Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 18:20, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить психологические особенности детской одаренности.
Задачи:
- раскрыть в полном объеме понятия способности, задатки, одаренность;
- охарактеризовать виды одаренности;
- изучить основные концепции одаренности;
- рассмотреть особенности и возможности учебно-воспитательного процесса в ходе работы с одаренными детьми.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Психологические проявления детской одаренности……………5
1.1. Понятие и определение одаренности у детей……………....5
1.2. Виды одаренности……………………………………………..9
1.3. Основные концепции одаренности…………………………..13
1.4. Сложности психического развития одаренных детей………17
Глава 2. Особенности учебно-воспитательного процесса
с одаренными детьми…………………………………………….20
2.1. Обучение одаренных детей……………………………………20
2.2. Подготовка педагога к взаимодействию
с одаренными детьми……………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………26
Список литературы…………………………………………………………..28
Приложения………………………………………………………………… 30
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психологические проявления детской одаренности……………5
1.1. Понятие и определение одаренности у детей……………....5
1.2. Виды одаренности……………………………………………..
1.3. Основные концепции одаренности…………………………..13
1.4. Сложности психического развития одаренных детей………17
Глава 2. Особенности учебно-воспитательного процесса
с одаренными детьми…………………………………………….20
2.1. Обучение одаренных детей……………………………………20
2.2. Подготовка педагога к взаимодействию
с одаренными детьми……………………………………………23
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Сегодня при переходе общества к инновационной экономике к провозглашенным лозунгам: «модернизация» и «выращивание интеллектуальной элиты» добавился призыв к воспитанию конкурентоспособной личности.
Конкурентоспособная личность — это личность, обладающая богатыми возможностями, более высокими, чем у других. В этом плане одаренные дети являются резервом решения поставленной проблемы. Поэтому в настоящее время особое внимание педагогов и психологов привлечено к поиску одаренной молодежи. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
В связи с этим актуальной становится тема данной курсовой работы.
Очень важно вовремя разглядеть в ребенке черты одаренности. Помочь ему стать успешным взрослым, успешным в учебе, карьере, жизни. Уже существуют способы выявления одаренных детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Вопросами одаренности детей и ранее занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора. На основе идей психологов Дж.Кэррола и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж.Брюно. Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. М. Матюшкин, Н. Б. Шумакова, Г.Д. Чистякова В.С. Юркевич и другие. Видное место в русской психологии занимают работы по изучению психики одаренных детей Н. С. Лейтеса. Однако проблема диагностики
и развития высоко одаренных
и талантливых детей на всех
этапах их обучения, проблема
понимания детьми своей |
Предметом изучения данной курсовой работы является одаренность. Объектом изучения – дети раннего и школьного возраста.
Цель курсовой работы - изучить психологические особенности детской одаренности.
Задачи:
- раскрыть в полном объеме понятия способности, задатки, одаренность;
- охарактеризовать виды одаренности;
- изучить основные концепции одаренности;
- рассмотреть особенности и возможности учебно-воспитательного процесса в ходе работы с одаренными детьми.
Глава 1. Психологические проявления
детской одаренности
1.1. Понятие и определение одаренности у детей
Прежде, чем приступить к исследованию детской одаренности, для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки.
Очень часто, когда мы пытаемся
объяснить, почему люди, оказавшиеся
в одинаковых условиях, достигают
разных успехов, мы обращаемся к понятию
способности, полагая, что разницу
в успехах людей можно
Известный психолог Ю.Б. Гиппенрейтер
дает такое определение: «Способности
определяются как индивидуально-
В психологии принято различать специальные способности (например, к тем или иным видам искусства, к языкам, к литературе, к технике и т.д.) и общие, которые находят применение в очень многих видах деятельности.
Для развития способностей
должны быть природные предпосылки
– задатки. «Под задатками понимаются
анатомо-физиологические
До настоящего времени
существуют различные точки зрения
на природу способностей. Одним из
самых распространенных является утверждение
о врожденности способностей. В отечественной
психологической науке
Таким образом, наследственность
имеет большое значение для развития
способностей, поскольку особенности
анатомо-физиологического строения нервной
системы человека в значительной
степени определяют его задатки.
Но, с другой стороны, сами по себе задатки
не означают, что у человека разовьются
соответствующие способности. Развитие
способностей зависит от многих условий:
от особенностей воспитания, потребности
общества в той или иной деятельности,
особенности системы
Если словом «способности» принято называть отдельные психические свойства, то одаренностью называют своеобразное сочетание способностей у человека, единство которое они составляют. Словом «одаренность» обозначают также высокий уровень способностей [7, с. 285]
Сложность проблемы определения одаренности в значительной мере связана со спецификой детской одаренности. Одаренный ребенок -это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта [6, c. 14].
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Раннее проявление одаренности еще не означает, что перед нами будущий гений. Многие очень способные дети, по умственному развитию опережающие своих сверстников, постепенно утрачивают свои преимущества, выравниваются и в итоге через несколько лет уже не отличаются от детей своего возраста.
Известный отечественный психолог Н.С.Лейтес вводит понятие «возрастная одаренность», подразумевая под этим проявляющиеся в ходе созревания возрастные предпосылки одаренности. Таким термином привлекается внимание к тому, что необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранения этого уровня и своеобразия его возможностей в более зрелые годы. Многое будет зависеть, например, от правильного самоопределения. «Из сказанного следует, что выражения «одаренные дети», «выдающиеся дети» (применительно к умственной сфере школьников) – весьма условные, их следует применять с осторожностью: такие характеристики имеют значение только чего-то предварительного. Нужно знать, что существует такое явление, как возрастная одаренность», писал Н.С.Лейтес [5, c.5]
Феномен ранней детской одаренности относится к числу явлений, которые пытаются разгадать многие ученые. Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. На сегодняшний день большинство ученых признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это результат взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Дети, которые демонстрируют выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников в других областях. Однако, чаще всего, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.
Одаренных детей, как правило,
отличает высокая любознательность
и исследовательская
«Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем»[11, с.17].
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события. Они предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений [6, c.13].
Можно сказать, что признаки одаренности вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности. Тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство одаренных детей:
1.2. Виды одаренности
Несмотря на общие признаки,
одаренные дети сильно отличаются друг
от друга по видам одаренности. Существует
множество классификаций
Художественная одаренность.
Художественная одаренность поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Она подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Главная проблема заключается в том, что эти способности не всегда находят признание и уважение в общеобразовательной школе. Дело в том, что дети с художественной одаренностью уделяют много времени и энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. И у них остается очень мало времени и возможностей для успешной учебы. Они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в особом внимании со стороны учителей и понимании сверстников [6, c. 92].