Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 02:02, курсовая работа
Периодизаций возрастного периода существуют довольно много. Периодизации развития в детстве и отрочестве разработаны наиболее детально и содержательно - это есть истоки, время становления психических функций, личностных образований. В зрелости уже не будет качественных изменений в развитии психологических процессов. Взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную. [Дормашев, Ю.Б. Психология / Ю.Б. Дормашев. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2009. – С. 67.]
ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследования смысла жизни современной молодежи.
1.Психологические особенности современной молодежи 3
1.1. Общая характеристика возраста 3
2. Понятия «смысл жизни» в современной психологии 6
3. Особенности поиска смысла жизни у молодежи 15
ГЛАВА II. Определение особенностей поиска смысла жизни у современной молодежи.
2.1. Цели, задачи и организация исследования………………………………24
2.2. Изучение поиска смысла жизни………………………………………….24
Заключение .31
Приложение………………………………………………………………………32
Список литературы 34
Содержание
ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследования смысла жизни современной молодежи.
1.Психологические особенности современной молодежи 3
1.1. Общая характеристика возраста 3
2. Понятия «смысл жизни» в современной психологии 6
3. Особенности поиска смысла жизни у молодежи 15
ГЛАВА II. Определение особенностей поиска смысла жизни у современной молодежи.
2.1. Цели, задачи и организация исследования………………………………24
2.2. Изучение поиска смысла жизни……
Заключение .31
Приложение……………………………………………………
Список литературы 34
1. Психологические особенности современной молодежи
1.1. Общая характеристика возраста
Многие
авторы (Зеньковский В.В., Выготский
Л.С.) завершали рассмотрение возрастной
периодизации юношеским возрастом.
Во второй половине ХХ века более взрослые
периоды также стали
Первая
– период взрослости разбивается
на ряд хорошо различимых стадий развития,
которые зависят от некоторого временного
графика жизни, называемого «возрастными
часами». «Возрастные часы» - идеализация,
выполняющая функции «
Периодизаций возрастного периода существуют довольно много. Периодизации развития в детстве и отрочестве разработаны наиболее детально и содержательно - это есть истоки, время становления психических функций, личностных образований. В зрелости уже не будет качественных изменений в развитии психологических процессов. Взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную. [Дормашев, Ю.Б. Психология / Ю.Б. Дормашев. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2009. – С. 67.]
В современной науке существует периодизация развития взрослого человека, в которой отражены представления о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Рассмотрим основные возрастные рамки:
Учитывая
специфику характеристик
В социальном
представлении молодость
Основными
возрастными задачами молодости
большинство авторов называют включение
во все виды социальной, профессиональной,
семейной жизни, освоение многообразия
социальных и межличностных ролей.
Экспансия молодости
Стремление к демонстрации результатов может создать и некоторые «перекосы» в развитии. Ими могут стать – рост честолюбия, стремление к престижу или имитация престижных связей, смещение содержания на форму, непропорциональная командность, отказ от той деятельности, в которой нет скорых результатов. Обращённость на результат может привести к нетерпимости, нечуткости, чрезмерному прагматизму.
2. Понятие «смысл жизни» в современной психологии.
Смысл жизни – то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь, мотив жизни человека. Смысл – это будущее, в которое я живу. Едва ли правильно думать, что смысл жизни у человека может быть только один. Почему? Поиск смысла жизни похож на поиск друзей: кому-то важно найти одного единственного настоящего друга, у кого-то оказывается много достойных и верных друзей... Если смыслы жизни нас укрепляют и дают нам жизненную энергию, пусть этих смыслов будет больше. Не так важно, сколько у вас жизненных смыслов - важно, чтобы все они были достойными и никогда не терялись. Обязательно ли нужен, каждому ли человеку нужен смысл его жизни? Детям - нет. Бодрые дети прекрасно живут и без всякого смысла, они полны энергией и их радует все.
В отличие от маленьких детей, взрослому человеку смысл жизни, по-видимому, нужен, по крайней мере, с ним жить явно лучше, чем без него. Ощущение смысла жизни сильно укрепляет душевно здоровье. Если у человека есть "зачем" жить, он может выдержать любое «как» (Ф. Ницше). Пока человека несет и увлекает его веселое тело, он не задумывается о смысле жизни. Когда тело успокаивается и вовлечение проходит, смысл жизни чувствуют те, кто умеют делать что-то классно, мастерски. [Слободничников, В.И. Психология человека / В.И. Слободничников. – М.: Зерцало ТЕИС, 2011. – С. 116 ]
Если человек потерял смысл жизни, то он его или ищет, или без него страдает. Привычка страдать характеризует людей с невротическим складом характера, и страдания по отсутствию смысла жизни - признак невроза. Поиском смысла жизни чаще всего увлечены люди с депрессивным фоном и люди с романтическими настроениями.
