Определение особенностей поиска смысла жизни у современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 02:02, курсовая работа

Описание работы

Периодизаций возрастного периода существуют довольно много. Периодизации развития в детстве и отрочестве разработаны наиболее детально и содержательно - это есть истоки, время становления психических функций, личностных образований. В зрелости уже не будет качественных изменений в развитии психологических процессов. Взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную. [Дормашев, Ю.Б. Психология / Ю.Б. Дормашев. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2009. – С. 67.]

Содержание работы

ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследования смысла жизни современной молодежи.
1.Психологические особенности современной молодежи 3
1.1. Общая характеристика возраста 3
2. Понятия «смысл жизни» в современной психологии 6
3. Особенности поиска смысла жизни у молодежи 15
ГЛАВА II. Определение особенностей поиска смысла жизни у современной молодежи.

2.1. Цели, задачи и организация исследования………………………………24
2.2. Изучение поиска смысла жизни………………………………………….24
Заключение .31
Приложение………………………………………………………………………32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

хороший курсач.docx

— 81.44 Кб (Скачать файл)

Содержание

ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследования смысла жизни современной молодежи.

1.Психологические особенности современной молодежи 3

1.1. Общая характеристика возраста 3

2. Понятия «смысл жизни» в современной психологии 6

3. Особенности поиска смысла жизни у молодежи 15

ГЛАВА II. Определение особенностей поиска смысла жизни у современной молодежи.

 

2.1. Цели, задачи и организация  исследования………………………………24

2.2. Изучение поиска смысла жизни………………………………………….24

Заключение .31

Приложение………………………………………………………………………32

Список литературы 34

 

1. Психологические особенности современной молодежи

1.1. Общая характеристика возраста

Многие  авторы (Зеньковский В.В., Выготский  Л.С.) завершали рассмотрение возрастной периодизации юношеским возрастом. Во второй половине ХХ века более взрослые периоды также стали рассматриваться  в контексте психологии развития. Тому можно назвать несколько  причин – увеличение продолжительности  жизни и связанное с этим продление  профессиональной карьеры зрелого  человека, расширение сферы социальной работы, которая включает в себя работу с взрослыми людьми, и работу с семьями, и работу с представителями  пожилого возраста. Всё это позволило  ряду исследователей взрослого развития установить, что определённым возрастным периодам соответствуют определённые личностные потребности и социальные ожидания. Как пишет Г.Крайг «Центральным содержанием этих периодов развития, как правило, являются нормативно определяемые «кризисы», конфликты или проблемы. При этом они дают проницательное описание проблем и интересов  каждой возрастной когорты. Однако вопрос о том, насколько широко они характеризуют  взрослость, остаётся открытым». Эта  автор предлагает рассматривать  теории развития во взрослости не как  устоявшиеся концепции, подтверждённые исследованиями, а как вклад, способствующий углублению представлений о развитии на этом этапе. В существующем многообразии периодизации взрослых возрастов прослеживается две основных тенденции. [Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2010. – С. 108. ]

Первая  – период взрослости разбивается  на ряд хорошо различимых стадий развития, которые зависят от некоторого временного графика жизни, называемого «возрастными часами». «Возрастные часы» - идеализация, выполняющая функции «расписания  жизни». Сверяясь с этими часами, человек и общество определяет, насколько  медленно или быстро идёт продвижение вперёд относительно социальных событий. Так, сорокалетний мужчина, создающий семью, воспринимается как отстающий от сверстников, а женщина, уходящая в этом возрасте на пенсию, как опережающая своих сверстниц. Возрастные часы также способствуют ожиданиям и подготовке к определённым событиям в определённый возраст. В таком случае говорят о «нормативных событиях», которые, происходя ранее или позже социально установленного времени, воспринимаются как травмирующие психику. Вторая тенденция в рассмотрении взрослого развития соотносит изменение личности взрослого человека не столько с его возрастом, сколько с его личностными характеристиками и социально-культурным окружением.

