Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 07:38, курсовая работа
Целью данной работы будет рассмотрение и изучение общего представления о психологии как о науке.
Задачи исследования: рассмотреть становление психологии как самостоятельной научной дисциплины; проанализировать предмет и задачи психологии; изучить методы психологии; проанализировать основные направления психологии; определить категориальный аппарат психологии и его связь с предметом психологии.
Введение……………………………………………………………………. 3.
2. Историческая смена представлений о предмете психологии……...…….4.
2.1 Путь от «души» к «сознанию»………………………………………4.
2.2 Психология сознания…………..…………………………………….9.
2.3 Психоанализ……………………………………………………….....11.
2.4 Бихевиоризм………………………………………………….............13.
2.5 Гештальт-психология………………………………….………….....14.
2.6 Отечественная психология………………………………………….15.
3. Общая психология и другие отрасли психологии…………………….....16.
4. Предмет психологии как науки…………………………………………...20.
5. Объект и задачи психологии…………………………………....................24.
6. Категориальный аппарат психологии и его связь с
предметом психологии……………………………………………………25.
7. Психологии, как мультипарадигмальная наука………………………....26.
8. Методы психологии………………………………………………….……28.
9. Сравнительное описание житейской и научной психологии…………..33.
10. Заключение…………………………………………………………….....35.
Сноски……………………………………………………………………..37.
Библиография (список литературы)……..……………………………….38.
Психология ставит пред собой следующие задачи:
- изучение механизмов психических явлений и процессов;
- анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;
- содействие внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.
Определение объекта психологии требует некоторого предварительного пояснения. Обычно, объектом науки считаются те носители явлений и процессов, которые эта наука исследует. Следовательно, объектом психологии нужно признать человека. Однако, человек является субъектом познания и изучать его как объект представляется не вполне этичным. Поэтому объект общей психологии – это психика человека, во всем многообразии ее проявлений в процессе взаимодействия организма и окружающего мира.
Категориальный аппарат психологии и его связь с предметом психологии.
Кризис, возникший на рубеже веков, выдвинул перед психологией, как наукой новые задачи. Каждому направлению, школе потребовалось разрабатывать категориального аппарата. Ведь ни одна наука не существует вне категорий. Впервые ввел это понятие Аристотель, говоря о сущности, количестве, времени, как о категориях. Категории позволяют связать знания в единую систему, являются инструментом познания. Психологии требовался собственный категориальный аппарат, чтобы создать представление о психических процессах, отличающиеся от других наук. Психология изучала такие категории как психический образ, психическое действие, мотив, психосоциальные отношения. Надо сказать, что кризис возник, в том числе из-за того, что каждое направление психологии уделяло внимание только какому то одному явлению. Например, категория образа, как ощущения разрабатывалась экспериментальной психологией Вундта, опирающейся на физиологию органов чувств. Гештальт-психология переместила фокус внимания с элементов сознания на его функции и стала говорить о целостности, предметности образа и о том, что от него зависит поведение человека. Рефлексология и бихевиоризм исследовали категорию действия, поведение. Психоанализ разрабатывал категорию мотива, по отношению к которой вторичны категории образ и действие. Психоанализ предложил динамическую модель организации личности. Интерес французской школы сосредоточился на процессах общения между людьми, сотрудничества.
Каждое из направлений, разрабатывая категориальный аппарат внутри себя, приходило в какой то момент в тупик. Реальное развитие науки требовало интеграции отдельных школ, обогащения их знаниями друг друга и создания единого научного поля.
«Научное исследование психики совершается не иначе как в диалогах и взаимодействии с познанием ее изначальной включенности в биологические и социальные жизни. Это ведет не только к обогащению указанных блоков категориального аппарата, но также к их интеграции и преобразованию в более сложные и исполненные нового смысла категории: деятельности, обобщения, чувства и личности».12
Категориальный строй является предметом изучения теоретической психологии.
« Категориальный строй психологии, отображая психическую реальность в ее самобытных характеристиках, служит основанием, «стволом» всего многообразия ответвлений современной психологии, выступающих в виде отдельных отраслей, многие из которых приобрели ныне самостоятельный статус». 13
Психологии, как мультипарадигмальная наука.
Психология, в отличие от других наук, является мультипарадигмальной наукой. Парадигма – совокупность образцов, норм и ценностных установок, принятых в научном сообществе и установившихся в научной традиции, которые определяют модель постановки проблемы, принятой за образец решения исследовательских задач.
В психологии на равных правах сосуществуют разные, и даже противоположные теории и понятия. В какой то степени, различные школы и направления дополняют друг друга, но невозможно говорить о единой, всеобщей и универсальной науке и человеческой психике. Идею «множественности теорий», особенно под влиянием школ «постмодерна», связывают с идеей невозможности рационально решить вопрос выбора среди существующих теорий в пользу одной линии.
