Одаренные дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить психологические особенности детской одаренности.
Задачи:
- раскрыть в полном объеме понятия способности, задатки, одаренность;
- охарактеризовать виды одаренности;
- изучить основные концепции одаренности;
- рассмотреть особенности и возможности учебно-воспитательного процесса в ходе работы с одаренными детьми.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Психологические проявления детской одаренности……………5
1.1. Понятие и определение одаренности у детей……………....5
1.2. Виды одаренности……………………………………………..9
1.3. Основные концепции одаренности…………………………..13
1.4. Сложности психического развития одаренных детей………17
Глава 2. Особенности учебно-воспитательного процесса
с одаренными детьми…………………………………………….20
2.1. Обучение одаренных детей……………………………………20
2.2. Подготовка педагога к взаимодействию
с одаренными детьми……………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………26
Список литературы…………………………………………………………..28
Приложения………………………………………………………………… 30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТАОдаренные дети.docx

— 163.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1.  Психологические проявления детской одаренности……………5

              1.1. Понятие   и определение  одаренности у детей……………....5

             1.2. Виды одаренности……………………………………………..9

   1.3. Основные концепции  одаренности…………………………..13

             1.4. Сложности психического развития одаренных детей………17

 Глава 2. Особенности учебно-воспитательного процесса

       с одаренными  детьми…………………………………………….20

            2.1. Обучение  одаренных детей……………………………………20

            2.2. Подготовка педагога к взаимодействию

        с одаренными детьми……………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………26

Список  литературы…………………………………………………………..28

Приложения…………………………………………………………………   30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Сегодня при переходе общества к инновационной экономике к провозглашенным лозунгам: «модернизация» и «выращивание интеллектуальной элиты» добавился призыв к воспитанию конкурентоспособной личности.

Конкурентоспособная личность — это личность, обладающая богатыми возможностями, более высокими, чем у других. В этом плане одаренные дети являются резервом решения поставленной проблемы. Поэтому в настоящее время особое внимание педагогов и психологов привлечено к поиску одаренной молодежи. В  этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.  

В связи с этим актуальной становится тема данной курсовой работы.

Очень важно вовремя  разглядеть в ребенке черты одаренности. Помочь ему стать успешным взрослым, успешным в учебе, карьере, жизни.  Уже существуют способы выявления одаренных детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему.

Вопросами одаренности детей и ранее занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора. На основе идей психологов Дж.Кэррола и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж.Брюно.

Проблемы одаренности изучали отечественные психологи:                    С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. М. Матюшкин, Н. Б. Шумакова, Г.Д. Чистякова В.С. Юркевич и другие. Видное место в русской психологии занимают работы по изучению психики одаренных детей Н. С. Лейтеса.

 Однако проблема диагностики  и развития высоко одаренных  и талантливых детей на всех  этапах их обучения, проблема  понимания детьми своей одаренности  и личной ответственности за  творческую самореализацию существует.

   

Предметом изучения данной курсовой работы является одаренность. Объектом изучения – дети раннего  и школьного возраста.

Цель курсовой работы - изучить психологические особенности детской одаренности.

Задачи:

-   раскрыть в полном объеме понятия способности, задатки,    одаренность;

-  охарактеризовать виды одаренности;

- изучить основные концепции одаренности;

- рассмотреть особенности и возможности учебно-воспитательного процесса в ходе работы с одаренными детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Психологические проявления

детской одаренности

 

1.1. Понятие   и определение  одаренности у детей

Прежде, чем приступить к  исследованию детской одаренности,  для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки.

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся  в одинаковых условиях, достигают  разных успехов, мы обращаемся к понятию  способности, полагая, что разницу  в успехах людей можно объяснить  именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины  быстрого усвоения знаний и приобретения умений и навыков одними людьми и  долгого обучения других. Таким образом, способности – это отдельные  психические свойства, обусловливающие  возможности человека в тех или  иных видах деятельности.

Известный психолог Ю.Б. Гиппенрейтер  дает такое определение: «Способности определяются как индивидуально-психологические  особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными  видами деятельности и к их успешному  осуществлению» [1, c. 276] 

В психологии принято различать  специальные способности (например, к тем или иным видам искусства, к языкам, к литературе, к технике  и т.д.) и общие, которые находят  применение в очень многих видах  деятельности.

