Одаренность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 15:23, реферат

Описание работы

Хотя психология как наука сложилась относительно недавно, ее компоненты всегда интересовали людей, поскольку психология - это наша жизнь, она с нами везде и всюду. Поэтому по каждому вопросу этой науки, как это не странно, существует если не много, но точно несколько теорий, опровергающие одна другую или переплетающихся в каких-либо моментах. Так, и тема одаренности и гениальности в психологии не обошла стороной. «…чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность». (Ю.Б. Гиппенрейтер)

Файлы: 1 файл

Психология гениальности.docx

— 67.44 Кб (Скачать файл)

Следует еще заметить, что среди гениальных или скорее ученых людей часто встречаются  те узкие специалисты, которых Вахдакоф называет “монотипичными” субъектами; они всю жизнь занимаются одним каким-нибудь выводом, сначала занимающим их мозг и затем охватывающим его всецело: так, Бекман в продолжение целой жизни изучал патологию почек, Фреснер - луну, Мкейер - муравьев, что представляет огромное сходство с мономанами.

Вследствие такой  преувеличенной и сосредоточенной  чувствительности великих людей  и помешанных чрезвычайно трудно убедить или разубедить в чём  бы то ни было. И это понятно: источник истинных и ложных представлений  лежит у них глубже и развит сильнее, нежели у людей обыкновенных, для которых мнения составляют только основную форму, род одежды, меняемой по прихоти моды или по требованию обстоятельств. Отсюда следует, с одной  стороны, что не должно никому верить безусловно, даже великим людям, а с другой стороны, что моральное лечение мало приносит пользы помешанным.

Крайнее и одностороннее  развитие чувствительности, без сомнения, служит причиной тех странных поступков  вследствие временной анестезии  и анальгезии, которые свойственны  великим гениям наравне с помешанными.

Так, о Ньютоне  рассказывают, что однажды он стал набивать себе трубку пальцем своей  племянницы и что, когда ему случалось  уходить из комнаты, чтобы принести какую-нибудь вещь, он всегда возвращался, не захватив ее. Бетховен и Ньютон, принявшись - один за музыкальные композиции, а  другой за решение задач, до такой  степени становились нечувствительными  к голоду, что бранили слуг, когда  те приносили им кушанья, уверяя, что  они уже пообедали. Джиоия в припадке творчества написал целую главу на доске письменного стола вместо бумаги.

Подобным же образом  объясняется, почему великие гении  не могут иногда усвоить понятий, доступных самым дюжинным умам, и  в то же время высказывают такие  смелые идеи, которые большинству  кажутся нелепыми. Дело в том, что  большей впечатлительности соответствует  и большая ограниченность мышления. Ум, находящийся под влиянием экстаза, не воспринимает слишком простых  и лёгких положений, не соответствующих  его мощной энергии. Так, Монж, делавший самые сложные дифференциальные вычисления, затруднялся в извлечении квадратного корня, хотя эту задачу легко решил бы всякий ученик.

Гаген считает оригинальность тем качеством, которое резко отличает гений от таланта. Точно так же Юрген Мейер говорит: “Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - совершенно новое. Первая делает открытия и подтверждает их, вторая изобретает и создает. Талантливый человек - это стрелок, попадающий в цель, которая кажется нам труднодоступной; гений попадает в цель, которой нам даже и не видно. Оригинальность - в натуре гения”.

Гений обладает способностью угадывать то, что ему не вполне известно: например Гёте подробно описал Италию, еще не видивши ее. Именно вследствие такой прозорливости, возвышающейся над общим уровнем, и благодаря тому, что гений, поглощенный высшими соображениями, отличается от толпы в сверхпоступках или даже, подобно сумасшедшим (но в противоположность талантливым людям), обнаруживает склонность к беспорядочности, - гениальные натуры встречают презрение со стороны большинства, которое, не замечая промежуточных пунктов в их творчестве, видит только расхождение сделанных ими выводов с общепризнанными и странности в их поведении.

Если некоторые  из этих последних и обнаруживают недюжинные умственные способности, то это лишь в сравнительно редких случаях, и притом ум их всегда односторонен: гораздо чаще мы замечаем у них  недостаток усидчивости, прилежания, твердости  характера, внимания, аккуратности, памяти - главных качеств гения. И остаются они по большей части всю жизнь  одинокими, необщительными, равнодушными или нечувствительными к тому, что волнует род людской, точно  их окружает какая-то особенная, им одним  принадлежащая атмосфера. Возможно ли сравнивать их с теми великими гениями, которые спокойно и с сознанием собственных сил неуклонно следовали по раз избранному пути к своей

высокой цели, не падая  духом в несчастьях и не позволяя себе увлечься какой бы то ни было страстью!

