Общение с людьми: влияние трудностей в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:08, реферат

Описание работы

Психология и этика делового общения акцентирует внимание на общении как партнерском взаимодействии. Многие люди сосредоточились на личных проблемах и собственных представлениях о вещах, явлениях и других людях, сами много говорят, не слушая и не понимая собеседника. И только тогда, когда оба собеседника стремятся услышать и понять другого, соотнести свои представления о собеседнике с его действительным состоянием, мыслями и поведением - общение представляет собой диалог. Диалог - вот форма партнерского, субъект - субъектного общения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, КРИТЕРИИ И УРОВНИ УСПЕШНОСТИ ОБЩЕНИЯ 4
2. ДЕФИЦИТНОЕ ОБЩЕНИЕ: КОМПЛЕКСНЫЕ ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ 7
3. ВЛИЯНИЕ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА 10
ОПРОСНИК МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ОМО) 12
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

Реферат по псохологии.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

     Среди главных психологических причин аутистического развития можно назвать следующие:

     1. Ранимость, повышенная чувствительность, фиксация на неприятных впечатлениях, плохая переносимость внешних воздействий, предрасположенность к страхам и тревожности.

     2. Слабость общего и психического тонуса, отсюда - быстрая пресыщаемость контактами, недостаточность произвольного внимания и других произвольных форм поведения.

     3. Аутические психопатии, которые могут стать серьезными и труднопреодолимыми причинами одиночества. Они могут быть обусловлены следующими факторами: токсикозы при родах, психотравма матери при беременности, болезни первого года жизни, старые родители, решившие завести ребенка в очень позднем возрасте, - то есть обстоятельствами рождения ребенка.

     Отчужденность - проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, чувство бессмысленности происходящего; отъединенность, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадением из социальных связей. Это состояние сопровождается апатией и аполитичностью, отказом от дружеского и товарищеского общения, недоверием к искренности и бескорыстности людей, дефицитом теплого сердечного общения.

     Стержнем отчужденности является аномия, которая определяется как состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации.

     Причиной такой дезориентации может быть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями, либо ситуация отсутствия норм.

     Аномия формирует чувство бесцельного существования, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится "недружелюбным" - жестоким, безразличным, асоциальным.

     Отчужденный не принадлежит к группе, социальные связи нарушены. Современные высокобюрократизированные системы лишь усиливают чувство отчужденности, которое чаще всего является результатом дефектного процесса социализации. У человека нет возможности и условий для адекватной самооценки и приспособления, и это, в конечном итоге, приводит либо к преступности, либо к отклоняющемуся поведению, либо даже к самоубийству.

     Успешность общения отчужденных значительно ниже среднего по выборке и объясняется как внутренней конфликтностью, так и чувством бессилия, одиночества, реальной и психологической отъединенностью.

     Отчужденность может быть и не слишком тяжелым переживанием, поскольку является (условно) добровольно выбранным одиночеством. Но дефицит общения накладывает свой отпечаток на личность и формирует ущербную потребность в общении, приводя к дальнейшему ослаблению связей с людьми.

     В последние годы у юношества, испытывающего самые разные трудности в общении, появилась возможность получить профессиональную консультацию и помощь специалистов-психологов. В Петербурге создаются специализированные школы общения, предлагающие хорошо продуманную программу лекций, бесед, практических занятий, консультаций.

     Опрос участников одной из таких школ проводился в 1990-1991 гг. Для исследования были использованы методики СУМО ("Саморегуляция и успешность межличностного общения") и опросник "Семья и друзья", а также личностный опросник Р. Кэттелла. Было опрошено 83 человека (63 девушки и 20 юношей) в возрасте от 16 до 21 года. Для сравнения использовался материал опроса по тем же методикам 490 учащихся старших классов петербургских школ.

     По своему демографическому составу и психологическим характеристикам группа из школы общения значительно отличается от старшеклассников обычной средней школы. Количество лиц, испытывающих при общении разнообразные трудности, составляет от 1/4 (аутистичные, чрезмерно сенситивные) до 3/4 (застенчивые) общего числа опрошенных участников школы общения.

     Оказалось, что полная семья есть только у половины опрошенных, у остальных в семье нет отца. Лидером в полной семье чаще бывает мать. Слабое влияние отца в семье может быть одной из причин трудностей в общении. У пятой части молодежи совсем нет друзей. Половина из обследованных вела дневник, что свидетельствует о высокой рефлексивности при недостаточности дружеских связей.

     Слушатели школы общения менее свободны, раскованны; они не умеют поддерживать контакт, с трудом используют мимику и жесты, невысоко оценивают свои возможности в сфере общения и способность влиять на людей. Низок уровень самоуважения, выражено обостренное чувство собственной неполноценности. При этом, несмотря на недостаточное развитие навыков и умений, эти лица не конфликтны. В то же время они, испытывая чувство отъединенности от людей, переживают невозможность доверительного общения.

     Такой большой вес и разнообразие различных трудностей в относительно небольшой группе молодежи, объединенной общим стремлением к улучшению своих взаимоотношений и большей удовлетворенности общением, позволяет предположить наличие синдрома трудностей. В одних случаях это - определенный дефект личностной структуры, в других - неблагоприятное сочетание свойств личности с отсутствием умений.

