Определение особенностей поиска смысла жизни у современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 02:02, курсовая работа

Описание работы

Периодизаций возрастного периода существуют довольно много. Периодизации развития в детстве и отрочестве разработаны наиболее детально и содержательно - это есть истоки, время становления психических функций, личностных образований. В зрелости уже не будет качественных изменений в развитии психологических процессов. Взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную. [Дормашев, Ю.Б. Психология / Ю.Б. Дормашев. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2009. – С. 67.]

Содержание работы

ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследования смысла жизни современной молодежи.
1.Психологические особенности современной молодежи 3
1.1. Общая характеристика возраста 3
2. Понятия «смысл жизни» в современной психологии 6
3. Особенности поиска смысла жизни у молодежи 15
ГЛАВА II. Определение особенностей поиска смысла жизни у современной молодежи.

2.1. Цели, задачи и организация исследования………………………………24
2.2. Изучение поиска смысла жизни………………………………………….24
Заключение .31
Приложение………………………………………………………………………32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

хороший курсач.docx

— 81.44 Кб (Скачать файл)

Статистические  данные позволили выделить несколько  типов ориентаций на смыслы жизни  у современной молодёжи. Первый тип  условно можно назвать «традиционалистами». Они получают образование, чтобы  иметь диплом, работать по специальности. Дом, семья, родители, дети составляют их смысл жизни. Второй тип – «цивилизованные  предприниматели». Предпочитают достижение успеха в сфере бизнеса, получают высшее образования для того, чтобы  быстро продвигаться по служебной лестнице, заниматься руководящей деятельностью, у них развиты такие личностные качества, как индивидуализм, профессионализм, предприимчивость, самостоятельность, независимость, способность менять взгляды при смене обстоятельств, быстрая «вживаемость» в новые  условия. Среди них выделяются наиболее «продвинутые». Высшее образование  получают с целью свободного овладения  иностранными языками, возможности  жить и работать за границей, путешествовать.

Осмысленное отношение человека к  деятельности - залог его успешного  развития, как в личностном, так  и в профессиональном плане.

Воспитание, прежде всего, связано  с построением развивающих форм деятельности, а также организацией отношений и взаимоотношений  между всеми его участниками.

Подросток открыт освоению самых разных видов деятельности, если его удовлетворяют при этом складывающиеся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, если он чувствует себя принятым и признанным окружающими. [Немов, Р.С. Психология: учебник для вузов / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2009. – С. 383]

Базовым и центрирующим психологическим  механизмом гармоничного развития ребенка в его взаимодействии с миром сверстников, взрослых и обществом в целом выступает, с нашей точки зрения, личностное достоинство. Его психологическая основа начинает формироваться с первых дней жизни ребенка, когда он ощущает себя своеобразным центром окружающего мира. В ощущениях, вызываемых заботой и вниманием окружающих, закладывается основа нравственной самооценки ребенка, отношение к себе как безусловной ценности. В дальнейшем на это первичное отношение к себе начинают накладываться всякого рода «стоимостные» оценки, сформировавшиеся в семье и в культуре общества. Взрослые начинают оценивать ребенка с точки зрения успешности освоения им какой-либо деятельности, соответствия его поведения моральным нормам и пр. При этом, формируя моральную самооценку ребенка, взрослые могут не замечать, как взаимодействуют в его душе потребность в сохранении отношения к себе как к безусловной ценности и «стоимостные» оценки социума.

Воспитательная задача – создание таких условий, когда мотивация достижения (безусловно, мощный двигатель освоения деятельности) не вступает в противоречия с потребностью ребенка в поддержании на оптимальном уровне его личностного достоинства. В подростковом возрасте эта задача становится особенно актуальной.

Нами разработана оригинальная методика личностного самоанализа. Это - логически выстроенная система занятий с подростками в форме психологического практикума. Занятия проходят в группах личностного роста, а в случае необходимости – индивидуально. Методика позволяет выявить особенности осознания и восприятия подростками сущности понятия «достоинство человека». Осознание этого феномена в качестве смысложизненной проблемы связано с пониманием сущностных ипостасей человека. Первая часть занятий посвящена осмыслению самого понятия «человек», его сущностных и оценочных характеристик. Цель этих занятий - подвести подростка к пониманию значимости собственной жизни. Каждый из нас приходит в этот мир как уникальное, единственное в своем роде создание природы. Поэтому важно изучать свои индивидуальные особенности, развивать свою индивидуальность и личностное достоинство. И вместе с тем нельзя забывать о том, что каждый из нас является еще и представителем рода человеческого. Осознание каждым человеком этой ответственной миссии - залог становления не только его личного, но и личностного достоинства.

Мы полагаем, что только на фоне такой актуализации ценностно-мотивационной  сферы личности подростка можно  приступать к анализу психологической  структуры деятельности. [Дружинина, В.Н. Психология: учебник для вузов / В.Н. Дружинина. – СПб: Питер, 2010. – С. 135.]

