Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:08, реферат
Психология и этика делового общения акцентирует внимание на общении как партнерском взаимодействии. Многие люди сосредоточились на личных проблемах и собственных представлениях о вещах, явлениях и других людях, сами много говорят, не слушая и не понимая собеседника. И только тогда, когда оба собеседника стремятся услышать и понять другого, соотнести свои представления о собеседнике с его действительным состоянием, мыслями и поведением - общение представляет собой диалог. Диалог - вот форма партнерского, субъект - субъектного общения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, КРИТЕРИИ И УРОВНИ УСПЕШНОСТИ ОБЩЕНИЯ 4
2. ДЕФИЦИТНОЕ ОБЩЕНИЕ: КОМПЛЕКСНЫЕ ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ 7
3. ВЛИЯНИЕ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА 10
ОПРОСНИК МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ОМО) 12
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Среди главных психологических причин аутистического развития можно назвать следующие:
1. Ранимость, повышенная чувствительность, фиксация на неприятных впечатлениях, плохая переносимость внешних воздействий, предрасположенность к страхам и тревожности.
2. Слабость общего и психического тонуса, отсюда - быстрая пресыщаемость контактами, недостаточность произвольного внимания и других произвольных форм поведения.
3. Аутические психопатии, которые могут стать серьезными и труднопреодолимыми причинами одиночества. Они могут быть обусловлены следующими факторами: токсикозы при родах, психотравма матери при беременности, болезни первого года жизни, старые родители, решившие завести ребенка в очень позднем возрасте, - то есть обстоятельствами рождения ребенка.
Отчужденность - проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, чувство бессмысленности происходящего; отъединенность, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадением из социальных связей. Это состояние сопровождается апатией и аполитичностью, отказом от дружеского и товарищеского общения, недоверием к искренности и бескорыстности людей, дефицитом теплого сердечного общения.
Стержнем отчужденности является аномия, которая определяется как состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации.
Причиной такой дезориентации может быть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями, либо ситуация отсутствия норм.
Аномия формирует чувство бесцельного существования, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится "недружелюбным" - жестоким, безразличным, асоциальным.
Отчужденный не принадлежит к группе, социальные связи нарушены. Современные высокобюрократизированные системы лишь усиливают чувство отчужденности, которое чаще всего является результатом дефектного процесса социализации. У человека нет возможности и условий для адекватной самооценки и приспособления, и это, в конечном итоге, приводит либо к преступности, либо к отклоняющемуся поведению, либо даже к самоубийству.
Успешность общения отчужденных значительно ниже среднего по выборке и объясняется как внутренней конфликтностью, так и чувством бессилия, одиночества, реальной и психологической отъединенностью.
Отчужденность может быть и не слишком тяжелым переживанием, поскольку является (условно) добровольно выбранным одиночеством. Но дефицит общения накладывает свой отпечаток на личность и формирует ущербную потребность в общении, приводя к дальнейшему ослаблению связей с людьми.
В последние годы у юношества, испытывающего самые разные трудности в общении, появилась возможность получить профессиональную консультацию и помощь специалистов-психологов. В Петербурге создаются специализированные школы общения, предлагающие хорошо продуманную программу лекций, бесед, практических занятий, консультаций.
Опрос участников одной из таких школ проводился в 1990-1991 гг. Для исследования были использованы методики СУМО ("Саморегуляция и успешность межличностного общения") и опросник "Семья и друзья", а также личностный опросник Р. Кэттелла. Было опрошено 83 человека (63 девушки и 20 юношей) в возрасте от 16 до 21 года. Для сравнения использовался материал опроса по тем же методикам 490 учащихся старших классов петербургских школ.
По своему демографическому составу и психологическим характеристикам группа из школы общения значительно отличается от старшеклассников обычной средней школы. Количество лиц, испытывающих при общении разнообразные трудности, составляет от 1/4 (аутистичные, чрезмерно сенситивные) до 3/4 (застенчивые) общего числа опрошенных участников школы общения.
Оказалось, что полная семья есть только у половины опрошенных, у остальных в семье нет отца. Лидером в полной семье чаще бывает мать. Слабое влияние отца в семье может быть одной из причин трудностей в общении. У пятой части молодежи совсем нет друзей. Половина из обследованных вела дневник, что свидетельствует о высокой рефлексивности при недостаточности дружеских связей.
