Описание опытно-экспериментальной работы по проведению занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Цель – выявить организационно-содержательные условия проведения занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ у детей старшей группы «Колокольчики» МДОУ Детский сад №58 "Золотой ключик".
В соответствии с целью можно поставить ряд задач:
- рассмотреть понятия и методологию проведения занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ;
- рассмотреть использование дидактических игр, соответствующих ФГТ;
- рассмотреть и проанализировать отличия проведения занятий в детском саду до и после внедрения ФГТ;
- провести диагностику уровня образовательного процесса по итогам занятий, основанных на ФГТ у детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы и направления проведения занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ……………………………………………………….5
1.1. Основные понятия и направления в проведении занятий в
условиях ФГТ……………………………………………………………………5
1.2. Основные требования к проведению занятий в соответствии с ФГТ……9
1.3. Основные отличия в проведении занятий в детском саду
при внедрении ФГТ………………………………………………………………9
1.3. Интегрированные занятия, как одна из форм интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста……………………………………..13
1.4. Основные направления программы дошкольного образования
в условиях ФГТ…………………………………………………………………13
2. Описание опытно-экспериментальной работы по проведению занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ……………………………………16
2.1. Диагностика образовательного процесса детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента в условиях внедрения ФГТ………...16
2.2. Рекомендации по проведению занятий в соответствии с ФГТ…………20
2.3. Анализ проведения занятий в условиях внедрения ФГТ……………….28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы и источников…………

Файлы: 1 файл

Spetsifika_provedenia_zanyaty_v_detskom_sadu_v_u.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы  и направления проведения занятий  в детском саду в условиях  внедрения ФГТ……………………………………………………….5

1.1. Основные понятия и  направления в проведении занятий  в 

условиях ФГТ……………………………………………………………………5

1.2. Основные  требования к проведению занятий  в соответствии с ФГТ……9

1.3. Основные отличия в проведении занятий в детском саду

при внедрении  ФГТ………………………………………………………………9

1.3. Интегрированные  занятия, как одна из форм  интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста……………………………………..13

1.4. Основные  направления программы дошкольного  образования 

в условиях ФГТ…………………………………………………………………13

2. Описание опытно-экспериментальной  работы по проведению занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ……………………………………16

2.1. Диагностика  образовательного процесса детей  дошкольного возраста на констатирующем  этапе эксперимента в условиях  внедрения ФГТ………...16

2.2. Рекомендации по проведению занятий в соответствии с ФГТ…………20

2.3. Анализ проведения занятий в условиях внедрения ФГТ……………….28

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованной литературы и источников…………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в Российской Федерации сформировалась одна из наиболее актуальных задач – системная модернизация дошкольного образования, которая является основой всероссийской образовательной системы. Происходящие сегодня перемены в системе дошкольного образования, многие специалисты называют «революционными».

В соответствии с действующим Законом РФ «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9) приказом министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [6].

Федеральные государственные требования (ФГТ) определяют и устанавливают основные нормы и положения, обязательные и необходимые при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, в сфере определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, включая соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса [10].

Федеральные требования в свою очередь учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, что положительно влияет на их социальную адаптацию.

На основе федеральных  требований разрабатываются:

- примерная основная общеобразовательная  программа дошкольного образования;

- примерная основная общеобразовательная  программа дошкольного образования  для детей с ограниченными  возможностями здоровья.

На основе федеральных  требований проводится экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Одной из главных причин возникновения ФГТ является дисбаланс образовательной нагрузки по основным направлениям развития ребенка:

- на познавательно-  речевое развитие отводится 41-48% занятий;

- на художественно-эстетическое  развитие - 25-45%;

- на физическое  развитие – 10-23%;

- на социально-личностное  – 5-16%.

С учетом ФГТ, на данный момент, принято выделять на каждое направление по 25% образовательной нагрузки, что обеспечивает равностороннее развитие ребенка.

Объект исследования - специфика проведения занятий в  детском саду в условиях внедрения ФГТ

Предметом исследования является процесс проведения занятий  в детском саду в условиях внедрения  ФГТ

Цель – выявить  организационно-содержательные условия  проведения занятий в детском  саду в условиях внедрения ФГТ  у детей старшей группы «Колокольчики» МДОУ Детский сад №58 "Золотой ключик".

В соответствии с целью можно поставить ряд  задач:

- рассмотреть понятия и методологию проведения занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ;

- рассмотреть использование дидактических игр, соответствующих ФГТ;

- рассмотреть и проанализировать отличия проведения занятий в детском саду до и после внедрения ФГТ;

- провести диагностику уровня образовательного процесса по итогам занятий, основанных на ФГТ у детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента;

- провести контрольный этап эксперимента.

 

1. Теоретические  основы и направления проведения занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ

 

1.1. Основные понятия и направления в проведении занятий в условиях ФГТ

 

Федеральные государственные требования – это совокупность требований и правил, позволяющих спланировать развитие дошкольного образования в контексте современных государственных требований.

ФГТ полностью  меняет систему воспитательной работы в детских дошкольных образовательных учреждениях, что позволяет отслеживать качество и результаты образовательной системы [2].

Руководствуясь  приказом «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных  требований к структуре основной общеобразовательной программы  дошкольного образования" можно выделить главные цели внедрения ФГТ:

- сориентировать образовательную систему на помощь в развитии ребёнка при взаимодействии с его родителями;

- создать определенную атмосферу в ДОУ, которая бы увлекала ребенка;

- отказаться  от копирования школьных технологий, программ, и форм проведения обучения;

- сформировать самостоятельного, инициативного, и активного ребёнка;

- повлиять на уменьшение и упрощение содержания обучения для дошкольников путем установления конкретных целевых ориентиров непосредственно для каждой образовательной области;

- создать условия  для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы дошкольников в своей группе, специфику национально-культурных аспектов, в которых проводится образовательный процесс, и многое другое.

