Одаренность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 15:23, реферат

Описание работы

Хотя психология как наука сложилась относительно недавно, ее компоненты всегда интересовали людей, поскольку психология - это наша жизнь, она с нами везде и всюду. Поэтому по каждому вопросу этой науки, как это не странно, существует если не много, но точно несколько теорий, опровергающие одна другую или переплетающихся в каких-либо моментах. Так, и тема одаренности и гениальности в психологии не обошла стороной. «…чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность». (Ю.Б. Гиппенрейтер)

Файлы: 1 файл

Психология гениальности.docx

— 67.44 Кб (Скачать файл)

I. Введение

Хотя психология как наука сложилась относительно недавно, ее компоненты всегда интересовали людей, поскольку психология - это  наша жизнь, она с нами везде и  всюду. Поэтому по каждому вопросу  этой науки, как это не странно, существует если не много, но точно несколько теорий, опровергающие одна другую или переплетающихся в каких-либо моментах. Так, и тема одаренности и гениальности в психологии не обошла стороной. «…чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность». (Ю.Б. Гиппенрейтер)

Способности - это  формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические  особенности, от которых зависит  возможность осуществления и  степень успешности деятельности.

"одаренность", понимается как то качественно  своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность  достижения большего или меньшего  успеха в выполнении той или  иной деятельности. Еще несколько  десятков лет назад С. Л.  Рубинштейн писал: «Изучению одаренности  посвящено очень много работ.  Однако полученные результаты  никак не адекватны количеству  затраченного на эти работы  труда. Это объясняется ошибочностью  исходных установок очень многих  из исследований и неудовлетворительностью  тех методик, которые в них  по большей части использовались.»

К сожалению порой с помощью неумолимого анализа разрушают и уничтожают одну за другой те светлые, радужные иллюзии, которыми обманывает и возвеличивает себя человек. Так в силу роковой необходимости он приходит к убеждению, что любовь есть, в сущности, не что иное, как взаимное влечение тычинок и пестиков... а мысли - простое движение молекул. Даже гениальность - эта единственная державная власть, принадлежавшая человеку, перед которой не краснея можно преклонить колени, - даже ее многие психиатры поставили на один уровень со склонностью к преступлениям, даже в ней видят только одну из тератологических форм человеческого ума, одну из разновидностей сумасшествия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Одаренность

1. Понятие  одаренности

Среди самых интересных и загадочных явлений природы - детская  одаренность, традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики  и развития волнуют педагогов  на протяжении многих столетий. Интерес  к ней в настоящее время  очень высок, что легко может  быть объяснено общественными потребностями.

«Ненадёжность выводов  по изучению одарённости в большой  мере объясняется узостью и механистичностью применяемых методов. Чаще всего  употребляются тесты с количественными, а не качественными показателями. Совершенно недостаточно использованы методы биографический, анализа продуктов  деятельности, школьных наблюдений и  естественного эксперимента» - критиковал много лет назад методики выявления  и изучения данного вопроса С.Л. Рубинштей.

Дадим определения  понятию «одаренность»:

Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью называют своеобразное сочетание  способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного  выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. (А.Г. Маклаков)

Общая одаренность - интегральный уровень развития специальных  способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим. (Ф. Гальтон)

Общая одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь  больших успехов. Общая одаренность  является основой развития специальных  способностей, но сама представляет собой  независимый от них фактор. Впервые  предположение о существовании  общей одаренности выдвинул в  середине XIX в. английский ученый Ф. Гальтон. (В. Н. Дружинин)

Одаренность - это  общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах  при выполнении заданий, а также  способность в различных областях.

Специальная одаренность - качественно своеобразное сочетание  способностей, создающее возможность  успеха в деятельности, а общая  одаренность - это одаренность к  широкому кругу деятельностей или  качественно своеобразное сочетание  способностей, от которых зависит  успешность различных деятельностей.

2. Определения  понятия «способности»

Способности - индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и  навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов).

Способности можно  определить и как свойства психологических  функциональных систем, реализующих  отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной деятельности. (В. Д. Шадриков)

Под способностью в  более специальном смысле слова  обычно разумеют сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду общественно  полезной деятельности. (С.Л. Рубинштейн)

Способности - это  закрепленная в индивиде система  обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности - результаты закрепления не способов действия, а психических процессов, посредством которых действия и  деятельности регулируются. Подобно  этому и характер представляет собой  обобщенную и в личности закрепленную совокупность не способов поведения, а  побуждений, которыми оно регулируется.

Способности - это  формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические  особенности, от которых зависит  возможность осуществления и  степень успешности деятельности.