Периодизаций  возрастного периода существуют довольно много. Периодизации развития в детстве и отрочестве разработаны  наиболее детально и содержательно - это есть истоки, время становления  психических функций, личностных образований. В зрелости уже не будет качественных изменений в развитии психологических  процессов. Взрослый человек имеет  творческое мышление, произвольную смысловую  память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную. [Дормашев, Ю.Б. Психология / Ю.Б. Дормашев. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2009. – С. 67.]

В современной  науке существует периодизация развития взрослого человека, в которой отражены представления о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Рассмотрим основные возрастные рамки:

  • граница юности и молодости - около 20-23 лет;
  • молодости и зрелости - 28-30 лет (иногда ее отодвигают до 35 лет);
  • граница зрелости и старости - примерно 60-70 лет.

Учитывая  специфику характеристик взрослых возрастов, совсем непросто определить границы молодости. Ряд авторов  определяют границы этого возраста в среднем до 30 лет. Г.С.Абрамова – 23-30 лет, В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев – 19-28 лет, Б.Ливехуд – 24- 28,30 лет, вместе с тем выделяя отдельно время наступления кризиса – 30-35 –«переходный возраст» Абрамова, 27-33 года – кризис молодости – Слободчиков, Исаев, «середина тридцатых годов» у Б.Ливехуда. Все эти авторы подчёркивают, что наступление кризиса не всегда строго связано с возрастом, а по большей части зависит от характеристик личности. Это обстоятельство позволит границу окончания молодости обозначить как начало кризиса середины жизни, или «десятилетия роковой черты». Основные задачи молодого возраста также несколько отличаются, но и есть много схожих характеристик.

В социальном представлении молодость является основным и наиболее ценимым возрастом. Поведенческие стереотипы молодых  зачастую становятся общественным лицом  нации. Основные представительские  функции, как правило, выполняют  люди этого поколения. На эту социальную группу ориентируются политики, предприниматели, деятели искусства. Этот возраст  чрезвычайно энергичен, во многих аспектах проявляется умелость, но ещё отсутствуют  проявления усталости от жизни. «В молодости  человек наиболее способен к творческой деятельности, к преобразованию мира, себя самого. Молодой человек максимально  работоспособен: он достигает предельных показателей своего физического  и психофизического развития. Он здоров, полон сил, ощущает себя способным  на любые свершения; субъективно  кажется, что нет никаких непреодолимых  преград и трудностей. Во все свои дела и начинания молодые люди вкладывают большую энергию и  напор. Для реализации своей идеи они готовы работать днём и ночью, при этом неудачи в начинаниях переживаются тяжело и часто выбивают из колеи». Неслучайно пик профессиональной, географической мобильности приходится на представителей «третьего десятилетия  жизни», они же составляют большую  часть эмигрантов и нарушителей  правил дорожного движения. [Дусева, И.П. Психологические основы работы с молодежью: учебное пособие / И.П. Дусева. – М.: Академия, 2009. – С. 72.]

 

Основными возрастными задачами молодости  большинство авторов называют включение  во все виды социальной, профессиональной, семейной жизни, освоение многообразия социальных и межличностных ролей. Экспансия молодости проявляется  во всех жизненных сферах. Совместно  с деланием карьеры, происходит создание собственной семьи, освоение супружеских  и родительских прав и обязанностей. Б.Ливехуд, исходя из своей многолетней  психотерапевтической практики, утверждает, что для мужчины важнейшей задачей «становится основание жизненного сообщества и начало профессиональной карьеры». Для женщины наиболее значимым является создание собственного окружения – как социального, так и материального. Даже профессиональная деятельность приносит удовлетворение женщине только в том случае, когда налажены отношения с коллегами. Семейное, дружеское, профессиональное окружение, равно как и обстановка собственного жилья, стиль поведения и одежды – всё это получает окончательное оформление в молодости. Все предыдущие периоды развития человека подготавливают и провоцируют это оформление. «Найти партнёра для жизни, обставить собственную квартиру, начать первую фазу профессиональной жизни – всё это явно спроецированная вовне внутренняя психическая структура». [Ливехуд, Б. Ход жизни человека / Б. Ливехуд. – М.: Инфра-М, 2010. – С. 114.] Поиск смысла жизни в молодости связывается с созданием собственной частицы культуры и среды. Потому для представителей этого поколения очень важен результат деятельности – позиции, социальный статус, проявление независимости, наличие дипломов. Брак и рождение детей в этом возрасте также зачастую воспринимается как подтверждение результативности прожитого периода жизни.

