Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 12:35, курсовая работа
Цель – выявить организационно-содержательные условия проведения занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ у детей старшей группы «Колокольчики» МДОУ Детский сад №58 "Золотой ключик".
В соответствии с целью можно поставить ряд задач:
- рассмотреть понятия и методологию проведения занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ;
- рассмотреть использование дидактических игр, соответствующих ФГТ;
- рассмотреть и проанализировать отличия проведения занятий в детском саду до и после внедрения ФГТ;
- провести диагностику уровня образовательного процесса по итогам занятий, основанных на ФГТ у детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента;
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы и направления проведения занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ……………………………………………………….5
1.1. Основные понятия и направления в проведении занятий в
условиях ФГТ……………………………………………………………………5
1.2. Основные требования к проведению занятий в соответствии с ФГТ……9
1.3. Основные отличия в проведении занятий в детском саду
при внедрении ФГТ………………………………………………………………9
1.3. Интегрированные занятия, как одна из форм интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста……………………………………..13
1.4. Основные направления программы дошкольного образования
в условиях ФГТ…………………………………………………………………13
2. Описание опытно-экспериментальной работы по проведению занятий в детском саду в условиях внедрения ФГТ……………………………………16
2.1. Диагностика образовательного процесса детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента в условиях внедрения ФГТ………...16
2.2. Рекомендации по проведению занятий в соответствии с ФГТ…………20
2.3. Анализ проведения занятий в условиях внедрения ФГТ……………….28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы и источников…………
Цель контрольного
эксперимента - проверка эффективности
разработанной системы
В результате проведения контрольного этапа выяснили, что у детей группы «Колокольчики» общегрупповой бал по всем 10 образовательным областям повысился относительно начала учебного года:
- «Физическая культура» - на 23%;,
- «Здоровье» - на 35%;
- «Безопасность» - на 27%;
- «Социализация» - на 31%;
- «Труд» - на 29%;
- «Познание» - на 29%;
- «Коммуникация» - на 28%;
- «Чтение художественной литературы» - на 27%;
- «Художественное творчество» - на 32%;
- «Музыка» - на 30%.
По результатам констатирующего этапа получена четкая числовая информация о проблемах в развитии конкретного ребенка, информация о всей группы в целом, проанализированы сводные данные по всей группе, выявлены слабые места, а так же на формирующем этапе расставлены четкие направления на усиление работы по определенным образовательным областям.
По результатам эксперимента можно сделать вывод, что Федеральные Государственные Требования позволяют выявить организационно-содержательные условия проведения занятий в детском саду, которые повышают общий уровень образовательного процесса.
2.2. Рекомендации по проведению занятий в соответствии с ФГТ
Первоначальным является корректирование режима дня с учетом работы конкретного дошкольного учреждения. Примерный режим дня включает:
- режимные моменты (утренняя гимнастика, прием пищи и др.);
- игровая деятельность;
- организованная образовательная деятельность;
- прогулка;
- самостоятельная деятельность;
- совместная деятельность с воспитателем;
- чтение художественной литературы.
Воспитатель самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки в тои или ином занятии, не превышая при этом максимально допустимую нормативами нагрузку.
ФГТ ориентированных на развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств
детей. Задачи психолого-педагогической
работы по формированию данных качеств
решаются интегративно. ФГТ предлагают
реализовывать образовательные области
через занятия на направленные на следующие
виды организационной деятельности: познание
( познавательно-
Опираясь на интеграцию образовательных областей, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель разрабатывают комплексно-тематическое планирование занятия. Каждый педагог по разработанным темам определяет содержание своих занятий, например:
-проведение занятие по образовательной области «Коммуникация» совместно с логопедом;
- проведение совместного занятия (работают сразу 3 педагога: каждый ведет свое направление – «Коммуникация» - «Художественное творчество» - «Музыка») по определенной теме;
- проведение занятия по образовательной области двумя педагогами: воспитатель – логопед, итогового мероприятия – музыкальным руководителем.
