Одаренные дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить психологические особенности детской одаренности.
Задачи:
- раскрыть в полном объеме понятия способности, задатки, одаренность;
- охарактеризовать виды одаренности;
- изучить основные концепции одаренности;
- рассмотреть особенности и возможности учебно-воспитательного процесса в ходе работы с одаренными детьми.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Психологические проявления детской одаренности……………5
1.1. Понятие и определение одаренности у детей……………....5
1.2. Виды одаренности……………………………………………..9
1.3. Основные концепции одаренности…………………………..13
1.4. Сложности психического развития одаренных детей………17
Глава 2. Особенности учебно-воспитательного процесса
с одаренными детьми…………………………………………….20
2.1. Обучение одаренных детей……………………………………20
2.2. Подготовка педагога к взаимодействию
с одаренными детьми……………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………26
Список литературы…………………………………………………………..28
Приложения………………………………………………………………… 30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТАОдаренные дети.docx

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Встреча с одаренным учащимся, по сути, является  для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ему  ни с чем не сравнимые положительные  переживания, в случае неудачи –  соответственно отрицательные. Но в  обоих случаях такая встреча  дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального  и личностного становления.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, проблема одаренности  представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы различных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, развития одаренных детей, проблемы их социализации, а также проблемы подготовки педагогов для работы с такими детьми.

Необходимо отметить, что одаренность  представляет собой сложное психическое явление, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики.

Часто общество воспринимает особенности одаренного ребенка  как аномальные, а порой даже как  признаки отставания. Это такие особенности  как: трудности в нахождении друзей; проблемы участия в играх сверстников, которые из-за высокого интеллектуального  развития им просто не интересны;  попытки  подстроиться под окружающих,  выглядеть  в их глазах «обычными»; трудности  в школе, которые объясняются  не правильно подобранной учебной  программой, подходом педагога, а также  проблемами в общении с одноклассниками.

Специалисты, исследовавшие  эту проблему, сделали вывод о  том, что особенности личностного  развития способных детей являются одним из факторов становления одаренности. Наиболее часто упоминаемые свойства личности, которые способствуют развитию потенциала это: трудолюбие, упорство в достижении цели, развитое целеполагание, чувство справедливости, чувство  юмора. Помимо этого, у одаренных  детей могут встречаться черты, которые могут тормозить развитие способностей, а именно: заниженная самооценка; отрицание, неспособность  прислушиваться к чужому мнению; застенчивость, тревожность и т.д. Исследователи  данной проблемы отмечают, что проявление тех или иных черт чаще всего зависит  от типа одаренности.

Одной из основных проблем  одаренности являются сложности  в обучении таких детей.  Среди  педагогов и психологов существует по этому поводу две точки зрения. Одни исследователи утверждают, что  для обучения таких детей необходимо создавать специальные классы или  даже специальные учебные заведения. Другие полагают, что  одаренные  дети должны обучаться вместе со всеми  детьми, иначе им сложно будет приспособиться к жизни в обществе.

Проблема заключается  также в том, что школа испытывает особые потребности в учебниках  и программах, в которых учитывались  бы индивидуальные особенности и  интересы одаренных детей. В современных  образовательных программах не закладываются  альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы основного  курса.

Так же стоит отметить, что  часто педагоги и родители не учитывают  тот факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. Это объясняется дефицитом знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.

Поэтому как за рубежом, так  и у нас в стране разрабатываются  новые программы развития одаренных  детей, дающие им возможность как  можно раньше начать реализовывать  свой потенциал.

По нашему мнению, внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться  лишь периодом его обучения в школе. Опыт показывает, что значительные трудности одаренные люди испытывают и в периоде профессионального самоопределения.

В заключение необходимо напомнить, что работа с такими детьми —  это сложный и трудоемкий процесс. Он требует от педагога постоянного  личностного роста, обновляемых  знаний в области психологии одаренных  детей и их обучения, а также  сотрудничества с психологами и непременно с родителями «вундеркиндов».

Список литературы

  1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию : курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006. – 336 с.
  2. Грабовский А. И.  К вопросу о классификации видов детской

одаренности // Педагогика. – 2003. - № 8. – С. 13-18.

  1. Зеленина Е. Б. Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать?

// Народное образование. – 2010. - № 8. – С. 201-206.

  1. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. – Харьков, 1996. – 301 с.
  2. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников : учеб.пособие. – М. : Академия, 2000. – 320 с.
  3. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков : учеб. пособие – М. : Академия, 2001. – 336 с.
  4. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы // Возрастная психология : хрестоматия / сост. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 2007. – С. 284-289.
  5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб : Питер, 2006. –  Гл. 23. Способности. – С. 536-550.
  6. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. - № 6. – С. 29-33.
  7.   Матюшкин А. М. Одаренные и талантливые дети / А. М. Матюшкин,   

    Д.  Сиск  // Вопросы психологии. – 2005. - № 4. – С. 88-97.

11.  Одаренные дети : пер. с англ.  /   под ред. Г. В. Бурменской,    В. М. Слуцкого. – М. : Прогресс, 1991. – 376 с.

12. Панов В.И. Одаренные  дети: выявление – обучение –  развитие // Педагогика. – 2001. - №  4. – С. 30-42.

13.  Рабочая концепция одаренности / под ред. В.Д.Шадрикова. – М., 1998.

 

14. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 232 с.

15. Савенков А.И. Одаренные дети: методики диагностики и стратегии   обучения // Интернет-ресурс. – Режим доступа http: // wikikurgan.orbitel.ru›

      16.Суходимцева А.П. Сетевая мастерская и педагогическое проектирование как условия развития одаренности школьников // Народное образование. – 2010. - № 6. – С. 177-180.

      17.   Терасье Ж.К. Сверходаренные дети. – М., 2005. – 368 с.

      18. Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. – М., 1977. –  

      373 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1

«Структура интеллекта»  Дж. Гилфорда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Модель Рендзулли 

 


Информация о работе Одаренные дети