Общее представление о психологии как о науке: предмет, задачи, основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 07:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы будет рассмотрение и изучение общего представления о психологии как о науке.
Задачи исследования: рассмотреть становление психологии как самостоятельной научной дисциплины; проанализировать предмет и задачи психологии; изучить методы психологии; проанализировать основные направления психологии; определить категориальный аппарат психологии и его связь с предметом психологии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3.
2. Историческая смена представлений о предмете психологии……...…….4.
2.1 Путь от «души» к «сознанию»………………………………………4.
2.2 Психология сознания…………..…………………………………….9.
2.3 Психоанализ……………………………………………………….....11.
2.4 Бихевиоризм………………………………………………….............13.
2.5 Гештальт-психология………………………………….………….....14.
2.6 Отечественная психология………………………………………….15.
3. Общая психология и другие отрасли психологии…………………….....16.
4. Предмет психологии как науки…………………………………………...20.
5. Объект и задачи психологии…………………………………....................24.
6. Категориальный аппарат психологии и его связь с
предметом психологии……………………………………………………25.
7. Психологии, как мультипарадигмальная наука………………………....26.
8. Методы психологии………………………………………………….……28.
9. Сравнительное описание житейской и научной психологии…………..33.
10. Заключение…………………………………………………………….....35.
Сноски……………………………………………………………………..37.
Библиография (список литературы)……..……………………………….38.

Файлы: 1 файл

Курсовая. Итог..doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Современные психологические методы и школы обращаются к личности человека, учитывая свойственные ему три   ипостаси:

«- человек как многомерное существо, проявляющееся одновременно как участник историко-эволюционного процесса; носитель социальных ролей и программ социотипичного поведения; субъект выбора индивидуального жизненного пути, в ходе которого осуществляется преобразование природы, общества и самого себя;

- человек как пристрастное диалогическое полидеятельное существо, сущность которого порождается, преобразуется и отстаивается в существовании – в мире, в других, в себе самом;

- человек как субъект свободного  ответственного целенаправленного  поведения, выступающий как ценность в восприятии других людей, в том числе и самого себя, и обладающий относительно автономной устойчивой целостной системой многообразных индивидуальных качеств, характеризующих его самобытность и неповторимость в изменяющемся мире».8

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.

Отрасли психологии, изучающие психологические  проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

психология труда исследует  психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические  аспекты научной организации  труда;

медицинская психология изучает психологические  аспекты здоровья и болезни, психологические  основы деятельности медицинского персонала;

педагогическая психология рассматривает  психологические закономерности процессов  обучения и воспитания;

юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую  психические особенности поведения  участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;

инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек — машина»;

спортивная психология рассматривает  психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;

отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов  деятельности человека.

Отрасли психологии, изучающие различные  аспекты психического развития:

возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе —  ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология;

сравнительная психология изучает  закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека;

психология аномального развития, или специальная психология, исследует  нарушения психического развития ребенка.

Отрасли психологии, изучающие отношения  личности и общества:

социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом;

этнопсихология  акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах и т.д.

Даже  упоминание небольшой части развивающихся  в настоящее время отраслей психологии позволяет судить о том, насколько многогранна эта наука.

 Вместе  с тем психология представляет  собой единую научную дисциплину, основанную на едином предмете  исследования и едином методе  и включенную в общенаучный  контекст.

На стыке психологии и физиологии существует отрасль – психофизиология. Она исследует взаимосвязь между психическими явлениями и телесными проявлениями.

Интересная отрасль психологии – психодиагностика. Она разрабатывает  методы, позволяющие изучать психику  человека, причем делает это максимально  обосновано и достоверно.

Важнейшую задачу выполняет практическая психология или психотерапия, занимаясь  поиском и совершенствованием методов  лечения людей психологическими методами. «Последние годы развития отечественной психологии стали периодом совершенно новой сферы психологической практики. Наряду с таким и областями прикладной психологии, как медицинская психология, инженерная психология и психология труда, юридическая психология, психология пропаганды и т.д., буквально на наших глазах стали закладываться основы службы психологического обслуживания населения: психологическая служба семьи, служба практической психологии образования, психологическая служба помощи личности в критических жизненных ситуациях и т.п. Подобное изменение профессиональной роли психолога накладывает на него ответственность перед обществом, перед каждым человеком, который обратился к нему за помощью и тем самым связывает с ним свою судьбу. В подобной ситуации каждая практическая рекомендация должна опираться на тщательно разработанные представления о закономерностях развития и формирования личности, о психологической природе индивидуальности».9

 

Предмет психологии как  науки.

Хочется привести несколько цитат, демонстрирующих существующий разброс  взглядов на предмет психологии.

«Что же составляет предмет научного изучения в психологии? Это прежде всего конкретные факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно. (…)Научное познание с необходимостью требует перехода от описания явлений к их объяснению. Последнее предполагает раскрытие законов, которым подчиняются эти явления. Поэтому предметом изучения в психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы.(…)Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы. (…) Исторический опыт говорит, что знание о предметной области психологии складывалось и расширялось благодаря связи этой науки с другими науками - естественными, социальными, техническими». (Петровский А.В.)

