Описание опытно-экспериментальной работы по проведению занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Цель – выявить организационно-содержательные условия проведения занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ у детей старшей группы «Колокольчики» МДОУ Детский сад №58 "Золотой ключик".
В соответствии с целью можно поставить ряд задач:
- рассмотреть понятия и методологию проведения занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ;
- рассмотреть использование дидактических игр, соответствующих ФГТ;
- рассмотреть и проанализировать отличия проведения занятий в детском саду до и после внедрения ФГТ;
- провести диагностику уровня образовательного процесса по итогам занятий, основанных на ФГТ у детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы и направления проведения занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ……………………………………………………….5
1.1. Основные понятия и направления в проведении занятий в
условиях ФГТ……………………………………………………………………5
1.2. Основные требования к проведению занятий в соответствии с ФГТ……9
1.3. Основные отличия в проведении занятий в детском саду
при внедрении ФГТ………………………………………………………………9
1.3. Интегрированные занятия, как одна из форм интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста……………………………………..13
1.4. Основные направления программы дошкольного образования
в условиях ФГТ…………………………………………………………………13
2. Описание опытно-экспериментальной работы по проведению занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ……………………………………16
2.1. Диагностика образовательного процесса детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента в условиях внедрения ФГТ………...16
2.2. Рекомендации по проведению занятий в соответствии с ФГТ…………20
2.3. Анализ проведения занятий в условиях внедрения ФГТ……………….28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы и источников…………

Файлы: 1 файл

Spetsifika_provedenia_zanyaty_v_detskom_sadu_v_u.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Теперь же, при установке ФГТ дошкольное образование содержит четыре основных направления развития ребенка: социально-личностное, физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое, что соответствует современным инновационным идеям и действующим нормативно-правовым документам, которые непосредственно регулируют современную систему дошкольного образования. Для конкретизации вышеизложенных направлений устанавливают десять образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Физическая культура», «Труд», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

2) Предыдущие требования имели терминологический характер, без четких количественных показателей результата, которого должен достичь ребенок по итоговым результатам дошкольного образования. ФГТ в свою очередь изначально определяют планируемые (итоговые и промежуточные) результаты освоения программы. Итоговый результат представляет собой так называемый «социальный» портрет ребенка 7 лет, который освоил основную общеобразовательную программу дошкольного образования [4].

3) Предыдущие требования в основном описывали определенные направления деятельности ДОУ, но при этом не сосредотачивались на концептуальных положениях. Дошкольное образование содержало в себе некий набор отдельных программ по развитию тех или иных представлений, видов деятельности, другими словами основывалось на предметном принципе. Теперь же ФГТ определило для каждой образовательной области определенные задачи психолого-педагогической работы, но при этом не исключаются наиболее концептуальные положения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Наиболее важными концептуальными положений ФГТ являются: комплексно-тематический принцип построения образовательных программ, сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости, принцип развивающего образования.

4) Предыдущие требования к образовательному процессу не разделялись на обязательную для всех ДОУ часть и на часть, отражающую наличие приоритетных направлений ДОУ. В настоящее время ФГТ определяют обязательную часть программы для всех ДОУ и часть, формируемую участниками образовательного процесса, а также варианты соотношения указанных частей Программы в соответствии с направленностью групп детей дошкольного возраста.

5) Предыдущие правила не определяли конкретный объем образовательной нагрузки, в то время как ФГТ определяют время, как для реализации всей Программы, так и для ее основных частей – обязательной и  формируемой самими участниками образовательного процесса.

6) ФГТ в полной мере отображают особенность образовательного процесса детей дошкольного возраста.

7) в ФГТ закладывается возможность реализации Программы в группах детей дошкольного возраста с всевозможным режимом пребывания.

8) ФГТ учитывают специфику образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод, что в основе Федеральных Государственных Требований к дошкольному образованию лежит комплексно – тематический принцип построения. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства. Так же, что немало важно, тема занятий должна поднимать личный интерес у детей, положительное эмоциональное отношение ко всему, что происходит на занятии.

Главным принципиальным отличием является смена учебного блока, который ранее в календарном планировании назывался «Специально организованные занятия» на блоки «Образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей», где основным принципом деятельности является наличие партнёрства, сотрудничество взрослого и ребёнка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей [5].

Модель, установленная ФГТ в части инновационной деятельности ДОУ, отражает следующие направления:

1. Обновление содержания образования дошкольников:

- внедрение инновационных программ и технологий;

- применение  технологий психолого-педагогической поддержки.

2. Обновление и совершенствование методической работы:

- выборка инновационного содержания деятельности;

- усовершенствование системы мер мотивационного обеспечения качественного педагогического труда;

- усовершенствование методов управления, обновление содержания и способа методической работы на основе передачи обязанностей и расширения профессионально-творческих объединений педагогов.

3. Создание всех необходимых условий в соответствии с реалиями современных требований: нормативно-правовыми, перспективно-целевыми, информационно-коммуникативными.

4. Усовершенствование системы взаимодействия с родителями:

- изучение условий и методов семейного воспитания, прогнозирование методов, форм и средств эффективного взаимодействия;

- внедрение инновационных методов обеспечивающих более активное вовлечение родителей в образовательный процесс ребёнка;

- психолого-педагогическое сопровождение развития и воспитания дошкольника, подготовка к школьному обучению и к дальнейшим этапам развития.