Привычно напряженный лоб с поперечной морщиной, делающий глаза просящими – печать людей, которые не разберутся с вопросом смысла жизни. И пока они свой лоб не расслабят, любая логотерапия пролетит мимо них, не оставив следа. Душевно здоровые вопросом смысла жизни не мучаются. Живые и творческие люди смысл жизни не ищут, а делают его, создавая то, что людям нужно, что будет людьми с благодарностью востребовано. [Слободничников, В.И. Психология человека / В.И. Слободничников. – М.: Зерцало ТЕИС, 2011. – С. 118.] Впрочем, поиск смысла жизни – это не только признак невроза, но и показатель определенного уровня культуры. Понимание, что в жизни может быть смысл, что жизнь может и должна быть к чему направлена, проживаться ради чего-то - приходит не ко всем и не сразу, это понимание требует уже определенного уровня культуры. Обыватель смысл своей жизни находит в том, что диктует ему его окружение, но это не единственный способ его обретения. Женщины часто считают смыслом жизни саму жизнь с ее нехитрым круговоротом, мужчины обычно уверены, что для того чтобы твоя жизнь по-настоящему имела смысл, нужно совершить что-то значительное и серьезное. Впрочем, смысл жизни каждый для себя может определить сам, в соответствии с типом своей личности, в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта. Если фантазии мало и думать лень, можно выбрать любой из смыслов сформулированных нашими предшественниками.
Достаточно популярный тезис: «Смысл жизни в том, чтобы просто жить», и такой подход вполне реалистичен. Так жить вполне можно, особенно если солнышко, тебе все улыбаются и вообще жить — нравится. Когда человек счастлив, вопрос смысла жизни его действительно интересует мало. Но солнышко светит не всегда, иногда жизнь идет просто день за днем, с утра до вечера одно и то же, метро всегда шумное, на улицах тупые пробки, перед глазами тупые лица…
И тогда встает вопрос: «А смысл?», и ответ на него перестает быть очевидным. Зачем жить, если жить становится трудно и не радостно? Зачем жить, когда-то жизнь нас начинает бить, делает это конкретно и целенаправленно. Зачем встречаемся день за днем с ложью и ненавистью, зачем просыпаться в жизнь, когда-то у нас отнимают самое дорогое, когда самые близкие делают нам больно и стараются сделать еще больнее… Все равно — просто жить? Жить, чтобы отбыть срок? Похоже, что «просто жить» — это слишком мало, взрослому человеку требуется что-то более основательное. Жить, чтобы «просто прожить» — как-то мелко, достойному человеку требуются более высокие цели. Жизнь чего-то стоит тогда, когда в ней можно что-то сделать. Сделать много, сделать яркое и большое, чтобы это было твое и чтобы это — получилось! Сделать свое дело качественно, чтобы сделанным можно было гордиться, чтобы можно было сказать: «Это была хорошая охота!» [Слободничников, В.И. Психология человека / В.И. Слободничников. – М.: Зерцало ТЕИС, 2011. – С. 120 ]
Насколько это
реально? Реально вполне. Большая
жизнь состоит из дней, и чтобы
осмысленной оказалась большая
жизнь, достаточно качественно прожить
каждый день. Это уже проще. День
же состоит из часов, а качественно
прожить час у нас у каждого
хватит сил. Утром проснулся, вошел
в жизнь — и час за часом
живешь ее достойно: радостно, творчески
и умно. Устал, но вот уже и вечер:
можно с настоящим
Смысл является одним из часто употребляемых терминов в психологии и философии. В психологии он признается одним из основных элементов психической деятельности. Но при этом он остается понятием неопределяемым иногда объявляется аксиоматическим. Раскрытие механизма формирования смысла и его функциональной роли в психической деятельности, установление его взаимосвязи с другими психологическими понятиями, его возможностей и ограничений имеет большое значение для теоретической психологии и прикладных исследований.
Отсутствие точного
Информация о работе Определение особенностей поиска смысла жизни у современной молодежи