 «…психология изучает психику в закономерностях ее развития. Психология изучает при этом не одни лишь абстрактно взятые функции, а психические процессы и свойства конкретных индивидов в их реальных взаимоотношениях со средой; психология человека – психику, сознание человека как конкретной личности, включенной в определенную систему общественных отношений». (Рубинштейн С.Л)

Выдающийся советский психолог П.Я.Гальперин, находясь в рамках определенной идеологии отвергает душу, сознание, поведение как предметы психологии и выдвигает собственный тезис: «Я сразу подойду к тому, что составляет бесспорную основу психической жизни. Это было подчеркнуто В. И. Лениным в связи с важнейшим теоретическим вопросом — вопросом об истинности познания. У В. И. Ленина есть указание на то, что характерной отличительной чертой психики является субъективный образ объективного мира. «…»Образ — это не какая-нибудь вещь, а явление объекта в субъекте. «…» Образ есть такое начало психики, без которого все остальные компоненты психической жизни теряют свой смысл. «…» Образ есть один из важнейших компонентов, который делает понятным наличие потребности, который помогает ориентировке, потому что подлинная действительность психической жизни - это ориентировка в ситуации, требующей нешаблонных действий». (Гальперин П.Я.)

 Как уже было сказано, предмет психологии претерпевал изменения. В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. Согласно первому, предметом психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы условно делятся на:

познавательные, связанные с восприятием  и переработкой информации (ощущение, восприятие, представление, внимание, речь, мышление);

эмоциональные, связанные с отношением человека к себе и окружающему  миру (эмоции, чувства, настроение, аффекты, переживания);

 волевые процессы, связанные  с направленностью деятельности  человека, с определенностью его  целей, принятием решений и  преодолением препятствий, борьбой  мотивов, управлением своим поведением;

     4) внешние (деятельность, поступки, навыки) и внутренние (воображение, восприятие, мышление, ощущение, память, самовнушение);

    5) индивидуальные и групповые,  связанные с общением между  людьми.

Психические процессы выступают в  качестве первичных регуляторов  поведения, имеют начало, течение  и конец.

На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, характеризующие психику в целом. Например, активность и пассивность, бодрость и подавленность, работоспособность и усталость, раздражительность, рассеянность, хорошее и плохое настроение. Психические состояния в свою очередь влияют на течение психических процессов.

Психические состояния – это внимание, желание, интерес, мотивация, стресс, конфликт, паника…

Психические состояния могут быть индивидуальными и групповыми.

Индивидуальные внутренние  состояния – это галлюцинации, желания, интерес и мотивация. Индивидуальные внешние состояния (поведенческие) – это готовность, монотонность, утомление. Такие состояния как внимание и аффект можно отнести к промежуточным.

Очень убедительно показывает условность такого деления  Ю.Б. Гиппенрейтер на примерах из художественной литературы. Она описывает, как внешние проявления человека выражают его  внутренние состояния, что свидетельствует об их глубокой взаимосвязи.

Под групповыми внутренними состояниями понимают сплоченность коллектива, его психологический климат. Примером внешнего группового состояния является вооруженный конфликт сторон. Паника, конфликт – промежуточное состояние между внутренним и внешним групповым состоянием. 

 

Групповые психические состояния могут быть причиной драматических ситуаций. Например, групповое психическое состояние паника или негативные ожидания, являются причиной финансовых кризисов. Состояние конфликта может привести к срыву деловых переговоров или семейных отношений.  Известны примеры, когда толпа спортивных болельщиков сметает все на своем пути, захваченная групповым состоянием агрессии. Эти состояния имеют промежуточный характер, так как, с одной стороны, являются внутренними психическими переживаниями, а с другой стороны, имеют выраженное внешнее проявление.

Помимо негативных групповых психологических  состояний, имеются и позитивные, например, сплоченность коллектива предприятия  или благоприятный психологический  климат внутри организации.

К психическим свойствам личности относятся трудолюбие, преданность, общительность, настойчивость, агрессивность, темперамент, способности, характер. Психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, честным или азартным, то этими словами описываем именно устойчивые свойства личности.

Некоторые авторы считают, что в  рамках данной классификации можно  дополнительно выделить еще один вид психических явлений: психические образования – то, что становится результатом развития психики человека. Последние формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят: знания, навыки, умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и т. д.

  Согласно второму взгляду, предмет психологии составляют факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.    

К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации. Пример оптической иллюзии – «окно Эймса», когда  при реальном вращении окна в одну сторону движение кажется возвратно-поступательным из за его искаженной формы.

  Примером психического закона является закон изменения скорости развития такого двигательного навыка, как скорость работы на клавиатуре. Сначала результат растет очень быстро, а затем замедляется.

Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.

Кроме того, выделяют еще одну группу психического – неосознаваемые процессы. К ней относятся процессы, протекающие  вне контроля сознания. «Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: (1) неосознаваемые механизмы сознательных действий; (2) неосознаваемые побудители сознательных действий; (3) «надсознательные» процессы. В первый класс – неосознаваемых механизмов сознательных действий – входят в свою очередь три различных подкласса:

а) неосознаваемые автоматизмы;

б) явления неосознаваемой установки;

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий».10 Неосознаваемые процессы играют огромную роль в жизни человека. Именно из-за того что, они не поддаются контролю со стороны сознания, они наиболее информативны в плане  передачи эмоциональных состояний в процессе общения и действенны  по отношению к реализации моделей (паттернов) поведения человека.

 

Объект и задачи психологии.

«Основная, конечная теоретическая  задача психологии и заключается  в раскрытии специфических психологических  закономерностей.  «…» Не все то, что человек переживает, он адекватно осознает, потому что не все отношения, выражающиеся в переживании и определяющие его, сами адекватно даны в сознании как отношения. Именно поэтому встает задача – отличного от простого переживания – познания психического посредством раскрытия тех объективных связей, которыми оно объективно определяется. Это и есть задача психологии. Психологическое познание – это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей и опосредований».11

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

Информация о работе Общее представление о психологии как о науке: предмет, задачи, основные направления