Слушатели школы общения менее свободны, раскованны; они не умеют поддерживать контакт, с трудом используют мимику и жесты, невысоко оценивают свои возможности в сфере общения и способность влиять на людей. Низок уровень самоуважения, выражено обостренное чувство собственной неполноценности. При этом, несмотря на недостаточное развитие навыков и умений, эти лица не конфликтны. В то же время они, испытывая чувство отъединенности от людей, переживают невозможность доверительного общения.
Такой большой вес и разнообразие различных трудностей в относительно небольшой группе молодежи, объединенной общим стремлением к улучшению своих взаимоотношений и большей удовлетворенности общением, позволяет предположить наличие синдрома трудностей. В одних случаях это - определенный дефект личностной структуры, в других - неблагоприятное сочетание свойств личности с отсутствием умений.
Трудности лиц, обратившихся в школу общения, выражаются в доминировании таких черт, как застенчивость, отчужденность, аутистичность, интровертированность, которые в среднем незначительно превышают выраженность этих проблем у учащихся средней школы.
Психологические принципы для выработки рекомендаций и оказания профессиональной психологической помощи должны опираться на представление о сложности, связанности и личностной укорененности трудностей общения, с некоторыми из которых (застенчивость, замкнутость) необходимо научиться жить.
Роль психолога в этом случае должна заключаться в снятии у человека излишней самокритичности, пессимизма, неуверенности в себе. Невротизированным требуется психотерапевтическая помощь, а тем, кто не сформировал в семье необходимые навыки и умения, поможет социально-психологический тренинг.
Общение играет огромную роль в жизни любого человека. Но возможно, некоторые люди не смогут соотнести общение и труд. Процесс общения сложен, на него влияют различные факторы: настроение, стечение обстоятельств, характер человека, его коммуникабельность или, наоборот, застенчивость. Необходимо правильно выбирать манеру поведения, тон, жесты, слова и выражения.
Барьеры
в общении связаны с
Трудности в общении препятствуют достижению индивидом целей в общении и могут меняться в зависимости от обстоятельств. Например, неразговорчивость человека может мешать ему в установлении первого контакта при знакомстве, но на более поздних этапах воспринимается как проявление его индивидуальности, не мешающее, не препятствующее взаимопониманию.
Со стороны личности трудности общения могут возникать в связи с мотивами общения. Если человек испытывает потребность в самоутверждении, то отсутствие со стороны другого реакции, признающей его первенство, будет раздражать и создавать препятствия в виде появления состояния определенной напряженности, возникающей между партнерами. Это зависит и от их ролевого положения. Например, известно, что руководители больше ориентируются на нормативы, стандарты, директивные указания, в то время как подчиненные больше ориентированы на взаимопонимание. Несовпадение этих ориентации приводит к неудовлетворенности в общении.
Как я думаю, в любой ситуации человек нуждается в поддержке со стороны других людей. Как правило, эта поддержка выражается в виде слов (общения). Производство – не исключение. Человек, который затрудняется общаться с другими, не может полностью реализовать себя на своей должности, какой бы она ни была. Рассмотрим, в чем разница между таким человеком и обычным работником на производстве, который общается с людьми, интересуется тонкостями, что присущи данной ему работе и вообще, скажем, не отбился от коллектива.
Чаще всего
люди с трудностями в общении
будут пребывать в плохом настроении,
что только увеличит шансы получения травм,
совершения ошибок и т.д.
Инструкция: Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.
Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в этом случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности.
Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.
(1)Обычно |
(2)Часто |
(3)Иногда |
(4)По случаю |
(5)Редко |
(6)Никогда |
1.
Стремлюсь быть вместе со | |
2.
Предоставляю другим решать | |
3. Становлюсь членом различных групп. | |
4.
Стремлюсь иметь близкие | |
5.
Когда представляется случай, я
склонен стать членом | |
6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность. | |
7.
Стремлюсь влиться в | |
8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими. | |
9.
Стремлюсь задействовать | |
10. Позволяю другим судить о том, что я делаю. | |
11. Стараюсь быть среди людей. | |
12.
Стремлюсь устанавливать с | |
13.
Имею склонность | |
14. Легко подчиняюсь другим. | |
15. Стараюсь избегать одиночества. | |
16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях. |
Информация о работе Общение с людьми: влияние трудностей в общении