Определение особенностей поиска смысла жизни у современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 02:02, курсовая работа

Описание работы

Периодизаций возрастного периода существуют довольно много. Периодизации развития в детстве и отрочестве разработаны наиболее детально и содержательно - это есть истоки, время становления психических функций, личностных образований. В зрелости уже не будет качественных изменений в развитии психологических процессов. Взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную. [Дормашев, Ю.Б. Психология / Ю.Б. Дормашев. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2009. – С. 67.]

Содержание работы

ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследования смысла жизни современной молодежи.
1.Психологические особенности современной молодежи 3
1.1. Общая характеристика возраста 3
2. Понятия «смысл жизни» в современной психологии 6
3. Особенности поиска смысла жизни у молодежи 15
ГЛАВА II. Определение особенностей поиска смысла жизни у современной молодежи.

2.1. Цели, задачи и организация исследования………………………………24
2.2. Изучение поиска смысла жизни………………………………………….24
Заключение .31
Приложение………………………………………………………………………32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

хороший курсач.docx

— 81.44 Кб (Скачать файл)

Мы считаем, что смысл жизни  выступает как жизненный ориентир и не является целью жизни. В качестве ориентира он дает возможность человеку определить свое место в жизни, разобраться  в ней и самом себе, определить направление своего движения в дальнейшем, а также направляет на достижение какой-либо цели. Поиск цели как места  приложения сил является более узкой  и частной задачей индивида.

Малая практическая эффективность  изучения этой проблемы видна на примере  отсутствия специально созданных программ (психотехнологий), помогающих человеку обрести этот смысл. Впрочем, любой  консультирующий психолог гораздо  увереннее чувствует себя в экстремальных  ситуациях клиента. Обыденная жизнь  требует тонкости наблюдения и незаметности профессионального действия; успех работы скрыт за далью времени, и поэтому ее полезность неочевидна. [Луков, В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи / В.А. Луков // Социологические исследования. – 2009. – № 8. – С. 30 ]

В отечественной психологии исследованию проблемы смысла придавалось особое значение. Оно шло от высказывания Л.С. Выготского, что сознание имеет  смысловое и системное строение. Современное понимание смысла опирается  на определение, данное учеником и последователем Л.С. Выготского А.Н. Леонтьевым. В предложенной им структуре сознания одним из трех компонентов является личностный смысл, определяемый как индивидуализированное  и субъективизированное значение, «значение значения», «значение для меня», которое создает пристрастность и интенциональность сознания. В своей концепции психологического строения деятельности А.Н. Леонтьев определяет личностный смысл как отражение в сознании мотива деятельности к цели действия. Наиболее общим результатом данных исследований явилось формулирование А.Н. Леонтьевым и его последователями концепции смысловых образований личности. Центральным звеном в ней является понятие личностного смысла как индивидуализированного отражения действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность. Личностный смысл интегрируется в виде связной системы смысловых образований личности, в которую входят мотивы, побуждающие человека к деятельности, реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшее для него ценность. Степень осознанности смыслов различна – они могут быть как осознанными, так и полностью неосознаваемыми.

Для определения роли смысла в психической  деятельности мы обратились к представлениям о психике П.Я. Гальперина. Он считал, что ориентировочная деятельность выступает как главная функция  психики и осуществляет подготовку, регулирование и контроль поведения  субъекта в индивидуально изменчивых ситуациях. Смысл, по нашему мнению, наряду с образом является основой ориентировочной  деятельности человека.

Относительно образа, а именно он был главным объектом исследований в этой области, смысл представляется более важным для ориентировки (на что, в частности, указывают попытки  приписать образу смысловую функцию). Во-первых, субъект опирается при  построении плана дальнейших действий на собственную интерпретацию ситуации, а не просто на образ того, что  происходит в действительности. Во-вторых, на основе образа невозможно прогнозирование  будущего состояния субъект-объектной  системы. В образе отражается настоящее. Смысл отражает существенные связи  и отношения, которые редко бывают представлены наглядно. Поэтому смысл  позволяет составить прогноз, показывая  целостность ситуации или назначение объекта относительно потребностей, мотивов и целей деятельности субъекта. Смысл, согласно П.Я. Гальперину, определяет роль объекта по отношению к потребностям субъекта. [Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Наука, 2009. – С. 212 ]

Таким образом, мы считаем, что в  психической деятельности человека смысл выполняет ориентировочную  функцию и может выступать  в качестве жизненного ориентира.

