Определение степени и формы особенности личности детей с нарушениями поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:30, реферат

Описание работы

Цель данной работы - повышение эффективности социальной адаптации в обществе подростков с девиантным поведением на основе анализа особенностей личности и выраженности тревожно-депрессивных проявлений.
Материал и методы исследования. Для достижения поставленной цели в условиях свободной выборки однократно были обследованы подростки мужского пола (n=39) с признаками девиантного поведения в возрасте от 10 до 15 лет (средний возраст 11,8±0,87 лет).
В работе применялись клинико-психопатологический, экспериментально-психологический и психометрический методы исследования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Современные представления об отклонениях в развитии у детей и подростков
Глава 2. Расстройства личности, как причина формирования неадекватного поведения
Глава 3. Особенности личности детей с нарушениями поведения
Понятия, используемые при характеристике детей с нарушением поведения
Критерии отнесения к нарушениям поведения
Виды нарушения поведения
Формы нарушения поведения
Причины и механизмы нарушения поведения
Нарушения поведения в МКБ-10
Группы подростков с нарушением поведения
Сопровождение подростков с нарушением поведения
Заключение. Результаты и обсуждение
Литература

Файлы: 1 файл

особенности личности у детей с нарушением поведения.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время принято выделять несколько категорий (типов) детей  с нарушениями развития:

– дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие);

– с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие);

– с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

– с тяжелыми нарушениями речи;

– с задержкой психического развития;

– умственно отсталые;

– с тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой  сферы;

– с нарушениями поведения;

– со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения.

Каждая категория детей имеет  специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать  при определении стратегии и  тактики психолого-педагогического  изучения.

Таким образом, в результате сочетания первичных и вторичных нарушений при аномальном развитии формируется сложная картина нарушений, которая, с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой — имеет много сходных характеристик в пределах каждого типа нарушенного развития.

Эти сходные характеристики — та специфика, которая определяет необходимость создания специальных образовательных условий, соответствующих психофизическим особенностям детей, относящихся к каждому типу нарушенного развития.

 

Глава 2. Расстройства личности, как причина формирования неадекватного поведения [5]

 

Существуют различные подходы  к нарушениям личности, и ученые до сих пор не пришли к единой общепринятой классификации нарушений. Одна из популярных классификаций, используемых в отечественной психологии, выделяет следующие группы патологий:

Нарушение структуры иерархии мотивов  выражается в нарушениях организации деятельности. Опосредствованность и иерархичность мотивов исчезает, и деятельность становится импульсивной. Те цели, которые влекут человека к далеким рубежам, вытесняются близко находящимися целями. Например, алкоголизм нарушает временную ориентировку личности и ситуативное влечение становится основным, не дающим возможности ориентироваться на последствия поступков и корректировать свои действия по плану на будущее.

Формирование патологических потребностей и мотивов возникает под воздействием стрессоров, в условиях нарушений взаимодействий с окружающими, при разрушении привычных стереотипов деятельности.

Самосознание человека нарушается в ходе разрушения рефлексии, что  способно повлиять на нарушение образа собственной личности. Возникают  различные расстройства, такие как  дисморфофобия, выражающаяся в непринятии своего внешнего образа, боязни старости, уродства. Деперсонализация проявляется в потере переживания собственной личности. Расстройство типа нервной анорексии также связано с нарушением самосознания. Эти нарушения выражаются в патологических потребностях, влечениях, которые не способствуют гармоничному развитию личности. Так дисморфофобия выражена в исключительных желаниях стать моложе, выше, худее. Нервная анорексия включает желание похудеть и непринятие себя с искажением своего образа "Я''.

Нарушение смыслообразующей способности связано с конфликтами, искажениями в социальных взаимодействиях, неправильным воспитанием. Например, нарушение выражается в том, что человек,

зная о необходимости строить  позитивные контакты, все же разрушает  связи с другими людьми, осознавая, что делает совсем не то, что считает должным.

Нарушение саморегуляции и опосредствования возникает в психотравмирующих, негативных условиях развития.

Нарушение критичности и спонтанности поведения выражается в виде нецеленаправленности действий, расторможенности, отсутствии ориентированности суждений на какой-то критерий. Человек не способен оценивать действия с позиции ожидаемого. Ошибки и неточности в действиях человек не замечает и не способен критично их оценить.

Крайним выражением нормальной личности является акцентуация. Выделяются демонстративная, педантичная, застревающая, возбудимая, интровертивная, гипертимная и гипотимная личности. Тип личности предрасполагает индивида к развитию соматоформных (психосоматических) заболеваний.

Для демонстративных личностей характерны стремление быть в центре внимания группы, эксцентричность, склонность к фантазиям, яркое проявление фантазий. Эти люди легко сходятся с другими людьми, иногда поверхностны и лишены глубины чувств. Педантичные личности характеризуются стремлением к пунктуальности, упорядоченности, тревожностью и мнительностью. Они доверчивы и альтруистичны, стремятся к постоянному избеганию неудач, упрямы и принципиальны, исполнительны и всегда доводят намеченное до конца. Застревающие личности отличаются фиксацией на одной (моно) идее. Они моралистичны, авторитарны, легко формируют сверхценные и бредовые идеи. Обычно проявляют себя на арене политических идей, в науке являются приверженцами одной идеи на всю жизнь. Возбудимые личности характеризуются склонностью к внезапным и часто неадекватным эмоциональным вспышкам, гневу или агрессии. Они предрасположены к асоциальным поступкам и употреблению психоактивных веществ. Свои эксцессы объясняют неправильным поведением окружающих. Интровертированные личности -- замкнуты, обладая богатым внутренним миром, не делятся им с окружающими. Обычно не следят за собой, склонны к абстрактным фантазиям, не способны к сопереживаниям, в трудную минуту совершенно утрачивают контакт с окружающими. Неспособны проявить негативные эмоции, обычно отрицают негативное отношение к ним. Гипертимные личности характеризуются искрящимся весельем, неудержимым оптимизмом, способностью к сопереживанию, высокой подвижностью мышления, стремлением к доминантности, желанием повсюду проявлять инициативу и переоценкой своих возможностей. Гипотимные (дистимические) личности наблюдаются у людей пессимистичных, пассивных, медлительных, склонных к формированию пониженной самооценки и плохого настроения под влиянием мельчайших событий. Они часто зависимы и пассивны.

