Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:30, реферат
Цель данной работы - повышение эффективности социальной адаптации в обществе подростков с девиантным поведением на основе анализа особенностей личности и выраженности тревожно-депрессивных проявлений.
Материал и методы исследования. Для достижения поставленной цели в условиях свободной выборки однократно были обследованы подростки мужского пола (n=39) с признаками девиантного поведения в возрасте от 10 до 15 лет (средний возраст 11,8±0,87 лет).
В работе применялись клинико-психопатологический, экспериментально-психологический и психометрический методы исследования.
Введение
Глава 1. Современные представления об отклонениях в развитии у детей и подростков
Глава 2. Расстройства личности, как причина формирования неадекватного поведения
Глава 3. Особенности личности детей с нарушениями поведения
Понятия, используемые при характеристике детей с нарушением поведения
Критерии отнесения к нарушениям поведения
Виды нарушения поведения
Формы нарушения поведения
Причины и механизмы нарушения поведения
Нарушения поведения в МКБ-10
Группы подростков с нарушением поведения
Сопровождение подростков с нарушением поведения
Заключение. Результаты и обсуждение
Литература
В настоящее время принято
– дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие);
– с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие);
– с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
– с тяжелыми нарушениями речи;
– с задержкой психического развития;
– умственно отсталые;
– с тяжелыми нарушениями эмоционально-
– с нарушениями поведения;
– со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения.
Каждая категория детей имеет
специфические психолого-
Таким образом, в результате сочетания первичных и вторичных нарушений при аномальном развитии формируется сложная картина нарушений, которая, с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой — имеет много сходных характеристик в пределах каждого типа нарушенного развития.
Эти сходные характеристики — та специфика, которая определяет необходимость создания специальных образовательных условий, соответствующих психофизическим особенностям детей, относящихся к каждому типу нарушенного развития.
Глава 2. Расстройства личности, как причина формирования неадекватного поведения [5]
Существуют различные подходы к нарушениям личности, и ученые до сих пор не пришли к единой общепринятой классификации нарушений. Одна из популярных классификаций, используемых в отечественной психологии, выделяет следующие группы патологий:
Нарушение структуры иерархии мотивов выражается в нарушениях организации деятельности. Опосредствованность и иерархичность мотивов исчезает, и деятельность становится импульсивной. Те цели, которые влекут человека к далеким рубежам, вытесняются близко находящимися целями. Например, алкоголизм нарушает временную ориентировку личности и ситуативное влечение становится основным, не дающим возможности ориентироваться на последствия поступков и корректировать свои действия по плану на будущее.
Формирование патологических потребностей и мотивов возникает под воздействием стрессоров, в условиях нарушений взаимодействий с окружающими, при разрушении привычных стереотипов деятельности.
Самосознание человека нарушается в ходе разрушения рефлексии, что способно повлиять на нарушение образа собственной личности. Возникают различные расстройства, такие как дисморфофобия, выражающаяся в непринятии своего внешнего образа, боязни старости, уродства. Деперсонализация проявляется в потере переживания собственной личности. Расстройство типа нервной анорексии также связано с нарушением самосознания. Эти нарушения выражаются в патологических потребностях, влечениях, которые не способствуют гармоничному развитию личности. Так дисморфофобия выражена в исключительных желаниях стать моложе, выше, худее. Нервная анорексия включает желание похудеть и непринятие себя с искажением своего образа "Я''.
Нарушение смыслообразующей способности связано с конфликтами, искажениями в социальных взаимодействиях, неправильным воспитанием. Например, нарушение выражается в том, что человек,
зная о необходимости строить позитивные контакты, все же разрушает связи с другими людьми, осознавая, что делает совсем не то, что считает должным.
Нарушение саморегуляции и опосредствования возникает в психотравмирующих, негативных условиях развития.
Нарушение критичности и спонтанности поведения выражается в виде нецеленаправленности действий, расторможенности, отсутствии ориентированности суждений на какой-то критерий. Человек не способен оценивать действия с позиции ожидаемого. Ошибки и неточности в действиях человек не замечает и не способен критично их оценить.
Крайним выражением нормальной личности является акцентуация. Выделяются демонстративная, педантичная, застревающая, возбудимая, интровертивная, гипертимная и гипотимная личности. Тип личности предрасполагает индивида к развитию соматоформных (психосоматических) заболеваний.
