Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 02:02, курсовая работа
Периодизаций возрастного периода существуют довольно много. Периодизации развития в детстве и отрочестве разработаны наиболее детально и содержательно - это есть истоки, время становления психических функций, личностных образований. В зрелости уже не будет качественных изменений в развитии психологических процессов. Взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную. [Дормашев, Ю.Б. Психология / Ю.Б. Дормашев. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2009. – С. 67.]
ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследования смысла жизни современной молодежи.
1.Психологические особенности современной молодежи 3
1.1. Общая характеристика возраста 3
2. Понятия «смысл жизни» в современной психологии 6
3. Особенности поиска смысла жизни у молодежи 15
ГЛАВА II. Определение особенностей поиска смысла жизни у современной молодежи.
2.1. Цели, задачи и организация исследования………………………………24
2.2. Изучение поиска смысла жизни………………………………………….24
Заключение .31
Приложение………………………………………………………………………32
Список литературы 34
Мы считаем, что смысл жизни
выступает как жизненный
Малая практическая эффективность изучения этой проблемы видна на примере отсутствия специально созданных программ (психотехнологий), помогающих человеку обрести этот смысл. Впрочем, любой консультирующий психолог гораздо увереннее чувствует себя в экстремальных ситуациях клиента. Обыденная жизнь требует тонкости наблюдения и незаметности профессионального действия; успех работы скрыт за далью времени, и поэтому ее полезность неочевидна. [Луков, В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи / В.А. Луков // Социологические исследования. – 2009. – № 8. – С. 30 ]
В отечественной психологии исследованию
проблемы смысла придавалось особое
значение. Оно шло от высказывания
Л.С. Выготского, что сознание имеет
смысловое и системное
Для определения роли смысла в психической
деятельности мы обратились к представлениям
о психике П.Я. Гальперина. Он считал,
что ориентировочная
Относительно образа, а именно он
был главным объектом исследований
в этой области, смысл представляется
более важным для ориентировки (на
что, в частности, указывают попытки
приписать образу смысловую функцию).
Во-первых, субъект опирается при
построении плана дальнейших действий
на собственную интерпретацию
Таким образом, мы считаем, что в
психической деятельности человека
смысл выполняет
Выделение объекта из окружающей действительности происходит, если он имеет жизненно важное значение. Таким качеством объекта, на наш взгляд, является его полезность. Полезность (степень полезности) показывает возможность удовлетворения потребностей субъекта. Для субъекта полезность объекта предстает как его значимость. И если мы говорим о смысле объекта, то имеем в виду его полезность или значимость.
Становление смысла как психического
явления, согласно нашей гипотезе, состоит
из трех этапов. На первом этапе фиксируются
определенные элементы ситуации и, по
возможности, их значения. Они выделяются,
когда выступают в качестве значимого
внешнего сигнала или исходя из прошлого
опыта. Переход ко второму этапу
происходит, если субъекту, в силу действия
ориентировочной реакции или
познавательной потребности, необходимо
выяснить наличие связи между
значимыми элементами ситуации и
эта связь для него в данный
момент не очевидна или непонятна. Решение
этой познавательной проблемной ситуации
происходит путем выявления значимого
соотношения элементов ситуации
и установления наиболее вероятных,
субъективно логически верных взаимосвязей
между ними. При сопоставлении
ситуации в целостности ее элементов
с образцами собственного прошлого
опыта субъект может определить
функциональное значение данной ситуации.
На третьем этапе субъект
Подобно смыслу ситуации формируется смысл действия и смысл предмета. Установив функциональное назначение предмета, субъект определяет его полезность для удовлетворения своих потребностей. Предмет будет иметь смысл, если он значим для нас. Формирование смысла действия происходит через установление целесообразности действия, то есть его соответствия достижению цели. Цель является полезным приспособительным результатом, и ее достижение способствует удовлетворению определенной потребности.
Особенности становления смысла обусловливают
его свойства, о наличии которых
писал ряд психологов и философов.