5. Расширение общественно-культурных связей.

6. Усиление педагогической деятельности с детьми с ярко выраженными интеллектуальными способностями.

 

1.4. Интегрированные занятия, как одна из форм интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста

 

Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможности решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Различают несколько  видов занятий:

- комбинированное  – сочетание разных видов деятельности  или нескольких дидактических  задач, не имеющих логических  связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

- комплексное  – реализация задач средствами  разных видов деятельности при  ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной  безопасности переходит в рисование  плаката по теме). При этом один  вид деятельности доминирует , а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

- интегрированные  – соединяют знания из разных  образовательных областей на  равноправной основе, дополняя друг  друга (рассматривание такого  понятия как «настроение» через  произведения музыки, литературы, живописи).

Наиболее активными  приемами в интегрированном занятии  являются:

-  сравнительный  анализ, сопоставление, поиск, эвристическая  деятельность;

- проблемные  вопросы, использование заданий  типа «докажи», «объясни», «как  ты узнал?» и др.;

- Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Примерная структура  занятия:

1.Вводная часть.  Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения

2. Основная часть.  Детям даются новые знания, необходимые  для решения проблемного вопроса  на основе содержания разных  разделов программы с опорой  на наглядность, Параллельно идет  работа по обогащению и активизации  словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная  часть. Детям предлагается любая  практическая работа (дидактические  игры, рисование и др.) на закрепление  полученной информации или актуализации  ранее усвоенной.

Критерии оценки эффективности интегрированного занятия.

1. Качество знаний по теме (направлению и др.): полнота, правильность, осознанность.

2. Умение устанавливать  взаимосвязи объектов, явлений и  процессов.

3. Отношение  воспитанников к объекту, явлению,  занятию.

Специфика анализа состоит в следующем:

1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.)

2. Содержание  и компоненты интеграции. Какие  разделы программы в нее входят? Каково сочетание старых, классических, новых, основных и дополнительных  разделов (парциальных программ) в  процессе интеграции?

3. Направление  и объем интегрируемых разделов, в чем он выражается:

- в создании  нового раздела (программы);

- цикла (блока)  периодически повторяемых занятий;

- единичных  интегративных занятий.

4. Уровень (стадия) интеграции содержания в разделе или на занятии:

5. Тема интегрированного  занятия, проблема, поставленная  для детей, цель. Уровень новизны. 

6. Достигнута  ли систематизация знаний воспитанников,  сформирован ли целостный взгляд  на предмет (объект, явление)?

7. Деятельность  педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию (спонтанность или результат тщательной подготовки, самостоятельная работа или «домашнее задание»; его цель, объем, характер).

8. Формы проведения  интегрированного занятия, виды  деятельности педагогов и воспитанников (разумность сочетания).

9. Количество  педагогов, участвующих на интегрированном  занятии. Осуществление сотрудничества  педагогов на интегрированном  уровне. Единый подход к проблемам  и содержанию проведенного ими  занятия. Отсутствие противоречий  в используемых ими материалах.

10. Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создание у детей единого (интегрированного) представления о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

 

2. Описание опытно-экспериментальной работы по проведению занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ

 

2.1. Диагностика образовательного процесса детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента в условиях внедрения ФГТ

 

Практическая часть исследования была проведена в группе «Колокольчики» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 58 г. Йошкар-Олы «Золотой Ключик».

Цель исследования: оптимизации образовательного процесса в группе «Колокольчики». Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу «чем ниже бал, тем больше проблем в развитии ребенка». Система мониторинга содержит 10 образовательных областей, соответствующих ФГТ: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Все это позволяет комплексно оценить уровень школьной готовности каждого ребенка.

Педагогический эксперимент проходил в два этапа:

1. Констатирующий этап;

2. Формирующий этап;

3. Контрольный этап.

Целью констатирующего этапа является оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям в начале периода мониторинга.

Система балов:

1  балл —  ребенок не может выполнить  все предложенные задания, помощь  взрослого не принимает;

2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

3  балла — ребенок  выполняет все предложенные задания с частичной

помощью взрослого;

4  балла —  ребенок выполняет самостоятельно  и с частичной помощью

взрослого все  предложенные задания;

5 баллов — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

При определении уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями были использованы специальные подготовленный дидактический материал соответствующий ФГТ.

Таблицы мониторинга заполнялись дважды в год — в начале и конце учебного года.  Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет  оперативно выделять детей с проблемами в развитии, а также определять трудности реализации программного содержания в каждой конкретной группе, т. е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов мониторинга  уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным  областям обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов освоения каждым ребенком общеобразовательной программы дошкольного образования.

Цель формирующего этапа: повышение уровня овладения  ребенком необходимыми навыками, соответствующими ФГТ. Задачи формирующего эксперимента разработать и внедрить комплекс мероприятий по повышению уровня навыков детей дошкольного возраста. При составлении комплекса занятий учитывали результаты констатирующего этапа исследования. Для работы были использованы различные задания, направленные на повышение навыков детей во всех образовательных областях [16].

Информация о работе Описание опытно-экспериментальной работы по проведению занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