться от умозрительного решения вопросов о природе души, ее сущности и бессмертии и перейти к непосредственному эмпирическому изучению психических явлений и процессов. Он также отделил науку о теле от науки о душе, а в науке о душе выделил науку о рациональной, божественной душе и о душе нерациональной, чувствующей, телесной, общей для человека и животных. Бэкон положил начало новому этапу развития психологии как «науки о сознании».

Понятие «сознание» в психологию ввел французский философ Рене Декарт (1596—1650). Согласно Декарту началом  всех начал в философии и науке  является сомнение. Сомнению должно быть подвергнуто все: и естественное, и сверхъестественное. Только одно не подлежит сомнению - само суждение. Отсюда знаменитая формула Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существу» - «cogilo ergo sum». Под мышлением Декарт понимал все то, что совершается осознанно. В осознанности философ видел критерий отличия психических процессов от непсихических, физиологических, телесных. Вместе с тем Декарт предложил путь эмпирического изучения психических процессов: непосредственное самонаблюдение — интроспекцию. Сформулированные Декартом идеи о доступности внутреннего мира через интроспекцию, о психофизической проблеме, о рефлексе как механизме поведения на долгие годы определили ход развития философского учения о познании. Философия Декарта повлияла на становление психологии как самостоятельной науки. В качестве основы изучения сознания мыслителями XVII—XIX вв. выступал метод интроспекции, так как сущность изучаемых явлений сознания могла быть открыта исключительно через самонаблюдение.

«Новая психология», восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание».3

 Дж. Локк (1632—1704), точно следуя философии Декарта, полагал: разум пассивно отражает воздействия среды, что обеспечивается единым процессом перцепции. Согласно взглядам Локка, существует внешний опыт, непосредственно основанный на чувствах (его результат — простые идеи, неразложимые на меньшие единицы), и внутренний опыт, который формируется в результате манипуляций ума с простыми идеями, при этом из простых идей образуются сложные. Понятие «внешний» не означает открытость для стороннего наблюдателя: как «внешний», так и «внутренний» опыт доступны только для самонаблюдения.

Немецкий ученый Г.В. Лейбниц (1646—1716) различал понятия «перцепция» и  «апперцепция», понимая под первым презентацию сознанию какого-либо содержания, а под вторым — психическую силу, определяющую целенаправленность действий, их произвольный характер. С точки зрения Лейбница, в душе непрерывно происходят процессы «неосознаваемых восприятии» — «малых перцепций». Это открытие позволяет сделать заключение о том, что Лейбниц впервые выделил круг неосознаваемых, недоступных самонаблюдению явлений сознания.

Дальнейшее развитие психологических  идей в XVIII в. происходило в рамках ассоциативного и эмпирического  направления философской теории познания. Представители ассоциативной психологии считали, что ассоциация является главным механизмом функционирования сознания и психики. Предпосылки развития ассоцианизма можно найти еще в трудах Платона и Аристотеля. Впоследствии принцип ассоциации использовался для понимания психических процессов Р. Декартом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Дж. Локком, Д. Юмом. В трудах Дж.Локка возник и сам термин «ассоциация»: он был предложен ученым для обозначения «связи идей», которая целиком обязана случаю или обычаю, т.е. не дана от природы. У Д.Юма ассоциация стала объяснительным принципом всей познавательной сферы психики.

В XIX в. сильное влияние на последующее  развитие психологических идей оказали  исследования и открытия в области  анатомии и физиологии мозговой деятельности и прежде всего — учения о рефлексах. В то же время, новые научные факты о психической жизни человека, не могли быть объяснены ни с физиологической, ни с  философской точки зрения. Это создало предпосылки для отделения психологии от физиологии и философии и развития ее как самостоятельной научной дисциплины.  Стала очевидной  необходимость развития экспериментального психологического исследования.

Психология  сознания.

Началом развития психологии как самостоятельной  науки принято считать 1879 год, в котором В.Вундт — немецкий психолог, физиолог и философ — открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. Спустя два года на базе этой лаборатории был создан институт экспериментальной психологии, в котором учились многие выдающиеся психологи мира, в том числе и из России — В.М.Бехтерев, Г.И.Челпанов, Н.Н. Ланге. В этом же году Вундт основал первый психологический журнал. Благодаря усилиям Вундта в 1889г. в Париже был проведен Первый международный психологический конгресс и учреждено научное психологическое сообщество. Согласно представлениям Вундта психология имеет уникальный предмет - непосредственный опыт субъекта, постигаемый только путем самонаблюдения, или интроспекции. Интроспекция – это особая процедура наблюдения субъекта за процессами в своем сознании, требующая длительной тренировки. Вундт выделил «простейшие элементы сознания» — ощущение и элементарные чувства. Вундт исследовал свойства сознания и совершил ряд важнейших наблюдений. В своих лабораторных экспериментах Вундт использовал метроном и обнаружил с его помощью такие свойства сознания, как ритмичность, «объем», «акты апперцепции». «Этими опытами В.Вундт обнаружил очень важный факт, а именно, что человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы».4

Информация о работе Общее представление о психологии как о науке: предмет, задачи, основные направления