В психологии выделяют 2 парадигмы: естественно-научную и гуманитарную.
Характеристика естественно-научной парадигмы:
- существует истинная картина мира, объективные законы природы и познать их возможно; критерий истинности научного исследования – проверяемость и воспроизводимость результатов;
- цель подхода: выявить
- субъект-объектные отношения
Однако, объективный подход к человеку с позиций естествознания не может полноценно изучать человека, как индивидуальность, как личность, с присущей только ее индивидуальными свойствами.
Характеристика гуманитарной парадигмы:
- познание человеческой
- не рассматривают и не изучают
закономерности; единичное событие
не как частный случай общей
закономерности, он берется в
своей самоценности и автономно
- на одну проблему могут
- основной способ познания
- раскрытие внутреннего мира психолога перед клиентом;
- внимание к личностным
- субъект-субъектные отношения между психологом и клиентом; диалоговое общение;
Методы психологии.
« Наука – это прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода. Методы, т.е. пути познания, – это способы, посредством которых познается предмет науки.»14 Учение о методе составляет особую область знания — методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Методология психологического исследования мира представлена несколькими уровнями. Базовым, создающим основу для всех последующих уровней, является философский уровень методологии, представленный наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Различные философские системы предлагают свои объяснения мира и методы достижения истинного знания. В психологии за всю истории ее развития сложилось несколько психологических направлений, школ и концепций, которые исходят из разных философских позиций.
Второй уровень методологии определяется общенаучными принципами, отражающими специфику научного познания мира и науки как особой сферы человеческой деятельности. Третий уровень составляют конкретно-научные принципы психологии. Далее следуют методы исследования, представляющие собой способы получения психологических фактов и их интерпретации. Наконец, последний уровень методологии представлен конкретными эмпирическими методиками, с помощью которых происходят сбор и обработка психологических данных.
Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов и методик исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные. К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент. Наблюдение заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, а их объяснение и интерпретация. Наблюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспериментальной среде. В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения:
В зависимости от характера взаимодействия с объектом: включенное и стороннее. Во включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает, что позволяет получать целостное представление о ситуации. Стороннее наблюдение происходит без взаимодействия и установления каких-либо контактов с теми, за кем ведется наблюдение;
В зависимости от позиции наблюдателя:
открытое и скрытое. В первом случае
исследователь открывает для
наблюдаемых свою роль — недостатком
такого наблюдения является скованность
в поведении наблюдаемых
В зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное. В ходе непосредственного наблюдения наблюдатель и объект его внимания находятся в непосредственном контакте; в процесс опосредованного наблюдения включаются специальные средства, позволяющие получать более объективные результаты: видео- или аудиоаппаратура, «зеркало Гезелла», пропускающее свет только в одну сторону, благодаря чему можно наблюдать за поведением человека, оставаясь при этом невидимым, и др.;
В зависимости от условий осуществления наблюдения: полевое и лабораторное. Полевое наблюдение происходит в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого; лабораторное осуществляется в искусственных, специально созданных условиях;
В зависимости от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;
В зависимости от временной организации: сплошное и выборочное. В процессе сплошного наблюдения ход событий фиксируется постоянно. При выборочном наблюдении исследователь избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса;
В зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное и свободное. Стандартизированное наблюдение ведется по определенной, заранее разработанной схеме. Свободное наблюдение не имеет заданной программы и четких параметров.
В психологических исследованиях широко используется также самонаблюдение, в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя. Каждый из названных видов наблюдения имеет свои достоинства и недостатки, собственные возможности для получения наиболее полных и достоверных данных. Однако в целом организация процесса психологического наблюдения представляет большую трудность, так как его результаты зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям. Для снижения высокой степени субъективности в получении и интерпретации данных необходимо строгое следование фактам и их четкое фиксирование. Это повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок.
Благодаря эксперименту у психологии
появилась возможность для прео
В психологии практикуются разные виды экспериментального исследования.
Лабораторный эксперимент
Естественный эксперимент
Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характеры.
Констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.
Кроме вышеперечисленных основных методов в психологии широко применяются методы вспомогательные:
Беседа (интервью) — получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы;
Тестирование —
Существует анализ продуктов деятельности, основанный на общей предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических особенностях ее субъекта. Продуктами деятельности, подвергающимися тщательному анализу в психологии, являются написанные человеком тексты, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т.д. Особыми формами данного метода являются графология, позволяющая по особенностям и характеристикам почерка человека составить психологический портрет его личности, и контент-анализ, имеющий своей целью выявление и оценку психологических характеристик литературных, научных и публицистических текстов и определение на их основе личностных особенностей автора этих текстов. В психологии широко используется изучение результатов изобразительной деятельности человека, особую ценность с этой точки зрения имеют детские рисунки, которые дают возможность понять эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, родителям, к самому себе.