Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 07:38, курсовая работа
Целью данной работы будет рассмотрение и изучение общего представления о психологии как о науке.
Задачи исследования: рассмотреть становление психологии как самостоятельной научной дисциплины; проанализировать предмет и задачи психологии; изучить методы психологии; проанализировать основные направления психологии; определить категориальный аппарат психологии и его связь с предметом психологии.
Введение……………………………………………………………………. 3.
2. Историческая смена представлений о предмете психологии……...…….4.
2.1 Путь от «души» к «сознанию»………………………………………4.
2.2 Психология сознания…………..…………………………………….9.
2.3 Психоанализ……………………………………………………….....11.
2.4 Бихевиоризм………………………………………………….............13.
2.5 Гештальт-психология………………………………….………….....14.
2.6 Отечественная психология………………………………………….15.
3. Общая психология и другие отрасли психологии…………………….....16.
4. Предмет психологии как науки…………………………………………...20.
5. Объект и задачи психологии…………………………………....................24.
6. Категориальный аппарат психологии и его связь с
предметом психологии……………………………………………………25.
7. Психологии, как мультипарадигмальная наука………………………....26.
8. Методы психологии………………………………………………….……28.
9. Сравнительное описание житейской и научной психологии…………..33.
10. Заключение…………………………………………………………….....35.
Сноски……………………………………………………………………..37.
Библиография (список литературы)……..……………………………….38.
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичных данных о развитии психики, в психологии используются методы математической статистики, которые выступают как средства повышения надежности, объективности и точности получаемых результатов.
Сравнительное описание житейской и научной психологии.
Кто же такой «психолог»? Конечно, прежде всего, психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог – это человек, "понимающий душу", разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом в большей или меньшей степени является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений – видных мыслителей, писателей, педагогов.
Итак, есть две разных области психологического знания – научная и житейская или обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики.
Безусловно, житейские психологические знания отличаются от научных.
Во-первых, житейские знания конкретны. Они соотносятся с конкретными ситуациями, людьми, задачами. «Язык» житейской психологии бытовой. Её термины многозначны, не точны. Научная психология – это источник обобщенных знаний. Наука использует научные понятия. «В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения»15 Зачастую научная и житейская психологии используют одни и те же слова. Но их содержание, смысловая нагрузка может быть очень разной.
Во-вторых, житейская психология интуитивна. Она складывается на основе собственного житейского опыта человека. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Они появляются в процессе целенаправленного интеллектуального труда.
В-третьих, научные знания возможно передавать от одного человека другому. Они сформулированы в виде понятий, законов, принципов и зафиксированы в научных трудах, книгах. Этого нельзя сказать о житейской психологии. Если какой то человек от природы и благодаря своей наблюдательности, проницательности является хорошим «психологом» в бытовом смысле, он не сможет передать свое умение другим.
В-четвертых, житейские психологические знания возникают вследствие наблюдения за событиями жизни и размышления над ними. Научная психология использует эксперимент, как метод познания человеческой психики. Ученые сами создают условия, при которых возможно исследование.
В-пятых, научная психология обладает обширным фактическим материалом, который, конечно, недоступен обывателю. Многочисленные отрасли психологии изучают человека в разных его ипостасях и весь кладезь их открытий доступен психологу-ученому. Человек, которого мы называем «хороший психолог» в жизни, при всей своей одаренности, обладает только опытом своего собственного жизненного пути.
Таким образом, у научной психологии есть Метод – разработка отраслей психологии. Житейская же психология методом не обладает, она стихийна и поэтому ее возможности и цели ограничены.
Однако отличия, существующие между
житейской и научной
«Итак, научная психология, во первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в третьих на последнем этапе им проверяется.»16
Заключение.
Таким образом, психология изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью. Психология исследует закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как она позволяет глубже познать самого себя, свои возможности, достоинства и недостатки, а значит, и изменять себя, управлять своими психическими функциями, действиями и своим поведением, лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними; она необходима родителям и педагогам, а также каждому деловому человеку, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния коллег и партнеров.
Анализ основных тенденций развития мирового сообщества и прогнозы многих ученых сходятся в том, что первый век третьего тысячелетия будет веком расцвета наук о человеке, веком человекознания и обществознания. Б.Г. Ананьев в своей книге «О проблемах современного человекознания» писал: «В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связано овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т.д. Подобного многообразия подходов к изучению человека еще никогда не знала история науки. Возрастающее многообразие аспектов человекознания - специфическое явление современности, связанное со всем прогрессом науки и ее приложениеми к различным областям общественной практики»17.
Хочется верить, что психология будущего займет значимое место среди многочисленных наук изучающих самое сложное явление природы - Человека.
1 Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998.- 685 с. - стр.11.
2 Гиппенрейтр Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.:ЧеРо, 1996.- 334 с. – стр. 23.
3 Гиппенрейтр Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.:ЧеРо, 1996.- 334 с. – стр.29
4 Гиппенрейтр Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.:ЧеРо, 1996.- 334 с. – стр. 33.
5 Гиппенрейтр Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.:ЧеРо, 1996.- 334 с. – стр.44.
6 Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998.- 685 с. – стр. 24.
7 Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – СПб.: Питер, 2001.- 592с. – стр. 443.
8 Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Академия, 2007. – 528 с. – стр. 12-13.
9 Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Академия, 2007. – 528 с. – стр. 388 -389.
10 Гиппенрейтр Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.:ЧеРо, 1996.- 334 с. - стр. 68.
11 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000 – 712 с.
12 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – 512 с. - стр.130.
13 Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – СПб.: Питер, 2001.- 592с.
14 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000 – 712 с. – стр. 35.
15 Гиппенрейтр Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.:ЧеРо, 1996.- 334 с. – стр. 13.
16 Гиппенрейтр Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.:ЧеРо, 1996.- 334 с.- стр. 19.
17 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
Список использованной литературы.
484с.