На конкретных примерах той или  иной деятельности дети вместе с психологом учатся вычленять и анализировать  такие составляющие, как цель, предмет, мотив, способ (метод), условия, результат, оценка. Начинается эта работа с  анализа воспоминаний детей о  том, как они воспринимают и переживают свой успех в деятельности и что  происходит с ними в случае неуспеха. В анализе важно проследить соотношение чувственного, эмоционального, когнитивного и волевого аспектов восприятия. Осмысливая общую картину психологических состояний, дети сами определяют, что роднит их с другими в переживании успеха либо неуспеха и в чем могут проявляться индивидуальные особенности.

Обсуждаются популярные сейчас лозунги. Например: «Стань лидером, стань успешным!» Вопрос: «А зачем, с какой целью?» «Какие жизненные смыслы несет в себе лозунг: цель оправдывает средства, способы ее достижения?»

При обсуждении мотивов деятельности особое внимание уделяется потребности  человека в самоутверждении: для подростка это актуально.

Очень важно сформировать у подростка  понимание психологического результата деятельности, а также правильное понимание роли и функции оценки, ее значимости для развития личности, и здесь важно научиться разводить оценку деятельности и оценку личности («Есть Дело и есть Я»). К сожалению, практика воспитания в семье, да и школьная жизнь подростка не способствуют развитию таких умений. [Бахарев, В.В. Психологические основы работы с молодежью: учебное пособие / В.В. Бахарев. – Белгород: Белгородский институт, 2009. – С. 56.]

Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют о сензитивности  подростка освоению сложных смысложизненных понятий и проблем. Это помогает ему становиться субъектом своего развития.

 

 

Заключение

Проанализировав в данной работе поиски смысла жизни в молодости, необходимо отметить, что смысл жизни — тема вечная и столь же важная, как и сама жизнь. Предчувствие скрытой тайны миров, существ, событий и явлений в Природе и Вселенной, этого загадочного «нечто», дающего обоснование нашим побуждениям и поступкам, пронизывает всю нашу жизнь.

Стремление  к смыслу свойственно всем людям  — это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто оно так и остается глубоко  запрятанным в нашем подсознании, и нам бывает трудно объяснить  и четко сформулировать, к чему, собственно, мы стремимся и что  хотим понять.

Так или  иначе, жизнь человека должна иметь  смысл. Но за этой, на первый взгляд простой, констатацией стоит очень много  вопросов, еще не получивших однозначного ответа.

Человек должен дать своей жизни определенный смысл. Но может ли это быть любая  цель и любое устремление, лишь бы была «соломинка», за которую можно  было бы ухватиться? Можно ли любую  цель, любую задачу назвать «смыслом жизни»? Бывает ли смысл жизни «хорошим»  или «плохим»?

Разные  эпохи и культуры, разные религии  и философские течения через  века давали свою концепцию смысла жизни. В той или иной форме  все пытались ответить на вопрос, ради чего стоит жить, что в жизни  главное и как построить свою жизнь, чтобы это «главное» не упустить. В религиозных системах и во многих философских концепциях смысл жизни раскрывался в  контексте Высшего Начала и его  проявлений — Бога и богов, в контексте  законов Вселенной и эволюции всего сущего, в контексте Высшего  Блага для человека и исходящих  из него добродетелей. Это порождало  особую систему высших этико-моральных  ценностей, высших законов или, для  кого-то, «заповедей», которым должен следовать человек. Принимая разные формы, за каждой системой высших ценностей стояла одна и та же сокровенная задача, один и тот же сокровенный смысл жизни: стать ближе к Богу — для одних, или к богам — для других, или к Божественным Законам — для третьих, а для немногих — даже слиться с Богом или Божественным в единое целое.

Смысл жизни  — это нечто сугубо внутреннее, формирующееся благодаря опыту  самого человека или это что-то приходящее «извне»?

Какое влияние  на формирование смысла жизни может  оказать та эпоха, мировоззрение  или религия, которой человек  принадлежит? Какую роль в этом играют его образованность, его таланты  и способности? Можно ли сказать, что у каждого свой собственный  смысл жизни и, сколько людей, столько же существует и «смыслов жизни»?

Или все  же, говоря о смысле существования, мы обращаемся к чему-то более глубокому  и более сокровенному, к чему-то выходящему за рамки жизни конкретного  человека, его личных проблем, целей, наклонностей и потенциалов? Возможно, независимо от эпохи, от мировоззрения  или религии существуют некие  всеобщие «вечные ценности» и  «вечные знания», объединяющие совершенно разных людей? Тогда можно ли сказать, что именно в стремлении к этим вечным ценностям, именно в попытках постичь их формируется смысл  жизни каждого отдельного человека?

Вопросов  гораздо больше, чем возможных  ответов, что закономерно. И это  даже не сами ответы, а намек на длинный  и не имеющий конца путь поисков  — поисков самого себя, своего места  в мире, своей причастности ко всему, что происходит в Природе и  Вселенной. Этот путь имеет свои этапы, свои трудности и испытания, на нем  нет ни однозначных, ни готовых решений. Главное — не останавливаться, не переставать искать.