Выделяются также антисоциальные личности, которые противопоставляют собственную нравственность морали общества. С высокой тенденцией к криминальным и антиобщественным поступкам. Нарцистическая личность, погруженная в самолюбование, с высокой потребностью в опеке, зависимостью от лидерства, в том числе в семье, с постоянной капризностью и стремлением получить эквивалент материнской ласки. Такие личности ценят комфорт выше психологической напряженности отношений.

Также выделяют ряд психопатий, которые  проявляются в шизоидных, циклоидных, эпилептоидных расстройствах личности, а также паранойяльных, истерических и психастенических расстройствах. Расстройства личности характеризуются стойкостью, вовлеченностью в структуру поведения эмоций и аффекта, проявлением поведения в социальной сфере, а также личностными особенностями мышления.

 

Глава 3. Особенности личности детей  с нарушениями поведения

 

3.1 Понятия, используемые при характеристике детей с нарушением поведения

 

Очевидная сложность данного понятия  обусловлена прежде всего его  междисциплинарным характером. В  настоящее время это понятие  используется в двух основных значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значении «социальное явление, выражающее в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» оно является предметом социологии, права, социальной психологии. В данной работе мы рассматриваем девиантное поведение как проявление индивидуальной активности.

Определение понятия предполагает выделение существенных признаков  явления. Специфическими особенностями  отклоняющегося поведения личности являются следующие:

  1. Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным нормам. То есть, это действия, не соответствующие законам, правилам, традициям и социальным установкам. Следовательно, нарушение поведения можно характеризовать как нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.
  2. Нарушение поведения и личность его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности – навешивание на неё ярлыка. Хорошо известны трудности реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в «нормальную» жизнь.

Попытки человека начать новую жизнь  постепенно разбиваются о недоверие  и отвержение других людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формируют девиантную идентичность (самоощущение). Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.

  1. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение нарушение поведения зачастую является разрушительным: в зависимости от формы деструктивным или аутодеструктивным.
  2. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократно или длительно).

Данное правило имеет исключения. Например, даже одна суицидальная попытка представляет собой серьёзную опасность и может рассматриваться как нарушение поведения.

  1. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. Поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации (поведение в рамках посттравматического синдрома), следствием кризисной ситуации (реакция горя) или следствием самообороны.
  2. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическим заболеванием или патологическим состоянием, хотя и может сочетаться с последним.
  3. Особенностью нарушения поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. Состояние дезадаптации, в свою очередь, может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности.
  4. В качестве последнего признака нарушения поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и его возрастно-половое своеобразие. Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте.

Индивидуальные различия людей  затрагивают мотивы поведения, формы  проявления, динамику, частоту и  степень выраженности. Другая важная индивидуальная особенность касается того, как человек переживает отклоняющееся поведение – как нежелательное чуждое для себя , как временно удовлетворяющее или как обычное и привлекательное.

Необходимо отметить, что термин «отклоняющееся поведение» может применяться  к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле - после 9 лет. Ранее 5 лет необходимые представления о социальных нормах в сознании ребёнка отсутствуют, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых.

Отклоняющееся поведение на личностном уровне можно определить как социальную позицию личности, выступающую в форме девиантного образа жизни[6].

 

3.2  Критерии отнесения к нарушениям поведения

 

В строгом смысле «нормальным» считается всё, что  соответствует принятой в данной науке в данное время норме  – эталону. Способы получения номы нередко называют критериями.

Одним из самых  распространённых и общих является статистический критерий, который позволяет  определить норму для любого явления  с помощью подсчёта частоты, с  которой оно встречается в  популяции. С точки зрения статистики нормально всё, что встречается часто, т.е. не реже, чем в 50% случаев. В соответствии с законом нормального распределения 2-3% людей по обе стороны от «нормального» большинства будут иметь выраженные нарушения поведения по определённому качеству, а приблизительно 20% - небольшие отклонения. Следовательно, конкретная форма поведения (например, курение) может признаваться нормальной в том случае, если она встречается у большинства людей.

Статистический  критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни. Например употребление алкоголя признаётся нормальным явлением в разумных границах, но отклоняющимся – при злоупотреблении. С другой стороны, поведение, представляющее собой прямую опасность для жизни самого человека или окружающих, независимо от его частоты, а порой и степени выраженности, оценивается как отклоняющееся, например суицид или преступление.

Специальные критерии оценки нормальности/аномальности поведения личности:

Психопатологический критерий используется в медицине. С точки зрения психопатологического критерия все поведенческие проявления можно разделить на две группы: нормальные и патологические в значении «здоровье - болезнь».

Социально –  нормативный критерий имеет чрезвычайно важное значение в различных областях общественной жизни. Поведение каждого человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью различных социальных норм. В соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся напротив – противоречит основным общественным установкам и ценностям.

Информация о работе Определение степени и формы особенности личности детей с нарушениями поведения