Принимая во внимание современные направления в развитии образовательных процессов, нынешняя система дошкольного образования направлена на всестороннее и масштабные перемены. Основная задача состоит в том, чтобы образование в современных условиях должно не только трансформироваться в соответствии с переменами в обществе, но и обеспечивать сильный импульс инновационным процессам.

Педагоги дошкольного учреждения должны постоянно принимать меры, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в заинтересованное, живое общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в различных видах детской деятельности, среди которых определяющей является игра. 

Новый этап развития педагогического коллектива заключается в том, что в связи с обновлением нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность специалистов ДОУ, изменяются требования к содержанию образовательного процесса

Игровому процессу, как форме организации детской деятельности, отводится своя особая роль. Игра – это первостепенная деятельность ребенка, посредством которой он постоянно развивается, познает такой важный аспект культуры человека, как различные взаимоотношение между взрослыми людьми в семье, на работе, в обществе т. д. Таким образом, игра является самым важным занятием, через которое педагоги решают многие образовательные задачи, в том числе и обучение. Для того чтобы внести в содержание программ соответствующие изменения, необходимо акцентировать внимание на совместной деятельности детей и воспитателя, на игровых формах образования дошкольников, на отсутствии жесткой регламентации детской деятельности, учете ролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду.

Занятия в соответствии с ФГТ прописаны непосредственно для детей в старшем дошкольном возрасте, но они также подходят для детей других возрастных групп. Но в то же время они не являются приоритетной формой работы с детьми. Образовательные вопросы необходимо решать и по ходу стандартных ситуаций, в коллективной работе детей с педагогом, в независимой деятельности детей и в совместной деятельности с семьей. Вся современная образовательная деятельность строится на основе инновационных подходов и тематического планирования.

Основной задачей, сущностью  ФГТ является создание определенного и четкого подхода к образовательной деятельности дошкольника, по результатам которой в ребенке закладываются определенный набор качеств:

1) Физическое  развитие, культурно-гигиенические  навыки. Ребенок не просто обладает  основными физическими качествами, но и испытывает потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни;

2) Любознательность. Дошкольник стремиться познать  новое, неизвестное в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире), ему присуща постоянная потребность задавать вопросы взрослому. Прививается самостоятельность в действиях (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Ребенок не должен стесняться при каких-либо случаях затруднения обращаться за помощью к взрослому;

3) Эмоциональная  отзывчивость. Ребенок откликается  на эмоции друзей близких людей  и. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на мир, природу, музыкальные и художественные произведения;

4) Общительность  со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует  вербальные и невербальные средства  общения, может смело вести  диалог с детьми и взрослыми.  А так же, что не мало важно, Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

5) Способность  управлять своим поведением и  планировать свои действия. Поведение  ребенка в первую очередь определяется  не сиюминутными желаниями и  потребностями, а требованиями со стороны взрослых и пониманием «что такое хорошо, что такое плохо». Ребенок соблюдает правила дорожного, а также осознает как себя вести в общественных местах;

6) Способность  решать личностные и интеллектуальные  задачи, адекватные возрасту. Ребенок может применять усвоенные им знания и методы  деятельности для решения задач (проблем), которые ставят перед ним взрослые; Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе, постройке, рисунке, и др.;

7) Иметь начальные  представления о себе, семье, обществе, государстве, природе и мире. Ребенок имеет представление о собственной принадлежности и взаимоотношениях людей, о родственных взаимосвязях, о составе семьи и др.

8)  Овладение   универсальными видами деятельности  – умениями работать по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Другими словами у ребенка должны сформироваться умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

 

1.2. Основные  требования к проведению занятий  в соответствии с ФГТ

 

1. Создание четкой  программы занятия, направленных  на развитие качеств ребенка,  определенных в десяти образовательных  областях «Здоровье», «Познание», «Физическая культура», «Труд», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»;

2. Педагог должен  определить итоговые и промежуточные результаты запланированного занятия и ввести бальную систему оценки результатов, по результатам которой определить сильные и слабые стороны ребенка, и учесть их в дальнейшем планировании.

3. Определить по какому комплексно-тематическому принципу будет проходить занятие.

4. Внедрение  инновационных программ и технологий в проводимые занятия.

5. Спланировать  занятие таким образом, чтобы  максимально обеспечить наличие партнёрства между детьми, сотрудничество взрослого и ребёнка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей.

6. Стараться  включать в занятие игры, соответствующие  сразу нескольким образовательным  областям, для более интегрированного подхода к образовательному процессу.

 

1.3. Основные отличия в проведении занятий в детском саду при внедрении ФГТ

 

Современные педагоги выделяют девять основных различий между установленными ФГТ и прежними правилами:

1) Прежние требования предъявлялись непосредственно к содержанию и методам дошкольного образования, в то время как ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, другими словами ФГТ устанавливают объем занятий и соотношения его составляющих.

До внедрения  ФГТ содержание образовательного процесса состояло из 12 направлений деятельности ДОУ, таких как:

1 - взаимодействие воспитателей с детьми;

2 – здоровье и физическое развитие ребенка;

3 – речевое развитие ребенка;

4-7 - развитие в конструктивной, игровой, музыкальной, изобразительной, театрализованной, деятельности;

8-11 - развитие естественнонаучных представлений и элементарных математических;

12 - развитие у детей понимания аспектов экологии, истории и культуры человека.

Информация о работе Описание опытно-экспериментальной работы по проведению занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