Педагоги ставят задачи развивающего характера перед собой и детьми и полностью расписывают их в плане.
Например:
Тема цикла занятий «Осень»
Задачи:
- Расширять знания детей об осени;
- Продолжить знакомство с профессиями;
- Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе;
- Закреплять знания и времени года, месяцах, приметах;
- Расширять представления об изображении осени в произведения искусства;
- Расширять лексический словарь по темам: «Осень», «Одежда, обувь», «Деревья», «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Праздники», «Хлеб, хлебные изделия»;
- Чтение художественной литературы: А.Н.Плещеев «Осень», Ф.И.Тютчев «Листья», А.С.Пушкин «Осень», В.Бианки «Синичкин календарь» (в соответствии с программой) 10 – 30 сентября Развлечение «Осень»;
- Выставка детского творчества;
- Экскурсия в парк.
Необходимо учитывать использование комплексно-тематического планирования при проведении игровой, совместной деятельности, прогулок, режимных моментов на занятиях.
При проведении занятий необходимо обратить внимание на формы его проведения. Развивающее обучение определяет использование бесед, экспериментов, проектной деятельности и направлено на нахождение ответа ребенком самостоятельно. Педагог должен заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, подвести его к нахождению правильного ответа самостоятельно.
Особое внимание необходимо обратить внимание на чтение художественной литературы детям. Программа предполагает для детей 6-7 лет длительность чтения с обсуждением до 20-25 минут. В коррекционной группе необходимо привлекать к чтению логопеда, с целью коррекции, развития связной речи детей.
Большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. Предметно-пространственная среда предполагает понимание ее как совокупности предметов, представляющей собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. Предметно-пространственная среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства.
А) Создание предметной среды. Необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей. Основные положения личностно-ориентированной модели отражаются в принципах построения предметно-развивающей среды, поэтому при составлении плана занятия необходимо учесть эти принципы.
Принцип построения развивающей среды на занятии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого.
Принцип активности - это возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании на занятии определенной окружающей среды. Окружающая обстановка должна давать возможность разнообразных изменений, легко трансформироваться, например: использование больших модульных наборов, центры песка и воды, мастерские, использование стен, ширм.
Принцип стабильности-динамичности - ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей– это зона стабильности:
- Использование сборно-разборной мебели;
- Использование игрушечной мебели;
- Использование емкостей для хранения игрушек;
- Игрушки;
- Мягкие плоскости, подиумы для отдыха.
- Использование игрового спортивного оборудования;
- Использование игровых столов сложной конфигурации;
- Мебель - трансформер;
- Использование вертикальных разделителей;
- Кукольный театр;
- Костюмерная;
- Игрушки-заменители.
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель, как часть игровой).
Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу:
- Игровые и тематические зоны или центры (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный), охватывающие все интересы ребенка;
- Место отдыха;
- Место уединения.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов. Очень часто, при планировании занятия, этот принцип недооценивается. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому на занятии следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.
Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.
Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру. Реализуется в выборе темы, сюжета, необходимых игрушек, места, времени
Принцип этапности и учета возрастных особенностей. Отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом, и ориентируется на зону «ближайшего развития» [22].
Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:
-игровых зон;
-зон уединения;
-современных игрушек;
-развивающих игр;
-дидактического и демонстрационного материала;
-материала для продуктивной деятельности;
-атрибутики для творческой деятельности;
-уголков экспериментирования;
-уголка природы;
-логопедического уголка;
-фонотеку, видеотеку;
-спортивного инвентаря и оборудования. Б) Организация прогулки.
Большое внимание в новых условиях работы следует уделить организации прогулки. Для оптимальной организации прогулки необходимо разделить ее на следующие части:
- беседа, наблюдение;
- индивидуальная работа;
- подвижная игра;
- трудовые поручения;
- спортивные игры и общеразвивающие упражнения.
