Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 12:35, курсовая работа
Цель – выявить организационно-содержательные условия проведения занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ у детей старшей группы «Колокольчики» МДОУ Детский сад №58 "Золотой ключик".
В соответствии с целью можно поставить ряд задач:
- рассмотреть понятия и методологию проведения занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ;
- рассмотреть использование дидактических игр, соответствующих ФГТ;
- рассмотреть и проанализировать отличия проведения занятий в детском саду до и после внедрения ФГТ;
- провести диагностику уровня образовательного процесса по итогам занятий, основанных на ФГТ у детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента;
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы и направления проведения занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ……………………………………………………….5
1.1. Основные понятия и направления в проведении занятий в
условиях ФГТ……………………………………………………………………5
1.2. Основные требования к проведению занятий в соответствии с ФГТ……9
1.3. Основные отличия в проведении занятий в детском саду
при внедрении ФГТ………………………………………………………………9
1.3. Интегрированные занятия, как одна из форм интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста……………………………………..13
1.4. Основные направления программы дошкольного образования
в условиях ФГТ…………………………………………………………………13
2. Описание опытно-экспериментальной работы по проведению занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ……………………………………16
2.1. Диагностика образовательного процесса детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента в условиях внедрения ФГТ………...16
2.2. Рекомендации по проведению занятий в соответствии с ФГТ…………20
2.3. Анализ проведения занятий в условиях внедрения ФГТ……………….28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы и источников…………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы
и направления проведения
1.1. Основные понятия и
направления в проведении
условиях ФГТ………………………………………………
1.2. Основные
требования к проведению
1.3. Основные отличия в проведении занятий в детском саду
при внедрении ФГТ………………………………………………………………9
1.3. Интегрированные занятия, как одна из форм интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста……………………………………..13
1.4. Основные
направления программы
в условиях ФГТ…………………………………………………………………13
2. Описание опытно-
2.1. Диагностика
образовательного процесса
2.2. Рекомендации по проведению занятий в соответствии с ФГТ…………20
2.3. Анализ проведения занятий в условиях внедрения ФГТ……………….28
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы и источников…………………………...32
Введение
В настоящее время в Российской Федерации сформировалась одна из наиболее актуальных задач – системная модернизация дошкольного образования, которая является основой всероссийской образовательной системы. Происходящие сегодня перемены в системе дошкольного образования, многие специалисты называют «революционными».
В соответствии с действующим Законом РФ «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9) приказом министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [6].
Федеральные государственные требования (ФГТ) определяют и устанавливают основные нормы и положения, обязательные и необходимые при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, в сфере определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, включая соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса [10].
Федеральные требования в свою очередь учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, что положительно влияет на их социальную адаптацию.
На основе федеральных требований разрабатываются:
- примерная основная
- примерная основная
На основе федеральных требований проводится экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.
Одной из главных причин возникновения ФГТ является дисбаланс образовательной нагрузки по основным направлениям развития ребенка:
- на познавательно-
речевое развитие отводится 41-
- на художественно-эстетическое развитие - 25-45%;
- на физическое развитие – 10-23%;
- на социально-личностное – 5-16%.
С учетом ФГТ, на данный момент, принято выделять на каждое направление по 25% образовательной нагрузки, что обеспечивает равностороннее развитие ребенка.
Объект исследования - специфика проведения занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ
Предметом исследования является процесс проведения занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ
Цель – выявить организационно-содержательные условия проведения занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ у детей старшей группы «Колокольчики» МДОУ Детский сад №58 "Золотой ключик".
В соответствии с целью можно поставить ряд задач:
- рассмотреть понятия и методологию проведения занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ;
- рассмотреть использование дидактических игр, соответствующих ФГТ;
- рассмотреть и проанализировать отличия проведения занятий в детском саду до и после внедрения ФГТ;
- провести диагностику уровня образовательного процесса по итогам занятий, основанных на ФГТ у детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента;
- провести контрольный этап эксперимента.
1. Теоретические основы и направления проведения занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ
1.1. Основные понятия и направления в проведении занятий в условиях ФГТ
Федеральные государственные требования – это совокупность требований и правил, позволяющих спланировать развитие дошкольного образования в контексте современных государственных требований.
ФГТ полностью меняет систему воспитательной работы в детских дошкольных образовательных учреждениях, что позволяет отслеживать качество и результаты образовательной системы [2].