3. Способности и одарённость

«…Категория способностей относится к числу важнейших  психологических понятий. Следовательно, существует необходимость в их психологическом  осмыслении». (В.А.Аверин)

При установлении основных понятий учения об одаренности и  гениальности наиболее удобно исходить из понятия "способность".

Во-первых, под способностями  подразумеваются индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями  называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые  имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или  многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями  некоторых людей, обычно не называются способностями, так как не рассматриваются  как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем  знаниям, навыкам или умениям, которые  уже выработаны у человека. Мы не можем понимать способности... как  врожденные возможности индивида, потому что способности мы определили как "индивидуально-психологические  особенности человека", а эти  последние по своему существу не могут  быть врожденными. Врожденными могут  быть лишь анатомо-физиологические  особенности, т. е. задатки, которые  лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.

Необходимо подчеркнуть, что способность по своему существу есть понятие динамическое. Способность  существует только в движении, только в развитии.

Отдельные способности  не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимы друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает  качественно иной характер в зависимости  от наличия и степени развития других способностей.

Исходя из этих соображений, мы не можем переходить от отдельных  способностей к вопросу о возможности  успешного выполнения данным человеком  той или иной деятельности. Этот переход может быть осуществлен  через другое понятие. Таким понятием и является "одаренность", понимаемая как то качественно своеобразное сочетание способностей, от которых  зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности.

Своеобразие понятий "одаренность" и "способности" заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них  с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или  другая практическая деятельность. Поэтому  нельзя говорить об одаренности вообще. Можно только говорить об одаренности  к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности.

При характеристике одарённости часто используется понятие «Креативность» - это способность  адаптивно реагировать на необходимость  в новых подходах и новых продуктов. Данная способность позволяет также  осознавать новое в бытии, хотя сам  процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

4. Общее понятие детской одаренности

Основная трудность  выявления в пору детства признаков  одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению - это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности.

Определение одаренности  ребенка - сложная задача, при решении  которой необходимо использовать как  результаты всестороннего психологического обследования, так и сведения о  школьных и внешкольных достижениях  ребенка, получаемые путем опроса родителей, учителей, сверстников. Только такой  комплексный подход к диагностике  признается всеми научными концепциями  при сохраняющейся дискуссионности  вопроса о структуре и факторах развития одаренности. Многочисленные психологические исследования изменили первоначальные представления о  высоком IQ (коэффициенте интеллектуальности) как единственном критерии выдающихся достижений, продемонстрировали важнейшую  роль творческого потенциала и личностной сферы, интересов и специальных  способностей, а также социальных условий в развитии одаренности. В большинстве научных концепций  одаренность и предпосылки к  ее развитию связывают с творческими  возможностями и способностями  ребенка, определяемыми как креативность. Одаренные дети обнаруживают сильную  тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны.

Они могут буквально  часами заниматься изо дня в день интересующим их делом, не уставая и  как бы вовсе не напрягаясь. Это  для них одновременно труд и игра. Все из переживания, интересы, поиски, вопросы концентрируются вокруг этих занятий. Легко понять, как много  в результате подобной почти непрекращающейся деятельности успевает ребенок узнать, понять и усвоить и как много  потребовалось бы времени и усилий педагогу, чтобы специально всему  этому его научить.

Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность  к музыке, затем - к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает  раньше, чем к наукам. Общеинтеллектуальная одаренность может выступить в необычно высоком уровне умственного развития (при прочих равных условиях) и в качественном своеобразии умственной деятельности. Для о. д. характерны увлеченность занятиями и проявления творческих моментов в деятельности.

Одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом  виде. Врожденные задатки способностей - только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических  особенностей, в огромной степени  зависящих от окружающей среды, от характера  деятельности. О признаках одаренности  нельзя судить лишь на основании результатов  стандартизованных испытаний (Тесты). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или  иной содержательной деятельности. При  этом ранние проявления одаренности  еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления  одаренности. Выявлению и развитию одаренности у детей содействуют  специальные школы (напр., с музыкальным, математическим уклоном), разнообразные  кружки и студии, детские технические  станции, проведение олимпиад школьников, конкурсов детской художественной самодеятельности и т.д. Забота об о. д. предполагает сочетание развития специальных способностей с широкой  общеобразовательной подготовкой  и всесторонним развитием личности.

5. Виды  одаренности

Одаренные дети чрезвычайно  сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.

К выделенным видам  одаренности относятся следующие.

a) Художественная  одаренность.

Этот вид одаренности  поддерживается и развивается в  специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области

Информация о работе Одаренность