Одаренность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 15:23, реферат

Описание работы

Хотя психология как наука сложилась относительно недавно, ее компоненты всегда интересовали людей, поскольку психология - это наша жизнь, она с нами везде и всюду. Поэтому по каждому вопросу этой науки, как это не странно, существует если не много, но точно несколько теорий, опровергающие одна другую или переплетающихся в каких-либо моментах. Так, и тема одаренности и гениальности в психологии не обошла стороной. «…чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность». (Ю.Б. Гиппенрейтер)

Файлы: 1 файл

Психология гениальности.docx

— 67.44 Кб (Скачать файл)

художественного творчества и исполнительского мастерства в  музыке, живописи, скульптуре, актерские  способности. Одна из серьезных проблем  состоит в том, чтобы в общеобразовательной  школе признавались и уважались  эти способности. Эти дети уделяют  много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто  нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании  со стороны учителей и сверстников.

b) Общая интеллектуальная  и академическая одаренность.

Главным является то, что дети с одаренностью этого  вида быстро овладевают основополагающими  понятиями, легко запоминают и сохраняют  информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам  и является более частой и избирательной.

Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и  быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или  биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые  воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений  в относительно узкой области  создает свои проблемы в школе  и в семье. Родители и учителя  иногда недовольны тем, что ребенок  не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его  одаренность и не пробуют найти  возможности для поддержки и  развития специального дарования.

c) Творческая одаренность.

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости  выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом  всех видов одаренности, которые  не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности - творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи  отстаивают правомерность существования  творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек  зрения такова, что одаренность порождается  или способностью продуцировать, выдвигать  новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

Вместе с тем  исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко  обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые  вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

· Отсутствие внимания условностям и авторитетам;

· Большая независимость  в суждениях;

· Тонкое чувство  юмора;

· Отсутствие внимания к порядку и организации работы;

· Яркий темперамент;

· Социальная одаренность.

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с  другими людьми. Выделяют такие структурные  элементы социальной одаренности как  социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

Социальная одаренность  выступает как предпосылка высокой  успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таим образом, понятие социальной одаренности  охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных  отношений. Эти особенности позволяют  быть лидером, то есть проявлять лидерскую  одаренность, которую можно рассматривать  как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество  определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общие черты:

· Интеллект выше среднего;

· Умение принимать  решение;

· Способность иметь  дело с абстрактными понятиями, с  планированием будущего, с временными ограничениями;

· Ощущение цели, направления  движения;

· Гибкость; приспосабливаемость;

· Чувство ответственности;

· Уверенность в  себе и знание себя;

· Настойчивость;

· Энтузиазм;

· Умение ясно выражать мысли;

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному  и встречают специфические барьеры  на пути своего развития в зависимости  от индивидуальных особенностей и своеобразия  окружения ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Гениальность

I. Сходство гениальных людей с помешанными

“Гений - человек  одержимый, но он творец...” Н. А. Бердяев

Как ни жесток и печален  такого рода парадокс, но, рассматривая его с научной точки зрения, можно сказать, что в некоторых  отношениях он вполне основателен, хотя с первого взгляда и кажется  нелепым.

О гениальных людях, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю  жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина  и члена общества. Микеланджело постоянно  твердил, что “его искусство заменяет ему жену”.

Нередки случаи, когда  вследствие тех же причин, которые  так часто вызывают сумасшествие, то есть вследствие болезней и повреждения  головы, самые обыкновенные люди превращаются в гениальных. Вико в детстве упал с высочайшей лестницы и раздробил себе правую теменную кость. Гратри, вначале плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Мабильон, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими талантами, которые развились в нём вследствие полученной им раны в голову.

Этой зависимостью гения от патологических изменений  отчасти можно объяснить любопытную особенность гениальности по сравнению  с талантом: она является чем-то бессознательным  и проявляется совершенно неожиданно.

Юрген Мейер говорит, что талантливый человек действует  строго обдуманно; он знает, как и  почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна.

Те из гениальных людей, которые наблюдали за собою, говорят, что под влиянием вдохновения  они испытывают какое-то невыразимо приятное лихорадочное состояние, во время  которого мысли невольно родятся  в их уме и брызжут сами собою, точно искры.

Наполеон говорил, что исход битв зависит от одного мгновения, от одной мысли, временно оставшейся бездеятельной; при наступлении  благоприятного момента она вспыхивает, подобно искре, и в результате является победа (Моро). Сократ первый указал на то, что поэты создают  свои произведения не вследствие старания или искусства, но благодаря некоторому природному инстинкту. Таким же образом  прорицатели говорят прекрасные вещи, совершенно не сознавая этого.

“Все гениальные произведения, - говорит Вольтер  в письме к Дидро, - созданы инстинктивно. Философы целого мира вместе не могли  бы написать Армиды Кино или басни “Мор зверей”, которую Лафонтен диктовал, даже не зная хорошенько, что из нее выйдет. Корнель написал трагедию “Гораций” так же инстинктивно, как птица вьет гнездо”.

Таким образом, величайшие идеи мыслителей, подготовленные, так  сказать, уже полученными впечатлениями  и в высшей степени чувствительной организацией субъекта, родятся внезапно и развиваются настолько же бессознательно, как и необдуманные поступки помешанных. Этой же бессознательностью объясняется  непоколебимость убеждений в  людях, фанатически усвоивших себе известные убеждения. Но как только прошел момент экстаза, возбуждения, гений превращается в обыкновенного человека или падает еще ниже, так как отсутствие равномерности (равновесия) есть один из признаков гениальной натуры. Не подлежит никакому сомнению, что между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство. Латинская пословица гласит: “Aut insanit homo, aut versus fecit” (“Или безумец, или стихоплет”).