Это, во-первых, неизменность, устойчивость
и определенность смысла, во-вторых,
внутренняя логическая упорядоченность,
законченность и
Эти свойства смысла позволяют «человеческому сознанию удерживать изменяющуюся действительность», видеть за явлением сущность, строить устойчивую смысловую картину мира. Смысл упорядочивает образы в этой картине, придает ей логичную целостность и субъективную достоверность. Смысл становится опорой бытия человека, превращая зыбкость мира в логически стройное здание целесообразных связей и отношений. [Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Наука, 2009. – С. 230 ] Указанные особенности позволяют смыслу выступить в качестве ориентира в процессе жизни человека и позволяют ему строить целенаправленную деятельность.
Статичность и неизменяемость отдельного смысла дополняется динамичностью, «переливчатостью» поля смыслов, обеспечивая больше возможностей для адаптации субъекта ригидность отдельных смыслов и гибкость системы смыслов обеспечивает хорошую устойчивость смысловых систем, позволяя субъекту гибко реагировать на различные аспекты окружающей действительности и быть адекватным в поведении при сохранении неизменным накопленного опыта.
Таки образом, одно из наиболее важных
значений смысла в жизнедеятельности
человека заключается в том, что
он является основным опосредующим звеном
между психической
3. Особенности поиска смысла жизни у молодежи
Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важна для сохранения психического и психологического здоровья любого человека. Особую важность проблема поиска смысла жизни приобретает в юношеском возрасте в связи с возникновением проблемы личностного самоопределения. По мнению В.Франкла, именно в юношеском возрасте вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны.
В психологии смыслом принято называть внутреннее мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия, поступка, события. Совершая то или иное действие, человек осознает, зачем он это делает, и в этом для него заключается смысл. [Селиванова, З.К. Смысложизненные ориентации подростков / З.К. Селиванова // Социологические исследования. – 2010. – № 2. – С. 87 ]
Сама
идея о смысле жизни является извечной
и насущной для многих наук о человеке.
Так, философы древности искали смысл
жизни и видели его в естественном
совершенстве: греки – в совершенстве
формы; римляне – в совершенстве
ума и силы. К проблемам осмысления
жизни, поиска человеком своего места
в мире неоднократно обращались великие
мыслители и известные
Великий
русский писатель Л. Н. Толстой считал,
что «кратчайшее выражение
Важную роль понимания сущности бытия подчёркивал известный французский писатель Антуан де Сент Экзюпери: «Когда мы осмыслим свою роль на Земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что даёт смысл жизни, даёт смысл и смерти.
Современные исследователи психологии рассматривают стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни как двигатель поведения и развития личности, как способность субъекта переживать ценности жизни, удовлетворяться ею, а отсутствие смысла – как первопричину неврозов, «экзистенциального вакуума» и фрустраций, лежащих в основе таких распространенных явлений, как наркомания, алкоголизм, юношеская преступность, рождающих у человека депрессию, протест, апатию к жизни, самонаказание и даже «бегство в смерть».
В настоящее
время проблема смысла жизни приобрела
особую актуальность в связи с
происходящими социально-
Учёные
утверждают, что на формирование жизненных
смыслов личности оказывают влияние,
прежде всего, социально-психологические
и социокультурные условия. Вместе
с тем наблюдаются
Первый тип – социально-активный. Люди этого типа живут не только для себя, но и для других, стремятся к раскрытию личностного потенциала, проявляют высокую активность во всех сферах социальной жизни; в общем, для них жизнь - это достижение конкретных целей. Второй тип - творческий - более ориентирован на внутренние ценности, на познание и творчество, на созидание себя, но в ущерб общественной жизни. Наконец, направленность третьего типа можно назвать «бегством от существования». Представители этого типа не имеют ясных и понятных смыслов, их активность заторможена, а деятельность бесцельна, направлена как бы в никуда – и не на себя, и не на других.
Какая же
ценностная ориентация преобладает
у молодёжи, проживающей на территории
постсоветского пространства? Существуют
весьма разрозненные данные. Результаты
исследований, проведенных в Европейской
части России, позволяют сделать
вывод, что поиск смысла жизни, традиционно
считавшийся признаком
Результаты
психологических исследований в
регионах постсоветского пространства
внушают большие надежды. Молодежь
выделила в виде главной ценности
«обширные знания» и «
Информация о работе Определение особенностей поиска смысла жизни у современной молодежи