 

ГЛАВА II

Определение особенностей поиска смысла жизни у современной молодежи.

 

2.1. Цели, задачи и организация исследования.

 

При выполнении данной работы автором была поставлена следующая цель: провести анализ поисков смысла жизни в молодости.

Поставленная  цель  работы предполагает решение  комплекса взаимосвязанных задач:

- дать общую характеристику возраста;

- рассмотреть освоение супружеской и родительской функций;

- дать характеристику понятия  «смысл жизни»;

- исследовать психологическую концепцию смысла;

- проанализировать проблему поиска смысла;

- провести анализ психологической структуры деятельности как условия постижения подростками жизненных смыслов.

Теоретическая и практическая значимость данной работы обусловлена тем, что проведенное  комплексное исследование представлять интерес для  специалистов в области психологии.

Методологическую  основу курсовой работы составляют общенаучные  методы: метод системного анализа, научных  и практических материалов.

Теоретической основой настоящей работы являются труды специалистов в области  психологических основ работы с  молодежью: Л.А. Григрович, Р.С. Немова, Е.А. Тюгашева и многие другие.

Гипотеза: различие ценностных ориентаций будет  зависеть от гендерного признака.

Структура работы определяется ее объектом, целями и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

2.2. Изучение  поиска смысла жизни молодежи.

   Обзор имеющихся подходов к определению смысла жизни показывает, что в основном он связывается с ценностями, на которые ориентируется личность, и целями, которые личность себе ставит. При этом возможно различное соотношение между ценностным уровнем личности и ее жизненными целями: цели вытекают из тех ценностей, которые признаются личностью главными, или ценностные ориентации остаются неосознанными и смысл жизни отождествляется только с видимыми человеком целями, которые могут быть как ближними, так и отдаленными, или теми и другими вместе (представленность жизненных целей характеризует развитие временной перспективы личности). В свою очередь сами ценности могут представлять собой наиболее распространенные в окружающем человека социуме стереотипы и присваиваться личностью без их осмысления, а могут составлять предмет осознанного поиска. Независимо от способа его обретения, смысл жизни придает направленность деятельности личности и служит критерием для оценки личностью действий и поступков, переживаний, своих и других людей. Во всех случаях он является производным от культуры того социума, в котором формируется личность, и от культуры общества в целом.

    Вопрос о смысле жизни встает перед человеком не сразу. Формирование  этого понятия - процесс становления личности. По мере своего развития и совершенствования человек пересматривает смысл жизни и свое представление о человеческих ценностях. Решающим обстоятельством, влияющим на такое переосмысление, является жизнь, опыт человека и примеры других людей, одним из таких ярких примеров являются духовные искания Л.Н. Толстого, которые нашли отражение в его «Исповеди»: «Я понял, - пишет Л.Н. Толстой, - что для того, чтобы понять смысл жизни, надо, прежде всего, чтобы сама жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже разум, для того, чтобы понять ее... Я понял, что если я хочу понять жизнь и смысл ее, мне надо жить не жизнью паразита, а настоящей жизнью и, приняв тот смысл, который придает ей настоящее человечество, слившись с этой жизнью, проверить его».  

 

Смысл жизни каждого человека уникален, но каждый смысл жизни можно отнести  к той или иной группе.

  1. Смысл жизни – сохранение красоты и здоровья

«В сердце того, кто страстно стремится к красоте, она сияет  ярче, чем в глазах созерцающего ее»

 Д. Х. Джебран

Многие люди считают своим смыслом жизни  – поддержание своей внешней  и внутренней красоты.

  1. Память как смысл жизни

«Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем»

Ганди Махатма

 

Еще один вариант ответа на вопрос о смысле жизни: «Чтобы оставить свой след, чтобы меня помнили». При  этом бывает, что человеку неважно  даже, хорошую ли память, или не очень  хорошую он о себе оставит. Главное  – «чтобы меня помнили!» Ради этого  многие люди всеми возможными способами  стремятся к известности, популярности, к славе, к тому, чтобы стать  «знаменитым человеком».

 

Конечно, добрая память имеет  некую ценность для вечности –  это благодарная память наших  потомков о нас, оставивших им сады, дома, книги.

 

  1. Потребление  удовольствия как смысл жизни

 

«Жизнь, как пьеса  в театре: важно не то, сколько  она длится, а насколько хорошо сыграна»

Луций Анней Сенека (Младший)

 

«Приобретение вещей  и их потребление не может придать  нашей жизни смысл... Накопление материальных вещей не может заполнить

пустоту жизни  тех, у кого нет уверенности и  цели»

 

Купец-миллионер  Савва Морозов

 

Несмотря на многие такие высказывания, большинство людей заявляют, что  живут в своё удовольствие. Смыслом  их жизни является приобретение дорогих  вещей, накопление сбережений.

Информация о работе Определение особенностей поиска смысла жизни у современной молодежи