Очевидно, все они  инстинктивно употребляли такие  средства, которые временно усиливают  прилив крови к голове в ущерб  остальным членам тела. Здесь кстати упомянуть о том, что многие из даровитых и в особенности  гениальных людей злоупотребляли спиртными  напитками.

Замечено, что почти  все великие создания мыслителей получают окончательную форму или по крайней мере выясняются под влиянием какого-нибудь специального ощущения, которое играет здесь, так сказать, роль капли соленой воды в хорошо устроенном вольтовом столбе. Факты доказывают, что все великие открытия были сделаны под влиянием органов чувств, как это подтверждает и Молешотт. Несколько лягушек, из которых предполагалось приготовить целебный отвар для жены Гальвани, стали причиной открытия гальванизма. Изохронические (одновременные) качания люстры и падение яблока натолкнули Ньютона и Галилея на создание великих систем. Взглянув на какого-то носильщика, Леонардо задумал своего Иуду, а Торвальдсен нашел подходящую позу для сидящего ангела при виде кривляний своего натурщика и т.д.

Следует еще прибавить, что вдохновение, экстаз всегда переходят  в настоящие галлюцинации, потому что человек видит предметы, существующие лишь в его воображении. Так Гросси рассказывал, что однажды ночью, после того как он долго трудился над описанием появления призрака Прина, он увидел этот призрак перед собою и должен был зажечь свечу, чтобы избавиться от него. Баль рассказывает о сыне Рейнолдса, что он мог делать до трехсот портретов в год, так как ему было достаточно посмотреть на кого-нибудь в продолжение получаса, пока он набрасывал эскиз, чтобы потом уже это лицо постоянно было перед ним, как живое. Лютер слышал от сатаны аргументы, которых раньше он не мог придумать сам.

Если мы обратимся  теперь к решению вопроса - в чём  именно состоит физиологическое  отличие гениального человека от обыкновенного, то, на основании автобиографий  и наблюдений, найдем, что по большей  части вся разница между ними заключается в утонченной и почти  болезненной впечатлительности  первого.

По мере развития умственных способностей впечатлительность  растет и достигает наибольшей силы в гениальных личностях, являясь  источником их страданий и славы. Эти избранные натуры более чувствительны  в количественном и качественном отношении, чем простые смертные, а воспринимаемые ими впечатления  отличаются глубиною, долго остаются в памяти и комбинируются различным  образом. Мелочи, случайные обстоятельства, подробности, незаметные для обыкновенного  человека,

глубоко западают им в душу и перерабатываются на тысячу ладов, чтобы воспроизвести то, что  обыкновенно называют творчеством,

Лорби видел ученых, падавших в обморок от восторга при чтении сочинений Гомера.

Живописец Франчиа умер от восхищения, после того как увидел картину Рафаэля.

Но именно эта  слишком сильная впечатлительность  гениальных или только даровитых  людей является в громадном большинстве  случаев причиною их несчастий, как  действительных, так и воображаемых. Гений раздражается всем, и что  для обыкновенных людей кажется  просто булавочными уколами, то при  его чувствительности уже представляется ему ударом кинжала. Болезненная впечатлительность порождает также и непомерное тщеславие, которым отличаются не только люди гениальные, но и вообще ученые, начиная с древнейших времен;

Поэт Люций не вставал с места при появлении Юлия Цезаря в собрании поэтов, потому что считал себя выше его в искусстве стихосложения.

Шопенгауэр приходил в ярость и отказывался платить  по счетам, если его фамилия была написана через два “n”.

Все, кому выпало на долю редкое счастье жить в обществе гениальных людей, поражались их способностью перетолковывать в дурную сторону  каждый поступок окружающих, видеть всюду  преследования и во всём находить повод к глубокой, бесконечной  меланхолии. Эта способность обусловливается  именно более сильным развитием  умственных сил, благодаря которым  даровитый человек более способен находить истину и в то же время  легче придумывает ложные доводы в подтверждение основательности  своего мучительного заблуждения. Отчасти  мрачный взгляд гениев на окружающее зависит, впрочем, и от того, что, являясь  новаторами в умственной сфере, они  с непоколебимой твердостью отталкивают  от себя большинство дюжинных людей.

Но все-таки главнейшую причину меланхолии и недовольства жизнью избранных натур по Ч.Ломброзо составляет закон динамизма и равновесия, управляющий также и нервной системой, закон, по которому вслед за чрезмерной тратой или развитием силы является чрезмерный упадок той же самой силы,

Иногда чувствительность искажается и делается односторонней, сосредоточиваясь на одном каком-нибудь пункте. Несколько идей известного порядка и некоторые особенно излюбленные ощущения понемногу  приобретают значение главного (специфического) стимула, действующего на мозг великих  людей и даже на весь организм.

Пуассон говорил, что  жить стоит лишь для того, чтобы  заниматься математикой. Д'Аламбер и Менаж, спокойно переносившие самые мучительные операции, плакали от легких уколов критики. Лючио де Лансеваль смеялся, когда ему отрезали ногу, но не мог вынести резкой критики Жофруа.

Информация о работе Одаренность