2. Исключительные  способности и таланты идиотов-гениев

Из одной научно-популярной книги в другую кочует утверждение: человек использует лишь около 1/10 части нейронов своего мозга, а вот если бы включить все 9 десятых, мы все стали бы гениями. Однако сейчас психологи полагают, что дело обстоит как раз наоборот: чтобы стать гением, нужно отключить часть собственного мозга.

Психологам и психиатрам известны так называемые идиоты-гении - умственно отсталые люди, обладающие исключительными способностями  в какой-то одной, обычно достаточно узкой области (слово «идиот»  здесь надо понимать в исходном древнегреческом  смысле: особый, странный). Открыто это  явление в конце прошлого века и с тех пор в научных  трудах описано около сотни таких  случаев. Примерно 25 идиотов-гениев известны учёным и сейчас. Широкая публика представляет себе такие феномены по известному фильму «Человек дождя». Все эти люди показывают низкие результаты в тестах интеллекта, почти неспособны общаться, страдают аутизмом, т.е. болезненной замкнутостью в себе. Но они проявляют удивительные способности в математике, музыке, изобразительном искусстве или в других областях. Один из них, едва взглянув на любое здание, может изготовить его детальнейший архитектурный рисунок. Другой, не глядя на часы, в любой момент знает время с точностью до секунды. Третий, посмотрев на любой предмет, называет его размер с точностью до 2-3 мм. Четвёртый говорит на 24 языках, включая пару придуманных им самим. Кто-то знает наизусть и свободно цитирует толстый телефонный справочник большого города и т.д.

Согласно новой гипотезе Джона Митчелла из Центра изучения разума в Канберре, такими способностями  обладает каждый из нас и их довольно несложно пробудить. Авторы гипотезы утверждают, что способности, проявляющиеся  у идиотов-гениев, маскируются у  обычных людей более высокими формами мышления. Мы автоматически  стараемся осмысливать факты  и наблюдения, а "человек дождя» этим не занимается, останавливаясь на голых фактах и не переходя к обобщениям и концепциям. Эта работа выполняется  у него низшими более простыми

отделами мозга. У обычных  людей они тоже действуют, но их «заглушают»  более высоко развитые отделы.

Например, при попадании  изображения на сетчатку глаза разные участки мозга, работая по отдельности, идентифицируют каждый аспект изображения: цвет, форму, движение положение, и т.д. Эти компоненты затем синтезируются  в единый комплекс и передаются в  высшие отделы мозга, а те осмысливают  увиденное. В норме мы не осознаём этот процесс. И хорошо, иначе наше сознание забивалось бы массой разрозненных деталей, каждая из которых не имеет особого смысла. Мозг вычёркивает ненужную информацию. У «гениальных идиотов» такого редактирования не происходит, так что они воспринимают всё окружающее с невероятными, обычно не замечаемыми нами подробностями.

Один из любимых трюков феноменально одарённых людей, которых  называют «чудо-счётчиками» - календарные расчёты. Например за 2-3 секунды они могут сказать каким днём недели будет 1 сентября 2039 года. Снайдер утверждает, что и вы способны на такие моментальные расчёты, но ответ остаётся в подсозании, поскольку высшие отделы мозга, осознавая полную практическую бесполезность расчёта, подавляют его результат, не допуская «вывода на монитор». Австралийские учёные уверены, что любому из нас свойственно моментально определять высоту и продолжительность ноты в музыке, просто мозг осознаёт бесполезность такой информации, и в результате мы воспринимаем музыку как единое целое, а не как последовательность нот определённой высоты и продолжительности.

Возможно, сняв цензуру сознания, можно продемонстрировать себе и  миру свои необычайные способности.

И знаменитые случаи открытий, сделанных во сне (таблица Менделеева, строение бензола и т.д.), также  объясняются отключением мозга  во время сна, что позволяет разуму рассматривать самые, казалось бы, неприемлемые варианты гипотез или изобретений.

Имеются факты противоречащие теории о том, что способностей «гениев-идиотов» да и просто талантливых людей можно добиться усиленными упражнениями. Умственно отсталая девочка Надя Н. с трёхлетнего возраста умела великолепно рисовать лошадей в разных позах и ракурсах. В отличие от обычных детей, которые проходят стадии от рисования «бяк-закаляк» и головастиков с палочками вместо рук и ног, Надя стала рисовать лошадей блестяще с того самого момента, как её пальчики стали держать карандаш. Не было ни обучения, ни упражнений. Известны дети, умеющие моментально рассчитывать дни недели любого месяца и года, ещё не овладев оперцией деления, и научившиеся своей способности без помощи взрослых.