Выделение объекта из окружающей действительности происходит, если он имеет жизненно важное значение. Таким качеством  объекта, на наш взгляд, является его  полезность. Полезность (степень полезности) показывает возможность удовлетворения потребностей субъекта. Для субъекта полезность объекта предстает как  его значимость. И если мы говорим  о смысле объекта, то имеем в виду его полезность или значимость.

Становление смысла как психического явления, согласно нашей гипотезе, состоит  из трех этапов. На первом этапе фиксируются  определенные элементы ситуации и, по возможности, их значения. Они выделяются, когда выступают в качестве значимого  внешнего сигнала или исходя из прошлого опыта. Переход ко второму этапу  происходит, если субъекту, в силу действия ориентировочной реакции или  познавательной потребности, необходимо выяснить наличие связи между  значимыми элементами ситуации и  эта связь для него в данный момент не очевидна или непонятна. Решение  этой познавательной проблемной ситуации происходит путем выявления значимого  соотношения элементов ситуации и установления наиболее вероятных, субъективно логически верных взаимосвязей между ними. При сопоставлении  ситуации в целостности ее элементов  с образцами собственного прошлого опыта субъект может определить функциональное значение данной ситуации. На третьем этапе субъект относится  к данной ситуации исходя их своих  потребностей. Главным критерием  здесь выступает вышеназванный  критерий полезности (значимости). Именно здесь – на пересечении целостной  взаимосвязи между элементами ситуации и отношения к ней потребностей субъекта как к возможному полезному результату – формируется смысл. [Шурыгина, И.И. Жизненные стратегии подростков / И.И. Шурыгина // Социологические исследования. – 2009. – № 5. – С. 54 ] Он фиксирует это пересечение, эту встречу реального с желаемым. Таким образом, с помощью смысла субъект интепретирует или реконструирует ситуацию и определяет ее полезность для удовлетворения собственных потребностей.

Подобно смыслу ситуации формируется  смысл действия и смысл предмета. Установив функциональное назначение предмета, субъект определяет его  полезность для удовлетворения своих  потребностей. Предмет будет иметь  смысл, если он значим для нас. Формирование смысла действия происходит через установление целесообразности действия, то есть его  соответствия достижению цели. Цель является полезным приспособительным результатом, и ее достижение способствует удовлетворению определенной потребности.

Особенности становления смысла обусловливают  его свойства, о наличии которых  писал ряд психологов и философов. Это, во-первых, неизменность, устойчивость и определенность смысла, во-вторых, внутренняя логическая упорядоченность, законченность и структурированность, в-третьих, субъективная достоверность (основанная на внутренней непротиворечивости), в-четвертых, предметность.

Эти свойства смысла позволяют «человеческому сознанию удерживать изменяющуюся действительность», видеть за явлением сущность, строить  устойчивую смысловую картину мира. Смысл упорядочивает образы в  этой картине, придает ей логичную целостность  и субъективную достоверность. Смысл  становится опорой бытия человека, превращая зыбкость мира в логически  стройное здание целесообразных связей и отношений. [Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Наука, 2009. – С. 230 ]  Указанные особенности позволяют смыслу выступить в качестве ориентира в процессе жизни человека и позволяют ему строить целенаправленную деятельность.

Статичность и неизменяемость отдельного смысла дополняется динамичностью, «переливчатостью» поля смыслов, обеспечивая больше возможностей для адаптации субъекта ригидность отдельных смыслов и гибкость системы смыслов обеспечивает хорошую устойчивость смысловых систем, позволяя субъекту гибко реагировать на различные аспекты окружающей действительности и быть адекватным в поведении при сохранении неизменным накопленного опыта.

Таки образом, одно из наиболее важных значений смысла в жизнедеятельности  человека заключается в том, что  он является основным опосредующим звеном между психической деятельностью  и объективной действительностью. В силу того, что смысл одновременно принадлежит и субъекту и объекту, и не принадлежит исключительно  ни одному из них, он оказывается уникальным связующим звеном между психическим  и физическим миром.

 

3. Особенности поиска смысла жизни у молодежи

Проблема  поиска смысла своего существования, определения  жизненных целей важна для  сохранения психического и психологического здоровья любого человека. Особую важность проблема поиска смысла жизни приобретает  в юношеском возрасте в связи  с возникновением проблемы личностного  самоопределения. По мнению В.Франкла, именно в юношеском возрасте вопросы  о смысле жизни наиболее часты  и особенно насущны. 

