Общее представление о психологии как о науке: предмет, задачи, основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 07:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы будет рассмотрение и изучение общего представления о психологии как о науке.
Задачи исследования: рассмотреть становление психологии как самостоятельной научной дисциплины; проанализировать предмет и задачи психологии; изучить методы психологии; проанализировать основные направления психологии; определить категориальный аппарат психологии и его связь с предметом психологии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3.
2. Историческая смена представлений о предмете психологии……...…….4.
2.1 Путь от «души» к «сознанию»………………………………………4.
2.2 Психология сознания…………..…………………………………….9.
2.3 Психоанализ……………………………………………………….....11.
2.4 Бихевиоризм………………………………………………….............13.
2.5 Гештальт-психология………………………………….………….....14.
2.6 Отечественная психология………………………………………….15.
3. Общая психология и другие отрасли психологии…………………….....16.
4. Предмет психологии как науки…………………………………………...20.
5. Объект и задачи психологии…………………………………....................24.
6. Категориальный аппарат психологии и его связь с
предметом психологии……………………………………………………25.
7. Психологии, как мультипарадигмальная наука………………………....26.
8. Методы психологии………………………………………………….……28.
9. Сравнительное описание житейской и научной психологии…………..33.
10. Заключение…………………………………………………………….....35.
Сноски……………………………………………………………………..37.
Библиография (список литературы)……..……………………………….38.

Файлы: 1 файл

Курсовая. Итог..doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичных данных о развитии психики, в психологии используются методы математической статистики, которые выступают как средства повышения надежности, объективности и точности получаемых результатов.

 

Сравнительное описание житейской и научной психологии.

 

Кто же такой «психолог»? Конечно, прежде всего, психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог – это человек, "понимающий душу", разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом в большей или меньшей степени является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений – видных мыслителей, писателей, педагогов.

Итак, есть две разных области психологического знания – научная и житейская  или обыденная психология. Если научная  психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики.

Безусловно, житейские психологические  знания отличаются от научных.

Во-первых, житейские знания конкретны. Они соотносятся с конкретными ситуациями, людьми, задачами.  «Язык» житейской психологии бытовой.  Её термины многозначны, не точны. Научная психология – это источник обобщенных знаний. Наука использует научные понятия. «В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения»15 Зачастую научная и житейская психологии используют одни и те же слова. Но их содержание, смысловая нагрузка может быть очень разной.

Во-вторых, житейская психология интуитивна. Она складывается на основе собственного житейского опыта человека.  Научные психологические знания рациональны и осознанны. Они появляются в процессе целенаправленного интеллектуального труда.

В-третьих, научные знания возможно передавать от одного человека другому. Они сформулированы в виде понятий, законов, принципов и  зафиксированы в научных трудах, книгах. Этого нельзя сказать о житейской психологии. Если какой то человек от природы и благодаря своей наблюдательности, проницательности является хорошим «психологом» в бытовом смысле, он не сможет передать свое умение другим.

В-четвертых, житейские психологические  знания возникают вследствие наблюдения за событиями жизни и размышления  над ними. Научная психология использует эксперимент, как метод познания человеческой психики. Ученые сами создают условия, при которых возможно исследование.

В-пятых, научная психология обладает обширным фактическим материалом, который, конечно, недоступен обывателю. Многочисленные отрасли психологии изучают человека в разных его ипостасях и весь кладезь их открытий доступен  психологу-ученому.  Человек, которого мы называем «хороший психолог» в жизни, при всей своей одаренности, обладает   только опытом своего собственного жизненного пути.  

Таким образом, у научной  психологии есть Метод – разработка отраслей психологии. Житейская же психология методом не обладает, она стихийна и поэтому ее возможности и цели ограничены.

Однако отличия, существующие между  житейской и научной психологией, не говорят об их оторванности друг от друга и разобщенности. Напротив, жизнь обычного человека, с  ее  важными проблемами и незначительными мелочами вплетается в научные исследования, наполняя их смыслом и подлинным содержанием.  Как мы знаем, и сам творческий научный поиск происходит не только в лаборатории или за рабочим столом, но и в моменты отдыха. Кроме того, неразрешенные ситуации в жизни человека формулируют запрос науке на решение конкретных задач. И наука, изучая человека, находит новые возможности, для того чтобы повысить уровень жизни человека. Теоретическая психология, питая практическую, помогает человеку сохранить душевное и физическое здоровье, организовать свою жизнь в соответствии с собственными представлениями и мечтами и даже обрести смысл существования.

«Итак, научная психология, во первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в третьих на последнем этапе им проверяется.»16

 

Заключение.

Таким образом, психология изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью. Психология исследует закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так  как она позволяет глубже познать  самого себя, свои возможности, достоинства  и недостатки, а значит, и изменять себя, управлять своими психическими функциями, действиями и своим поведением, лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними; она необходима родителям и педагогам, а также каждому деловому человеку, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния коллег и партнеров.

Анализ основных тенденций развития мирового сообщества и прогнозы многих ученых сходятся в том, что первый век третьего тысячелетия будет  веком расцвета наук о человеке, веком человекознания и обществознания. Б.Г. Ананьев в своей книге «О проблемах современного человекознания» писал: «В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связано овладение  силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т.д. Подобного многообразия подходов к изучению человека еще никогда не знала история науки. Возрастающее многообразие аспектов человекознания - специфическое явление современности, связанное со всем прогрессом науки и ее приложениеми к различным областям общественной практики»17.

Хочется верить, что психология будущего займет значимое место среди многочисленных наук изучающих самое сложное явление природы - Человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998.- 685 с. - стр.11.

2 Гиппенрейтр Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.:ЧеРо, 1996.- 334 с. – стр. 23.

3 Гиппенрейтр Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.:ЧеРо, 1996.- 334 с. – стр.29

4 Гиппенрейтр Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.:ЧеРо, 1996.- 334 с. –   стр. 33.

5 Гиппенрейтр Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.:ЧеРо, 1996.- 334 с. – стр.44.

6 Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998.- 685 с. – стр. 24.

7 Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – СПб.: Питер, 2001.- 592с. – стр. 443.

8 Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Академия, 2007. – 528 с. – стр. 12-13.

9 Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Академия, 2007. – 528 с. – стр. 388 -389.

10 Гиппенрейтр Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.:ЧеРо, 1996.- 334 с. -  стр. 68.

   11 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000 – 712 с.

12 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – 512 с.  - стр.130.

13 Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – СПб.: Питер, 2001.- 592с.

14 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000 – 712 с. – стр. 35.

15 Гиппенрейтр Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.:ЧеРо, 1996.- 334 с. – стр. 13.

16 Гиппенрейтр Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.:ЧеРо, 1996.- 334 с.- стр. 19.

17 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Академия, 2007. – 528 с.
  3. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998.- 685 с.
  4. Гальперин  П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. – 400 с.

 

  1. Гиппенрейтр Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.:ЧеРо, 1996.- 334 с.
  2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000 – 509 с.

 

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
  2. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – СПб.: Питер, 2001.- 592с.
  3. Нуркова В.В., Березанская  Н.Б. Психология. Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004. –

       484с.

  1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – 512 с.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000 – 712 с.



Информация о работе Общее представление о психологии как о науке: предмет, задачи, основные направления