Возможно все мы в раннем детстве «гении-идиоты» или вундеркинды, ведь каждый ребёнок осваивает свой родной язык, хотя его специально этому  не учат. Установлено, что восьмимесячные младенцы бессознательно выполняют  фантастически сложные вычисления, позволяющие им понять, где в потоке речи кончается одно слово и начинается следующее. И вскоре ребёнок просто знает, где проходят границы между  словами в произнесённой фразе. Взрослому напротив, приходится специально учить новый язык - просто жить среди  его носителей оказывается недостаточно. У детей чаще встречается абсолютная зрительная память, позволяющая хранить  и воспроизводить увиденное перед умственным взором с фотографической точностью. Снайдер и Митчелл считают, что у взрослых эти способности теряются по мере того, как взрослеющий мозг изменяет способы переработки информации.

3. Влияние атмосферных явлений на гениальных людей и помешанных

На основании целого ряда тщательных наблюдений ученые установили, что психическое состояние помешанных изменяется под влиянием колебаний  барометра и термометра. Изучение 23 602 случаев доказало, что развитие умопомешательства совпадает обыкновенно  с повышением температуры весной и летом и даже идет параллельно  с ним, но при этом весенняя жара, вследствие контраста с зимним холодом, действует еще сильнее летней, тогда как сравнительно ровная теплота  августовских дней оказывает менее  губительное влияние. Полнейшая  аналогия с этими явлениями замечается и в тех людях, которых - трудно сказать, благодетельная или жестокая, - природа щедро одарила умственными  способностями. Редкие из этих людей  не говорили сами, что атмосферные  явления производят на них громадное  влияние. В своих личных сношениях  и в письмах они постоянно  жаловались на вредное действие на них изменений температуры, с  которым они должны были иногда выдерживать  ожесточенную борьбу, чтобы уничтожить или смягчить роковое влияние  дурной погоды, ослабляющей и задерживающей  смелый полет их фантазии. “Когда я  здоров и погода ясная, я чувствую себя порядочным человеком”, - писал  Монтень. “Во время сильных ветров мне кажется, что мозг у меня не в порядке”, - говорил Дидро.

Наполеон, сказавший, что  “человек есть продукт физических и нравственных условий”, не мог  выносить легкого ветра и до того любил тепло, что приказывал топить в комнате даже в июле. Кабинеты Вольтера и Бюффона отапливались во всякое время года. Руссо говорил, что солнечные лучи в летнюю пору вызывают в нем творческую деятельность, и он подставлял под них свою голову в самый полдень.

Байрон говорил о себе, что боится холода, точно газель. Гейне уверял, что он более способен писать стихи во Франции, чем в  Германии с ее суровым климатом. “Гром гремит, идет снег, - пишет  он в одном из своих писем, - в  камине у меня мало огня, и письмо мое холодно”.

Салваторе Роза, по словам леди Морган, смеялся в молодости над тем преувеличенным значением, какое будто бы оказывает погода на творчество гениальных людей, но, состарившись, оживлялся и получал способность мыслить лишь с наступлением весны; в последние годы жизни он мог заниматься живописью только летом. В мае Шиллер писал: “Я надеюсь сделать много, если погода не изменится к худшему”.

Из всех этих примеров можно  уже с некоторым основанием сделать  вывод: высокая температура, благоприятно действующая на растительность, способствует, за немногими исключениями, и продуктивности гения, подобно тому как он вызывает более сильное возбуждение в помешанных.

Ч. Ломброзо утверждает: “Если бы историки, исписавшие столько бумаги и потратившие столько времени на подробнейшее изображение жестоких битв или авантюрных предприятий, осуществленных королями и героями, если бы эти историки с такой же тщательностью исследовали достопамятную эпоху, когда было сделано то или другое великое открытие или когда было задумано замечательное произведение искусства, то они почти наверное убедились бы, что в наиболее знойные месяцы и дни оказываются самыми плодовитыми не только для всей физической природы, но также и для гениальных умов”.

При всей кажущейся неправдоподобности такого влияния оно подтверждается множеством несомненных фактов. Данте  сочинил свой первый сонет 15 июня 1282 года, весной 1300 года он написал “Vita nuova”, а 3 апреля начал писать свою великую поэму.

Мильтон задумал свою поэму  весной.

Галилей открыл кольцо Сатурна  в апреле 1611 года.

Лучшие вещи Фосколо были написаны в июле и августе.

Вольтер написал “Танкреда” в августе.

Байрон окончил в сентябре 4-ю песню “Pelligrinaggio”, в июле “Пророчество Данте”, а летом в Швейцарии - “Шильонского узника”, “Мрак” и “Сон”.

Леонардо да Винчи задумал  статую Франческо Сфорца и начал писать свое сочинение “О свете и тени” 23 апреля 1490 года.

Первая мысль об открытии Америки явилась у Колумба  в конце мая и в начале июня 1474 года, когда он задумал отыскать западный путь в Индию.

Кеплер в мае 1618 года открыл законы движения мировых тел.

Открытие Скиапарелли относительно падающих звезд было сделано в августе 1866 года.

Информация о работе Одаренность