Стремление  к демонстрации результатов может  создать и некоторые «перекосы» в развитии. Ими могут стать  – рост честолюбия, стремление к  престижу или имитация престижных связей, смещение содержания на форму, непропорциональная командность, отказ от той деятельности, в которой нет скорых результатов. Обращённость на результат может  привести к нетерпимости, нечуткости, чрезмерному прагматизму.

2. Понятие «смысл жизни» в современной психологии.

Смысл жизни  – то, ради чего проживается человеком  его индивидуальная жизнь, мотив  жизни человека. Смысл – это  будущее, в которое я живу. Едва ли правильно думать, что смысл  жизни у человека может быть только один. Почему? Поиск смысла жизни похож на поиск друзей: кому-то важно найти одного единственного настоящего друга, у кого-то оказывается много достойных и верных друзей... Если смыслы жизни нас укрепляют и дают нам жизненную энергию, пусть этих смыслов будет больше. Не так важно, сколько у вас жизненных смыслов - важно, чтобы все они были достойными и никогда не терялись. Обязательно ли нужен, каждому ли человеку нужен смысл его жизни? Детям - нет. Бодрые дети прекрасно живут и без всякого смысла, они полны энергией и их радует все.

В отличие  от маленьких детей, взрослому человеку смысл жизни, по-видимому, нужен, по крайней мере, с ним жить явно лучше, чем без него. Ощущение смысла жизни сильно укрепляет душевно здоровье. Если у человека есть "зачем" жить, он может выдержать любое «как» (Ф. Ницше). Пока человека несет и увлекает его веселое тело, он не задумывается о смысле жизни. Когда тело успокаивается и вовлечение проходит, смысл жизни чувствуют те, кто умеют делать что-то классно, мастерски. [Слободничников, В.И. Психология человека / В.И. Слободничников. – М.: Зерцало ТЕИС, 2011. – С. 116 ]

Если  человек потерял смысл жизни, то он его или ищет, или без  него страдает. Привычка страдать характеризует  людей с невротическим складом  характера, и страдания по отсутствию смысла жизни - признак невроза. Поиском  смысла жизни чаще всего увлечены люди с депрессивным фоном и люди с романтическими настроениями.

Привычно  напряженный лоб с поперечной морщиной, делающий глаза просящими  – печать людей, которые не разберутся с вопросом смысла жизни. И пока они свой лоб не расслабят, любая логотерапия пролетит мимо них, не оставив следа. Душевно здоровые вопросом смысла жизни не мучаются. Живые и творческие люди смысл жизни не ищут, а делают его, создавая то, что людям нужно, что будет людьми с благодарностью востребовано. [Слободничников, В.И. Психология человека / В.И. Слободничников. – М.: Зерцало ТЕИС, 2011. – С. 118.] Впрочем, поиск смысла жизни – это не только признак невроза, но и показатель определенного уровня культуры. Понимание, что в жизни может быть смысл, что жизнь может и должна быть к чему направлена, проживаться ради чего-то - приходит не ко всем и не сразу, это понимание требует уже определенного уровня культуры. Обыватель смысл своей жизни находит в том, что диктует ему его окружение, но это не единственный способ его обретения. Женщины часто считают смыслом жизни саму жизнь с ее нехитрым круговоротом, мужчины обычно уверены, что для того чтобы твоя жизнь по-настоящему имела смысл, нужно совершить что-то значительное и серьезное. Впрочем, смысл жизни каждый для себя может определить сам, в соответствии с типом своей личности, в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта. Если фантазии мало и думать лень, можно выбрать любой из смыслов сформулированных нашими предшественниками.