Для развития способностей должны быть природные предпосылки  – задатки.  «Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности  нервной системы, составляющие природную  основу развития способностей» [8, с. 539].  Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

До настоящего времени  существуют различные точки зрения на природу способностей. Одним из самых распространенных является утверждение  о врожденности способностей. В отечественной  психологической науке концепцию  наследственного характера способностей считают весьма интересной, но не объясняющей  все факты проявления способностей. И в то же время отечественные  психологи не отрицают врожденности задатков и особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями  успешного выполнения определенной деятельности. Можно сказать, что  в отечественной психологии сложилась  такая позиция: способности человека по своей природе биосоциальны.

Таким образом, наследственность имеет большое значение для развития способностей, поскольку особенности  анатомо-физиологического строения нервной  системы человека в значительной  степени определяют его задатки. Но, с другой стороны, сами по себе задатки  не означают, что у человека разовьются соответствующие способности. Развитие способностей зависит от многих условий: от особенностей воспитания, потребности  общества в той или иной деятельности, особенности системы образования  и других социальных условий [8, с. 548].

Если словом «способности»  принято называть отдельные психические  свойства, то одаренностью называют своеобразное сочетание способностей у человека, единство которое они составляют. Словом «одаренность» обозначают также высокий уровень способностей [7, с. 285]

Сложность проблемы определения  одаренности в значительной мере связана со спецификой детской одаренности.  Одаренный ребенок -это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в  том или ином виде деятельности. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны  чрезвычайными возможностями детских лет  жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные   годы стремительное   умственное развитие происходит у всех  детей, оказывая решающий вклад   детских лет в становление интеллекта [6, c. 14].

Основная трудность выявления  в пору детства признаков одаренности  и состоит  в том, что в них  непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая  у ребенка высокая  умственная активность, особая готовность к напряжению  — это внутреннее условие умственного роста. И  не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Раннее проявление одаренности еще не означает, что перед нами будущий гений. Многие очень способные дети, по умственному развитию опережающие своих сверстников, постепенно утрачивают свои преимущества, выравниваются и в итоге через несколько лет уже не отличаются от детей своего возраста. 

Известный отечественный  психолог Н.С.Лейтес вводит понятие  «возрастная одаренность», подразумевая под этим проявляющиеся в ходе созревания возрастные предпосылки  одаренности. Таким термином привлекается внимание к тому, что необычные  возможности ребенка на том или  ином возрастном этапе еще не означают сохранения этого уровня и своеобразия  его возможностей в более зрелые годы.  Многое будет зависеть, например, от правильного самоопределения.  «Из сказанного следует, что выражения  «одаренные дети», «выдающиеся дети» (применительно к умственной сфере  школьников) – весьма условные, их следует  применять с осторожностью: такие  характеристики имеют значение только чего-то предварительного. Нужно знать, что существует такое явление, как  возрастная одаренность», писал Н.С.Лейтес [5, c.5]

Феномен ранней детской одаренности  относится к числу явлений, которые  пытаются разгадать многие ученые. Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. На сегодняшний день большинство ученых признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это результат взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Дети, которые демонстрируют выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников в других областях. Однако, чаще всего, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.

Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Недостаток информации, которую можно  усвоить и переработать, одаренные  дети воспринимают болезненно. Поэтому  ограничение их активности чревато  негативными реакциями невротического характера.

«Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем»[11, с.17].

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным  мышлением. Их отличает способность  классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще     всего  внимание к     одаренным детям    привлекает их  большой словарный  запас, сопровождающийся  сложными синтаксическими конструкциями, а также   умение ставить вопросы.   Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать   их собственные понятия и воображаемые события. Они предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренных детей также отличает  повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений [6, c.13].

Можно сказать, что  признаки одаренности вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности. Тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство одаренных детей:

  • повышенная познавательная потребность, которая проявляется в готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;
  • ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо  предметом, погруженность в то или иное дело;
  • высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству [3, с. 202]

 

1.2. Виды одаренности

Несмотря на общие признаки, одаренные дети сильно отличаются друг от друга  по видам одаренности. Существует множество классификаций одаренности. Остановимся на классификации, приведенной в работе        Н.С. Лейтеса  «Психология одаренности детей и подростков» [6]. Он выделил следующие виды одаренности: художественная одаренность, общая интеллектуальная и академическая одаренность, творческая одаренность и социальная или лидерская одаренность.

Художественная  одаренность.

Художественная одаренность поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Она подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства  в музыке, живописи, скульптуре,  актерские способности. Главная проблема заключается в том, что эти способности не всегда находят признание и уважение в общеобразовательной школе. Дело в том, что  дети с художественной одаренностью уделяют много времени и энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области.  И у них остается очень мало времени и возможностей для успешной учебы. Они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в особом внимании со стороны учителей и понимании  сверстников [6, c. 92].

Информация о работе Одаренные дети