Руководствуясь приказом «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" можно выделить главные цели внедрения ФГТ:
- сориентировать образовательную систему на помощь в развитии ребёнка при взаимодействии с его родителями;
- создать определенную атмосферу в ДОУ, которая бы увлекала ребенка;
- отказаться от копирования школьных технологий, программ, и форм проведения обучения;
- сформировать самостоятельного, инициативного, и активного ребёнка;
- повлиять на уменьшение и упрощение содержания обучения для дошкольников путем установления конкретных целевых ориентиров непосредственно для каждой образовательной области;
- создать условия для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы дошкольников в своей группе, специфику национально-культурных аспектов, в которых проводится образовательный процесс, и многое другое.
Принимая во внимание современные направления в развитии образовательных процессов, нынешняя система дошкольного образования направлена на всестороннее и масштабные перемены. Основная задача состоит в том, чтобы образование в современных условиях должно не только трансформироваться в соответствии с переменами в обществе, но и обеспечивать сильный импульс инновационным процессам.
Педагоги дошкольного учреждения должны постоянно принимать меры, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в заинтересованное, живое общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в различных видах детской деятельности, среди которых определяющей является игра.
Новый этап развития педагогического коллектива заключается в том, что в связи с обновлением нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность специалистов ДОУ, изменяются требования к содержанию образовательного процесса
Игровому процессу, как форме организации детской деятельности, отводится своя особая роль. Игра – это первостепенная деятельность ребенка, посредством которой он постоянно развивается, познает такой важный аспект культуры человека, как различные взаимоотношение между взрослыми людьми в семье, на работе, в обществе т. д. Таким образом, игра является самым важным занятием, через которое педагоги решают многие образовательные задачи, в том числе и обучение. Для того чтобы внести в содержание программ соответствующие изменения, необходимо акцентировать внимание на совместной деятельности детей и воспитателя, на игровых формах образования дошкольников, на отсутствии жесткой регламентации детской деятельности, учете ролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду.
Занятия в соответствии с ФГТ прописаны непосредственно для детей в старшем дошкольном возрасте, но они также подходят для детей других возрастных групп. Но в то же время они не являются приоритетной формой работы с детьми. Образовательные вопросы необходимо решать и по ходу стандартных ситуаций, в коллективной работе детей с педагогом, в независимой деятельности детей и в совместной деятельности с семьей. Вся современная образовательная деятельность строится на основе инновационных подходов и тематического планирования.
Основной задачей, сущностью ФГТ является создание определенного и четкого подхода к образовательной деятельности дошкольника, по результатам которой в ребенке закладываются определенный набор качеств:
1) Физическое
развитие, культурно-гигиенические
навыки. Ребенок не просто обладает
основными физическими качества
2) Любознательность. Дошкольник стремиться познать новое, неизвестное в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире), ему присуща постоянная потребность задавать вопросы взрослому. Прививается самостоятельность в действиях (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Ребенок не должен стесняться при каких-либо случаях затруднения обращаться за помощью к взрослому;
3) Эмоциональная
отзывчивость. Ребенок откликается
на эмоции друзей близких
4) Общительность
со взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует
вербальные и невербальные
5) Способность
управлять своим поведением и
планировать свои действия. Поведение
ребенка в первую очередь
6) Способность
решать личностные и
7) Иметь начальные представления о себе, семье, обществе, государстве, природе и мире. Ребенок имеет представление о собственной принадлежности и взаимоотношениях людей, о родственных взаимосвязях, о составе семьи и др.
8) Овладение
универсальными видами
1.2. Основные
требования к проведению
1. Создание четкой
программы занятия,
2. Педагог должен определить итоговые и промежуточные результаты запланированного занятия и ввести бальную систему оценки результатов, по результатам которой определить сильные и слабые стороны ребенка, и учесть их в дальнейшем планировании.
3. Определить по какому комплексно-тематическому принципу будет проходить занятие.
4. Внедрение инновационных программ и технологий в проводимые занятия.
5. Спланировать занятие таким образом, чтобы максимально обеспечить наличие партнёрства между детьми, сотрудничество взрослого и ребёнка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей.
6. Стараться
включать в занятие игры, соответствующие
сразу нескольким
1.3. Основные отличия в проведении занятий в детском саду при внедрении ФГТ
Современные педагоги выделяют девять основных различий между установленными ФГТ и прежними правилами:
1) Прежние требования предъявлялись непосредственно к содержанию и методам дошкольного образования, в то время как ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, другими словами ФГТ устанавливают объем занятий и соотношения его составляющих.
До внедрения ФГТ содержание образовательного процесса состояло из 12 направлений деятельности ДОУ, таких как:
1 - взаимодействие воспитателей с детьми;
2 – здоровье и физическое развитие ребенка;
3 – речевое развитие ребенка;
4-7 - развитие в конструктивной, игровой, музыкальной, изобразительной, театрализованной, деятельности;
8-11 - развитие естественнонаучных представлений и элементарных математических;
12 - развитие у детей понимания аспектов экологии, истории и культуры человека.