Для демонстративных личностей характерны стремление быть в центре внимания группы, эксцентричность, склонность к фантазиям, яркое проявление фантазий. Эти люди легко сходятся с другими людьми, иногда поверхностны и лишены глубины чувств. Педантичные личности характеризуются стремлением к пунктуальности, упорядоченности, тревожностью и мнительностью. Они доверчивы и альтруистичны, стремятся к постоянному избеганию неудач, упрямы и принципиальны, исполнительны и всегда доводят намеченное до конца. Застревающие личности отличаются фиксацией на одной (моно) идее. Они моралистичны, авторитарны, легко формируют сверхценные и бредовые идеи. Обычно проявляют себя на арене политических идей, в науке являются приверженцами одной идеи на всю жизнь. Возбудимые личности характеризуются склонностью к внезапным и часто неадекватным эмоциональным вспышкам, гневу или агрессии. Они предрасположены к асоциальным поступкам и употреблению психоактивных веществ. Свои эксцессы объясняют неправильным поведением окружающих. Интровертированные личности -- замкнуты, обладая богатым внутренним миром, не делятся им с окружающими. Обычно не следят за собой, склонны к абстрактным фантазиям, не способны к сопереживаниям, в трудную минуту совершенно утрачивают контакт с окружающими. Неспособны проявить негативные эмоции, обычно отрицают негативное отношение к ним. Гипертимные личности характеризуются искрящимся весельем, неудержимым оптимизмом, способностью к сопереживанию, высокой подвижностью мышления, стремлением к доминантности, желанием повсюду проявлять инициативу и переоценкой своих возможностей. Гипотимные (дистимические) личности наблюдаются у людей пессимистичных, пассивных, медлительных, склонных к формированию пониженной самооценки и плохого настроения под влиянием мельчайших событий. Они часто зависимы и пассивны.
Выделяются также антисоциальны
Также выделяют ряд психопатий, которые
проявляются в шизоидных, циклоидных,
эпилептоидных расстройствах
Глава 3. Особенности личности детей с нарушениями поведения
3.1 Понятия, используемые при характеристике детей с нарушением поведения
Очевидная сложность данного понятия обусловлена прежде всего его междисциплинарным характером. В настоящее время это понятие используется в двух основных значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значении «социальное явление, выражающее в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» оно является предметом социологии, права, социальной психологии. В данной работе мы рассматриваем девиантное поведение как проявление индивидуальной активности.
Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления. Специфическими особенностями отклоняющегося поведения личности являются следующие:
Попытки человека начать новую жизнь постепенно разбиваются о недоверие и отвержение других людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формируют девиантную идентичность (самоощущение). Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.
Данное правило имеет
Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведения, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности. Другая важная индивидуальная особенность касается того, как человек переживает отклоняющееся поведение – как нежелательное чуждое для себя , как временно удовлетворяющее или как обычное и привлекательное.
Необходимо отметить, что термин «отклоняющееся поведение» может применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле - после 9 лет. Ранее 5 лет необходимые представления о социальных нормах в сознании ребёнка отсутствуют, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых.
Отклоняющееся поведение на личностном уровне можно определить как социальную позицию личности, выступающую в форме девиантного образа жизни[6].
3.2 Критерии отнесения к нарушениям поведения
В строгом смысле «нормальным» считается всё, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме – эталону. Способы получения номы нередко называют критериями.
Одним из самых распространённых и общих является статистический критерий, который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчёта частоты, с которой оно встречается в популяции. С точки зрения статистики нормально всё, что встречается часто, т.е. не реже, чем в 50% случаев. В соответствии с законом нормального распределения 2-3% людей по обе стороны от «нормального» большинства будут иметь выраженные нарушения поведения по определённому качеству, а приблизительно 20% - небольшие отклонения. Следовательно, конкретная форма поведения (например, курение) может признаваться нормальной в том случае, если она встречается у большинства людей.
Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни. Например употребление алкоголя признаётся нормальным явлением в разумных границах, но отклоняющимся – при злоупотреблении. С другой стороны, поведение, представляющее собой прямую опасность для жизни самого человека или окружающих, независимо от его частоты, а порой и степени выраженности, оценивается как отклоняющееся, например суицид или преступление.
Специальные критерии оценки нормальности/аномальности поведения личности:
Психопатологический критерий используется в медицине. С точки зрения психопатологического критерия все поведенческие проявления можно разделить на две группы: нормальные и патологические в значении «здоровье - болезнь».
Социально – нормативный критерий имеет чрезвычайно важное значение в различных областях общественной жизни. Поведение каждого человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью различных социальных норм. В соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся напротив – противоречит основным общественным установкам и ценностям.
Информация о работе Определение степени и формы особенности личности детей с нарушениями поведения