В психологии смыслом принято называть внутреннее мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия, поступка, события. Совершая то или  иное действие, человек осознает, зачем  он это делает, и в этом для  него заключается смысл. [Селиванова, З.К. Смысложизненные ориентации подростков / З.К. Селиванова // Социологические исследования. – 2010. – № 2. – С. 87 ]

Сама  идея о смысле жизни является извечной и насущной для многих наук о человеке. Так, философы древности искали смысл  жизни и видели его в естественном совершенстве: греки – в совершенстве формы; римляне – в совершенстве ума и силы. К проблемам осмысления жизни, поиска человеком своего места  в мире неоднократно обращались великие  мыслители и известные писатели. Каждый из них находил свой ответ  на этот непростой вопрос, но все  они настаивали на том, что стремление к постоянному самосовершенствованию, приобщение к мировой культуре, глубокое осмысление вечных ценностей: добра, чести  и красоты – верный путь к пониманию  сущности бытия.

Великий русский писатель Л. Н. Толстой считал, что «кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача – внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним».

Важную  роль понимания сущности бытия подчёркивал  известный французский писатель Антуан де Сент Экзюпери: «Когда мы осмыслим свою роль на Земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что даёт смысл жизни, даёт смысл и смерти.

Современные исследователи психологии рассматривают  стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни как двигатель  поведения и развития личности, как  способность субъекта переживать ценности жизни, удовлетворяться ею, а отсутствие смысла – как первопричину неврозов, «экзистенциального вакуума» и фрустраций, лежащих в основе таких распространенных явлений, как наркомания, алкоголизм, юношеская преступность, рождающих  у человека депрессию, протест, апатию к жизни, самонаказание и даже «бегство в смерть».

В настоящее  время проблема смысла жизни приобрела  особую актуальность в связи с  происходящими социально-экономическими изменениями на территории всего  постсоветского пространства, утратой  идеологических ориентиров в воспитании подрастающего поколения, резко  возросшим количеством самых  разнообразных факторов, влияющих на психологический облик современного юношества. Именно современная молодежь оказывается наиболее «чувствительной» к социальной нестабильности и переменам.

Учёные  утверждают, что на формирование жизненных  смыслов личности оказывают влияние, прежде всего, социально-психологические  и социокультурные условия. Вместе с тем наблюдаются специфические  особенности жизненных смыслов  по возрастным (когортным), профессиональным, этническим и иным признакам. Как  показали психологические исследования, в зависимости от социокультурных  условий жизни молодёжи, формируются  разные типы ценностной направленности.

Первый  тип – социально-активный. Люди этого  типа живут не только для себя, но и для других, стремятся к раскрытию  личностного потенциала, проявляют  высокую активность во всех сферах социальной жизни; в общем, для них  жизнь - это достижение конкретных целей. Второй тип - творческий - более ориентирован на внутренние ценности, на познание и творчество, на созидание себя, но в ущерб общественной жизни. Наконец, направленность третьего типа можно назвать «бегством от существования». Представители этого типа не имеют ясных и понятных смыслов, их активность заторможена, а деятельность бесцельна, направлена как бы в никуда – и не на себя, и не на других. 

Какая же ценностная ориентация преобладает  у молодёжи, проживающей на территории постсоветского пространства? Существуют весьма разрозненные данные. Результаты исследований, проведенных в Европейской  части России, позволяют сделать  вывод, что поиск смысла жизни, традиционно  считавшийся признаком молодости, становится всё менее важным для  современной молодёжи. Статистические данные говорят о резком увеличении процента молодых людей, не имеющих  ясных понятийных смыслов (до 26%).

Результаты  психологических исследований в  регионах постсоветского пространства внушают большие надежды. Молодежь выделила в виде главной ценности «обширные знания» и «стремление  выполнять высокооплачиваемую и  интересную» работу. Помимо названных  ценностей, выделяются еще две не менее значимые и предпочитаемые цели – «иметь свою семью» (обязательно  двоих или более детей) и «зарабатывать  много денег». Такие жизненные  смыслы, как наличие денег и  обширные знания, выступают для молодежи как средство реализации еще целого ряда значимых жизненных планов –  «обеспечить старость своих родителей», «помочь своим близким и родным (сестрам, братьям)», «обеспечить материально  свою семью», «обеспечить будущее  своих детей», «занять должность», «построить свой дом, купить машину», «стать самостоятельным и независимым», «путешествовать по разным странам». Очевидно, что «интересная и высокооплачиваемая»  работа возможна лишь в том случае, когда человек профессионально  подготовлен, имеет образование.

Информация о работе Определение особенностей поиска смысла жизни у современной молодежи