В рамках новых требования тематика прогулки должна соответствовать теме, которая проводится в образовательной деятельности.
Например:
Тема: «Осень»
Беседа: «Перелетные птицы»
Наблюдение: за птицами, которые прилетают на участок
Подвижная игра: «Воробышки и автомобили», «Гуси-лебеди»
Индивидуальная работа:
- закрепление лексической темы «Птицы»;
закрепление счета (птицы, семена, деревья), составление задач;
- выкладывание птиц из семян или веточек;
- конструирование гнезда из веточек и листьев и т.д.
Спортивные игры:
- игры с лентами (изображение птиц);
- упражнение «Ласточка»;
- прыжки на одной ноге «Цапля» и т.д.
Трудовые поручения: сбор листьев, семян, веточек для птиц.
Таким образом, прогулка становится неотъемлемой частью воспитательного процесса.
В) Самостоятельная деятельность, игры.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении: Игровые ситуации, формы проведения занятий, различные виды игр в самостоятельной деятельности и на прогулке. Кроме того, федеральные государственные требования предполагают реализацию образовательной области «Социализация», прежде всего, через игру и развитие игровой деятельности детей [30].
Классификация игр остается прежней:
- сюжетно ролевые игры;
- подвижные игры;
- театрализованные игры;
- дидактические игры
Задачи игровой деятельности:
- развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр;
- развивать инициативу, организаторские способности;
- воспитывать умение действовать в команде.
Дети 6-7 лет, как правило, умеют организовывать игру, распределять роли, придумывать правила, выполнять последовательность, подводить итог (соревновательные и спортивные игры). Задача педагога ненавязчиво контролировать игру, вводить новые элементы, знакомить с новыми играми, разнообразить использование игр в течение дня.
Большое внимание в современном дошкольном воспитании отводится компьютерным играм. Психологи, педагоги спорят о необходимости их введения, целесообразности использования. Но нельзя забывать и того, что мы имеем дело с современными детьми, неотъемлемой частью жизни, которых является телевидение, компьютеры, телефоны. Они свободно владеют разнообразной техникой, быстрее усваивают нововведения. Поэтому компьютерные игры в дошкольном учреждении должны носить обучающий характер. Сложность состоит в том, что не все детские сады имеют такую базу.
Замену им могут составить игрушечные компьютеры, которые не приносят вред здоровью детей, нравятся детям, несут обучающий характер.
Самостоятельная деятельность дошкольника не приводится к проведению игр. Во время самостоятельной деятельности ребенок должен быть предоставлен себе. Одни дети хотят уединиться, другие заниматься творчеством, третьи – спортом. Для уединения в группах должны существовать зоны уединения, релаксации или отдыха. К сожалению, не все дошкольные учреждения могут планировать пространство для организации сенсорной комнаты, комнаты психологической разгрузки. Поэтому не следует «насильно» привлекать ребенка к общим действиям, играм, если он этого не желает. Но стоит обратить внимание на то, что дети с нарушениями речи могут иметь затруднения в общении и из-за этого отстраняться от других. Психологическое состояние ребенка необходимо контролировать педагогам (логопед, воспитатель, психолог) совместно.
Г) Коррекционная работа.
Большое внимание уделяется коррекционной работе. Все педагоги группы должны работать в полном контакте, иметь общий план работы и действий. Маршрут индивидуального развития ребенка разрабатывается психологом и логопедом. Также логопед разрабатывает план коррекционной работы индивидуально с каждым ребенком и для всей группы. Для коррекционных групп введение федеральных государственных требования привносит положительный результат. Ими и ранее были введены и комплексно-тематическое планирование и интеграция занятий. Но это носило временный характер. А теперь они могут расширить возможности интеграции. Практически каждый день дети смогут проводить со всеми педагогами, что разнообразит образовательную деятельность.