Достаточно  популярный тезис: «Смысл жизни в  том, чтобы просто жить», и такой  подход вполне реалистичен. Так жить вполне можно, особенно если солнышко, тебе все улыбаются и вообще жить — нравится. Когда человек счастлив, вопрос смысла жизни его действительно интересует мало. Но солнышко светит не всегда, иногда жизнь идет просто день за днем, с утра до вечера одно и то же, метро всегда шумное, на улицах тупые пробки, перед глазами тупые лица…

И тогда  встает вопрос: «А смысл?», и ответ  на него перестает быть очевидным. Зачем  жить, если жить становится трудно и  не радостно? Зачем жить, когда-то жизнь  нас начинает бить, делает это конкретно  и целенаправленно. Зачем встречаемся  день за днем с ложью и ненавистью, зачем просыпаться в жизнь, когда-то у нас отнимают самое дорогое, когда самые близкие делают нам  больно и стараются сделать еще  больнее… Все равно — просто жить? Жить, чтобы отбыть срок? Похоже, что «просто жить» — это  слишком мало, взрослому человеку требуется что-то более основательное. Жить, чтобы «просто прожить» —  как-то мелко, достойному человеку требуются более высокие цели. Жизнь чего-то стоит тогда, когда в ней можно что-то сделать. Сделать много, сделать яркое и большое, чтобы это было твое и чтобы это — получилось! Сделать свое дело качественно, чтобы сделанным можно было гордиться, чтобы можно было сказать: «Это была хорошая охота!» [Слободничников, В.И. Психология человека / В.И. Слободничников. – М.: Зерцало ТЕИС, 2011. – С. 120 ]

Насколько это  реально? Реально вполне. Большая  жизнь состоит из дней, и чтобы  осмысленной оказалась большая  жизнь, достаточно качественно прожить  каждый день. Это уже проще. День же состоит из часов, а качественно  прожить час у нас у каждого  хватит сил. Утром проснулся, вошел  в жизнь — и час за часом  живешь ее достойно: радостно, творчески  и умно. Устал, но вот уже и вечер: можно с настоящим удовлетворением  лечь, гордясь прошедшим, хорошо сделанным  днем. Засыпать с улыбкой — и  ожиданием завтрашнего, такого же бодрого  дня. Итого, задача: научиться и приучить себя каждый день и час жить созидательно, достойно: заботливо, радостно, творчески и умно. [Батуев, А.С. Психическое и физическое здоровье молодежи / А.С. Батуев // Валеология. – 2010. – № 1. – С. 45.]

 

Смысл является одним из часто употребляемых  терминов в психологии и философии. В психологии он признается одним  из основных элементов психической  деятельности. Но при этом он остается понятием неопределяемым иногда объявляется  аксиоматическим. Раскрытие механизма  формирования смысла и его функциональной роли в психической деятельности, установление его взаимосвязи с  другими психологическими понятиями, его возможностей и ограничений  имеет большое значение для теоретической  психологии и прикладных исследований.

Отсутствие точного определения  смысла и понимание механизмов его  возникновения сказывается на обсуждении проблем смысла жизни. Здесь существует определенная понятийная путаница и  приписывание смыслу жизни тех достоинств, которыми он не обладает. [Луков, В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи / В.А. Луков // Социологические исследования. – 2009. – № 8. – С. 27 ] Основная методологическая ошибка, по нашему мнению, состоит в наиболее часто встречающемся утверждении, что смысл жизни содержит в себе главную цель жизни. На это необходимо ответить, что, во-первых, цель является составным элементом деятельности. Говоря о цели жизни, мы сводим ее тем самым к определенной деятельности, отбрасывая все остальные многообразные жизненные проявления человека. Во-вторых, в таких утверждениях имплицитно содержится принцип сообразности, который, как показал В.А. Петровский, близок к отрицанию свободы, целостности, устремления и развития человека как личности.

Информация о работе Определение особенностей поиска смысла жизни у современной молодежи