     Трудности лиц, обратившихся в школу общения, выражаются в доминировании таких черт, как застенчивость, отчужденность, аутистичность, интровертированность, которые в среднем незначительно превышают выраженность этих проблем у учащихся средней школы.

     Психологические принципы для выработки рекомендаций и оказания профессиональной психологической помощи должны опираться на представление о сложности, связанности и личностной укорененности трудностей общения, с некоторыми из которых (застенчивость, замкнутость) необходимо научиться жить.

     Роль психолога в этом случае должна заключаться в снятии у человека излишней самокритичности, пессимизма, неуверенности в себе. Невротизированным требуется психотерапевтическая помощь, а тем, кто не сформировал в семье необходимые навыки и умения, поможет социально-психологический тренинг.

3. Влияние трудностей  в общении на  безопасность труда

 

     Общение играет огромную роль в жизни любого человека. Но возможно, некоторые люди не смогут соотнести общение и  труд. Процесс общения сложен, на него влияют различные факторы: настроение, стечение обстоятельств, характер человека, его коммуникабельность или, наоборот, застенчивость. Необходимо правильно выбирать манеру поведения, тон, жесты, слова и выражения.

     Барьеры в общении связаны с предвзятостью  и беспричинностью негативных установок, возникающих в ряде случаев по первому впечатлению. Отрицательные установки могут вводиться в опыт человека кем-то из людей. У застенчивых сильным препятствием в общении становятся ожидания непонимания или беспокойство о том, будет ли общение успешным. В отношениях людей разных поколений возникают барьеры возраста. Иногда человек сам создает себе препятствия в общении в силу своих неверных представлений о других людях.

     Трудности в общении препятствуют достижению индивидом целей в общении и могут меняться в зависимости от обстоятельств. Например, неразговорчивость человека может мешать ему в установлении первого контакта при знакомстве, но на более поздних этапах воспринимается как проявление его индивидуальности, не мешающее, не препятствующее взаимопониманию.

     Со  стороны личности трудности общения  могут возникать в связи с мотивами общения. Если человек испытывает потребность в самоутверждении, то отсутствие со стороны другого реакции, признающей его первенство, будет раздражать и создавать препятствия в виде появления состояния определенной напряженности, возникающей между партнерами. Это зависит и от их ролевого положения. Например, известно, что руководители больше ориентируются на нормативы, стандарты, директивные указания, в то время как подчиненные больше ориентированы на взаимопонимание. Несовпадение этих ориентации приводит к неудовлетворенности в общении.

      Как я думаю, в любой ситуации человек  нуждается в поддержке со стороны  других людей. Как правило, эта поддержка  выражается в виде слов (общения). Производство – не исключение. Человек, который затрудняется общаться с другими, не может полностью реализовать себя на своей должности, какой бы она ни была. Рассмотрим, в чем разница между таким человеком и обычным работником на производстве, который общается с людьми, интересуется тонкостями, что присущи данной ему работе и вообще, скажем, не отбился от коллектива.

  1. Обычного работника не затруднит спросить совета или попросить помощи у коллег, а, например, застенчивый человек не сможет подойти к кому-нибудь первым и начать разговор, вследствие чего допустит множество ошибок, особенно на новом месте работы.
  2. У некоторых людей существуют сложности в общении с представителями противоположного пола, из-за чего возникают неловкости и недопонимания, которые могут обернуться серьезными травмами для всех.
  3. Так же ошибки на производстве совершают излишне трудолюбивые и терпеливые люди. Они будут трудиться и при неблагоприятных условиях, и при неисправности каких-либо приборов, и ни в коем случае не пойдут жаловаться на это, так как будут бояться гнева начальства, или указания им на то, что все трудятся в таких условиях.

  Чаще всего  люди с трудностями в общении  будут пребывать в плохом настроении, что только увеличит шансы получения травм, совершения ошибок и т.д. 
 
 
 

 

Опросник  межличностных отношений (ОМО)

 

     Инструкция: Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.

     Иногда  люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в этом случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности.

     Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.

Опросный  лист ОМО

Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит. Номер ответа напишите слева от каждой строчки. Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.

(1)

Обычно

(2)

Часто

(3)

Иногда

(4)

По  случаю

(5)

Редко

(6)

Никогда

 

 

1. Стремлюсь быть вместе со всеми.

 

 

2. Предоставляю другим решать вопрос  о том, что необходимо будет сделать.

 

 

3. Становлюсь членом различных  групп.

 

 

4. Стремлюсь иметь близкие отношения  с остальными членами групп.

 

 

5. Когда представляется случай, я  склонен стать членом интересных  организаций.

 

 

6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

 

 

7. Стремлюсь влиться в неформальную  общественную жизнь.

 

 

8. Стремлюсь иметь близкие и  сердечные отношения с другими.

 

 

9. Стремлюсь задействовать других  в своих планах.

 

 

10. Позволяю другим судить о том, что я делаю.

 

 

11. Стараюсь быть среди людей.

 

 

12. Стремлюсь устанавливать с другими  близкие и сердечные отношения.

 

 

13. Имею склонность присоединяться  к остальным всякий раз, когда  делается что-то совместно.

 

 

14. Легко подчиняюсь другим.

 

 

15. Стараюсь избегать одиночества.

 

 

16. Стремлюсь принимать участие  в совместных мероприятиях.

Информация о работе Общение с людьми: влияние трудностей в общении